Образ художественной культуры Древней Греции. Архитектура.
Презентация к уроку по архитектуре Древней Греции. Дана периодизация культуры, понятие ордер и знакомство с архитектурным памятником - Акрополем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_hudozhestvennoy_kultury_drevney_gretsii.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Периодизация культуры
Ордерная система Ордер в классической архитектуре - порядок соотношения несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции. Ордер делится по вертикали на три основные части: опору; несущую систему (стена или колонна); несомую системы (антаблемент, находящийся сверху).
В архитектуре Древней Греции сложились три ордера, различавшиеся по стилю: дорический (монументальность и суровая простота); ионический (легкость пропорций и широкое применение декора); коринфский (утонченность форм и сложная капитель). Дорический ордер Ионический ордер Коринфский ордер
В жизни древних греков храм имел огромное значение. Это был не только центр почитания божества, но и священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. В отличие от египетских храмов внутренние помещения греческого храма не использовались для собрания верующих. Они считались местом пребывания самого божества и простые смертные не должны были ему мешать. Верующие собирались перед храмом с восточной стороны, где располагался вход в него.
Для строительства храмов греки выбрали благородный камень - белый мрамор.
Холм, на котором стоит акрополь, поражает своей высотой, служившей хорошей защитой от врагов. Ведь с трех сторон отвесные скалы холма были совершенно неприступны. Каково было назначение акрополя? Акрополь был и укреплением, и святилищем, и общественным центром. Здесь хранилась государственная казна, помещались библиотека и картинная галерея. Самый известный памятник древнегреческой архитектуры - Акрополь Афинский акрополь. V век до н.э.
Реконструкция Акрополя
Вход на Акрополь - через массивные ворота Пропилеи, прерывающие величественными колоннами высокие крепостные стены. Рядом с ними человек ощущает себя почти песчинкой. (от греч. propylaion - преддверие, вход) - это пропилон, парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения. Ворота Пропилеи . V век до н.э.
Справа от Пропилеи - небольшой храм Ники Аптерос , слева - приземистая и гораздо большая по размерам пинакотека (хранилище произведений античной живописи). Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) стоит на выступе оборонительной стены Акрополя. Афиняне пожелали изобразить ее бескрылой, чтобы она не могла улететь из их города! Храм Ники Аптерос. V век до н.э.
Храм Ники Аптерос Построен Калликратом в 427—421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э.)
А на самой площади справа - величественный Парфенон, слева - небольшой и изысканный Эрехтейон. Так обе стороны ансамбля уравновешиваются: Эрехтейон «перекликается» с храмом Ники, а Парфенон - с левым крылом Пропилеи. На акрополе в честь богини Афины устраивались празднества.
Парфенон
Увы, история не была благосклонна к этому шедевру. Турки в годы своего четырехсотвекового владычества превратили храм в мечеть. А в 1687 году артиллерийский снаряд попал в склад боеприпасов, устроенный турками в Парфеноне во время осады Афин венецианцами. И довершил дело лорд Эльджин, в XIX веке вывезший в Британию фрагменты с фронтонов храма. За последние годы ядовитый смог современных Афин, равно как и отметины, оставляемые здесь туристами, нанесли мрамору чувствительный ущерб. Но и полуразрушенный Парфенон производит неизгладимое впечатление! Сейчас ведется его масштабная реставрация.
Эрехтейон Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Архитектор не известен. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Эрехтейон всем своим обликом отличается от Парфенона. Он весьма сложен и асимметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы. У этого храма три различных фасада: то четкие очертания колонн вырисовываются на фоне неба; то колонны как бы сливаются со стеной; то превращаются в кариатид (статуи девушек, поддерживающие карниз). Рядом с Парфеноном довольно крупный по размерам Эрехтейон кажется небольшим. Богатая орнаментальная отделка и особенно статуи кариатид делают его изящным.
Итак, ансамбль Акрополя (общественного и культурного центра Афинского государства) – это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи.