Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства

Попов Роман Борисович

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и коррекционной школе. В нынешнее время применение учителем ИКТ, как средства обучения является повседневной реальностью.  В современных информационных техноло­гиях заложены возможнос­ти для форми­рования гармоничной лич­ности ребенка.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_izo.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникативных технологий

на уроках изобразительного искусства»

    Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и коррекционной школе. В нынешнее время применение учителем ИКТ, как средства обучения является повседневной реальностью.  В современных информационных технологиях заложены возможности для формирования гармоничной личности ребенка.               Уроки изобразительного искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты: это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного  изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учеников, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными  очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе детей, методических приёмов в работе учителя.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

        Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету. Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени. Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Использование электронных презентаций помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает  степень восприятия представляемой на уроке информации.

        Основными целями использования информационных технологий в специальных (коррекционных) школах  являются развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества и мотивация учебно-воспитательного процесса через:

  • развитие основ конструктивного мышления, благодаря особенностям общения с компьютером,
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий,
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

        В поисках интересных форм и методов преподавания уроков изобразительного искусства я хочу остановиться  на мультимедийных уроках-презентациях, выполненных в программе Power Point. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных   пособий,   репродукций.

        Создавая презентацию, я  продумываю последовательность урока и фиксирую его на слайдах. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним или двумя цветами, расположение на заднем плане репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом порядке и т.д. На следующих слайдах устанавливаются тексты или картинки, а также то и другое. При составлении презентации мне важно подобрать материал высокого качества, без искажения цвета, высокого разрешения. Можно использовать различные анимационные эффекты. Это способствует повышению внимания детей и радует глаз. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно показать иллюстрацию фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Презентация удобна и для организации проверки знаний. Проверку можно осуществлять в виде компьютерных дидактических игр и упражнений («Какая картина лишняя», «Определи жанр картины» и др.) Она может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками  располагаю перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком. Использование цифровых технологий делает учебный процесс интерактивным. Это позволяет учителю успешно работать с детьми разного уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете.

Уроки – презентации я использую:

  • во время знакомства с творчеством художников
  • при изучении жанров изобразительного искусства
  • при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Сказочная избушка» и т.д.
  • при изучении законов композиции «Составление геометрического орнамента», «Рисование с натуры предмета конической формы - детской пирамидки».

 Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учеников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учеников на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности школьников. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.