Рисование шара, передача объёма

Елена Васильевна Истомина

План-конспект урока по рисунку в 4 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 «Детская школа искусств»

План-конспект урока по рисунку в 4 классе на тему:

«Рисование шара, передача объёма»

Преподаватель изобразительного искусства:

Истомина Е.В.

Нефтеюганск 2015

Вид занятия: изображение на плоскости.

Место проведения: учебный класс.

Цель урока:   дать представление о светотени, как средстве выявления объема шара (блик, свет, полутень, тень, рефлекс); познакомить с терминами, с зависимостью от направления источника освещения; научить выполнять рисунок шара в светотеневой проработке углём.

Задачи:

  • научить выполнять тональную проработку шара в соответствии с законами построения светотени углём;
  • воспитание у учащихся аккуратности и прилежания при выполнении графических работ;
  • развитие у учащихся фантазии, эстетического восприятия окружающей действительности, формирование художественного вкуса;

Зрительный ряд: Постановка из гипсового шара с боковым    освещением, драпировка, таблицы с этапами выполнения светотени, игра мозаика «сделай шар объёмным», образец педагогического рисунка.

Оборудование:  Бумага формата А 4, уголь, ластик, влажная салфетка.

Задание:  нарисовать шары неотрывной линией,  передать объём светотенью, из получившихся шаров придумать композицию.

План урока:

  1. Организационный момент………………..1 мин.
  2. Сообщение темы урока……......………………..1 мин.
  3. Сообщение теоретических сведений ……..1мин
  4. Объяснение нового материала …………......2 мин.
  5. Закрепление полученных знаний………….. 5 мин.
  6. Практическая часть…………….………………......15 мин.
  7. Поведение итогов…………………………………… 2 мин.
  8. Итоговый анализ детских работ………………3 мин.
  9. Домашнее задание………………………………….1 мин.
  10.  Уборка рабочего места…………………………...2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Подготовка к занятию

Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: ученики рассаживаются за мольберты, на которых скотчем закреплена бумага формата А4 (горизонтально). На табуретках около каждого ученика приготовлен уголь, ластик, влажная салфетка.

2.  Сообщение темы урока

  Учитель: «Ребята, вы уже умеете рисовать многие объемные предметы, но не всегда  ваши рисунки выглядят выразительными и объемными. Как вы думаете, почему?»

       (Предположения учащихся)

       Учитель: «В изобразительном искусстве освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как с помощью освещения, на шар ложатся  тени, показывая его объём».

3.   Сообщение теоретических сведений

       Учитель:  «Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов. Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы. Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам ее увидеть.

Есть определенные закономерности, как будет располагаться светотень на разных формах. И рисующему человеку это необходимо знать. На плоском листе художник создает изображение, в котором зритель видит формы, объекты, пространство.

4.   Объяснение нового материала

Учитель: «Итак ребята, для того чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется светотень.

Светотень  - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.

Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко в натюрморте.

Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.

блик — отражение источника света;

свет — поверхность, освещённая источником света;

полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, имеющую тональную градацию близкую к полутени.

      Следует также помнить, что все элементы светотени имеют различную тональность, т.е. градацию темного. 

        Задача художника – найти правильное соотношение этих светлотных фаз, уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет ощущать весь объем тела в целом.

5. Закрепление материала

Давайте попробуем разобраться вместе. Поиграем в игру «Сделай шар объёмным». Приглашаются 2 ученика.

         Одному предлагается выставить свет, другому расставить детали разные по тону, в соответствии с порядком распределения света. Задание выполнено. Участники меняются. Теперь другой ученик ставить свет, а тот, кто ставил свет, расставляет детали. Молодцы!

Я предлагаю вам нарисовать несколько объёмных шаров. После того как вы справитесь с распределением на них светотени, пофантазируйте и дорисуйте них композицию.

Сейчас прошу подойти ко мне, я напомню вам, как работать углём.

Показ преподавателя.

1. рисуем окружности на листе бумаги.

2. размечаем области блика, света, полутени, тени, рефлекса.

 Светотень наносим слоями.

 6. Практическая часть

Занимайте свои места. Можно приступать к выполнению задания.

7. Поведение итогов

Ребята, закончилось время выполнения задания. Прошу всех пройти на выставку получившихся работ.

Давайте закрепим сегодняшнюю тему.

Для того чтобы нарисовать объем предметов на плоскости листа какой прием используют художники? (светотень)

Как называются элементы светотени? (блик, свет, полутень, тень, рефлекс)

Какой самый светлый элемент? (блик)

Как называется область между светом предмета и его тенью? (полутень)

Что такое рефлекс? (слабое светлое пятно в области тени, имеющее градацию светотени)

8.  Итоговый анализ детских работ 

Коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе. Обращаем внимание на передачу светотени и композиционное решение. В ходе анализа детям задаются вопросы:

Удалось ли передать объём? Во что превратились шары? Как называется работа?

        9.   Домашнее задание

Домашним заданием для вас будет выучить определения. (Раздаю определения терминов.)

10.  Уборка рабочего места