Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства как эстетическое воспитание обучающихся

Якупова Ольга Вячеславовна

Один из методов, применяемых в педагогической практике – метод ассоциаций, сравнений и трансформаций. В широком смысле слова, ассоциация – это образ, возникающий в сознании людей в период воздействия какого-либо внешнего раздражителя – звука, запаха, мелодии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие ассоциативно-образного мышления

на уроках изобразительного искусства как эстетическое воспитание обучающихся

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

1. В наше современное время, в век глобализации и информации, когда возрастает роль научно-технического прогресса, повышается значение умственной деятельности, одной из главных задач системы образования является развитие образного мышления обучающихся.

        Образное мышление – одно из важных составляющих разума человека искусства – художника, архитектора, дизайнера, и т. д., позволяющее ему творчески мыслить и проводить абстрагирование.

    Один из методов, применяемых в педагогической практике – метод ассоциаций, сравнений и трансформаций. В широком смысле слова, ассоциация – это образ, возникающий в сознании людей в период воздействия какого-либо внешнего раздражителя – звука, запаха, мелодии и т.д. В памяти художника ассоциативные образы формируются в течение всей его жизни, помогая решать многие поставленные задачи.

        Метод ассоциаций - один из способов формирования идеи. Он помогает достичь наибольшего эффекта, если творческое воображение ребенка обращается к различным идеям окружающей действительности.

        Ученые определяют ассоциативно-образное мышление как интеграцию двух его типов – образного и ассоциативного.

    Развитие ассоциативно-образного мышления – важнейший аспект эстетического воспитания обучающихся, так как позволяет средствами ассоциативных связей обогатить образную палитру произведений, глубже выразить художественные представления, шире раскрыть содержание изобразительного искусства, активизировать творческое воображение и фантазию детей.

   2. Преобразование предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта - это то, в чем проявляется развитие ассоциативного мышления ребенка. Способность ребенка к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, которые воссоздаются в памяти.

Для развития ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства применимы различные методы:

Эвристический метод

- это создание обучающимися новых образовательных

результатов: проектов, сочинений, исследований,

поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

Примеры  заданий:

       - изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

   придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

       - изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

 Метод Агглютинация образов - «склеивание», соединение нескольких различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей, образов в один.

Например: образ водяной русалки в народных представлениях образованный из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы), сфинкс, избушка на курьих ножках, Змей Горыныч, образ кентавра, грифон

        Метод Акцентирование - это выделение в искусстве образов через преувеличение, гиперболу, уменьшение или увеличение предмета и его частей; гротеск тех или иных сторон отображаемого явления.

Пример: карикатура, шарж.

        Метод Схематизация — выделение различий и выявление черт сходства

    Пример: Геометрическое подобие природных форм, «беспредметные» образцы живописи, кубизм

    Метод сравнения. 

    Метод перемещения. Например  - другое место, время, «Алиса в стране чудес».

    «Бином фантазии» Системное смещение. Сюрреализм

    Метод оживление, очеловечивание

        3. При обучении изобразительной деятельности детей  даётся определенное задание, предложенное педагогом, которое должно обрести ассоциативно-образную форму выражения. Это требует от учеников анализа составляющих элементов, их преобразование и дополнение, наделение смысловыми характеристиками и интеграцию предложенных и вновь привнесённых компонентов в единство образа. Следует учитывать, что ассоциативность – мощный катализатор поиска новых образов, идей и смыслов. Образность и ассоциативность мышления позволяют достичь единства разнородных компонентов и целостность внешней формы, которую обретает конечный продукт изобразительной деятельности обучающихся.

   Существуют различные системы практических заданий, которые позволяют эффективно развивать ассоциативно-образное мышление на уроках по изобразительному искусству. Например, предложим ребенку выполнить композицию, которая будет передавать настроение, где необходимо использовать ограниченные художественные средства, такие как цвет, пятно, линию. Или предложим создать композицию из геометрических форм в цвете, которая должна передать какое-либо тактильное ощущение - мягкость, колючесть, жесткость и т. д., или какой-либо запах или вкус. Возможно создание абстрактной композиции на тему музыки. Это может быть и выполнение эскиза поздравления к празднику, без использования традиционных штампов.

   В развитии ассоциативно-образного мышления могут помочь упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы обучающихся, и имеющие ассоциативно-образный характер деятельности. Цель таких упражнений: вызвать отношение к увиденному, услышанному, и переживания в связи с этим. В одно представление включается всё то, что воспринималось ребёнком в разное время и из этого создаётся ассоциативный образ, который он выражает с помощью художественных средств. Очень важно, чтобы задания были интересны для школьников, волновали их, вызывали естественное желание пофантазировать, придумывать, воображать, создавать неповторимые и индивидуальные композиции.

 Начать можно с простого задания, не требующего непосредственно изобразительной деятельности. Класс делится на две команды, которые соревнуются, кто больше вспомнит выражений (поговорок и фразеологизмов), включающих название цвета.
Например:
- Радужные надежды,
- Зелёная тоска,
- Предстать в чёрном цвете, 
- Чёрная зависть (неблагодарность),
- Розовые очки,
- Голубая (розовая) мечта,
- Сгущать краски,
- Мне всё глубоко фиолетово и т.д.
        Детям нужно попытаться объяснить, почему именно данные цвета и оттенки фигурируют в речи для образного выражения данного понятия.

Развитие образного мышления через ассоциации – линия.

Например, как эмоции линия может быть спокойной, бурной, весёлой, колючей.

Ассоциация – цвет.  Радость – яркие цвета, грусть – нежные, пастельные тона.

Ассоциация – силуэт. Например, силуэт фрукта преобразовать в вазу, силуэт берёзки в русскую красавицу, и т.д.

4. Заключение

        Развитие ассоциативно-образного мышления способствует созданию целостного произведения, гармонии форм живой природы и архитектуры. Используя этот метод, можно вести поиск новых замыслов и сюжетов в определённых условиях с учетом доступных средств и материалов и остановиться в будущем на одной из идей. Формирование образного мышления на начальном этапе обучения изобразительной деятельности поможет ученикам намного эффективнее находить более интересные композиционные решения.

       Искусство формирует мир человека, дает ему этот социальный опыт, является тем стимулирующим фактором, благодаря которому обогащается жизнь всего общества в целом.