"Архитектура. Храм в Усть - ижоре"

Логинова Наталья Павловна

Конспект занятия.

Зарисовки архитектуры на пленере «Храм в Усть-Ижоре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura._hram_v_ust_-izhore.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

 

«Храм в Усть-Ижоре»

конспект  занятия

по программе модульной интенсивной школы

«Палитра творчества»

возраст детей  8-16 лет

Автор – составитель:

Логинова Наталья Павловна –

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2019


Тема: Зарисовки архитектуры на пленере «Храм в Усть-Ижоре"

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка в процессе решения учебно-познавательных задач.

Задачи образовательные:

  • приобретение навыков работы в условиях пленэра;
  • освоение терминологии заданий пленэрной практики;
  • знание свойств графических материалов, их возможностей
  • умение видеть и передавать перспективные изменения объектов в условиях пространственно-воздушной среды на пленэре;
  • навыки в использовании графических техник и материалов;
  • навыки последовательного ведения графической работы;
  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи воспитательные:

  • стимулирование интереса к истории России;
  • стимулирование интереса к архитектурному наследию;
  • воспитание в учащихся внимательности, терпения, аккуратности.

Задачи личностные:

  • художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала;
  • развитие наблюдательности, внимательности, трудолюбия, аккуратности.

Задачи метапредметные;

  • навыки самоорганизации;
  • развитие глазомера;
  • развитие зрительной памяти;
  • активация мыслительных процессов, необходимых для анализа и синтеза.

  

Тип занятия:
 
Комплексное применение знаний, умений и навыков.

 Форма проведения занятия:

 Индивидуально-групповая.

 Оборудование

Для педагога:

  • планшет с зажимом для демонстрации последовательности выполнения задания;
  • мягкие графические материалы для демонстрации последовательности выполнения задания.


Для учащихся:

  • планшеты с зажимом формата А-4, складные стулья;
  • материалы для выполнения  зарисовки: 1 лист плотной тонированной бумаги формата А-4, ретушь и пастельные карандаши белого цвета, ластики.

                                                      

План практической работы учащихся на пленэре.

1. Целеполагание и мотивация………………………………2-3 мин.

2. Выбор и организация рабочего места.............................. 10-15  мин.

3. Изучение натуры.

   Архитектурные особенности православного храма. ……….. 15  мин.
4.  Показ последовательности работы педагогом……………..15 мин.
5. Самостоятельная работа учащихся:
   выполнение конструктивной зарисовки…………………… 30 – 35 мин.
6. Перерыв……………………………………………………….15 мин

7. Продолжение самостоятельной работы учащихся:
   Тональная моделировка  храма и деревьев……………........30 – 35 мин.
8. Анализ работ учащихся………………………………………10-15 мин.
9.Уборка рабочего места, сбор материалов……………………10 мин.

  1. Целеполагание и мотивация

На одном из прошлых занятий мы уже были в этом прекрасном историческом месте и успешно прошли квест «Заповедная Усть-Ижора», познакомившись с основными достопримечательностями и героическими событиями, которые произошли много веков назад. Вспомните, что это были за события и кто главный герой? Действительно, это Невская битва 1240 года, а главный герой  князь Александр Невский.  Нас всех поразила первозданная красота этих мест, и вам захотелось нарисовать пейзаж с храмом. Может быть, вы скажете, в честь кого построен этот храм? Да, это храм Святого Благоверного князя Александра Невского.  

2. Выбор и организация рабочего места.

Рисование зданий предусматривает внимательное изучение их форм. Для таких сложных в изобразительном плане архитектурных объектов как храм Александра Невского, лучше выбрать фронтальное изображение. В этом случае нам легче будет уяснить конструктивные особенности этого здания и его пропорции.

3. Изучение натуры. Архитектурные особенности православного     храма.

Давайте познакомимся с самыми общими архитектурными деталями, присущими большинству православных храмов.

Куб – основной объем храма.

Бараба́н – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Глава́ – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Фронто́н – завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закома́ра – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Пиля́стра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель

3.  Показ последовательности работы педагогом.

Архитектурная зарисовка обязательно должна вестись от целого к деталям.
- Первое, что вы должны сделать – это выполнить лёгкий композиционный набросок всего храма.

-  Следующий этап – нахождение правильных пропорциональных соотношений куба и главы храма.

- Затем нахождение точных пропорций самого куба и фронтона.  Все пропорциональные соотношения сначала намечаем «на глаз», а затем проверяем их при помощи визирования карандашом.
- Только после того, как основные соотношения найдены, вы начинаете изображать более мелкие детали.

- Когда конструктивный рисунок выполнен – можно переходить к перспективному изображению барабана купола в соответствии с его положением относительно уровня горизонта.

    - Рисунок деревьев нужно начинать с контурного наброска массы листвы и  
      ствола лёгкой линией. Прорабатывая детали, нужно постоянно видеть и  
      изображать общую объёмную массу дерева. Штрих должен передавать
      направление и характер листвы. Освещённые массы листвы передаются
     более фактурно, теневые – обобщаются широким штрихом.

4. Самостоятельная работа учащихся:    выполнение конструктивной зарисовки

После объяснения и демонстрации педагогом последовательности ведения работы, учащиеся  приступают к самостоятельной работе над зарисовкой. Педагог отслеживает выполнение задания каждым ребёнком в группе, по мере необходимости делает общие и индивидуальные замечания, помогает исправить ошибки, корректируя те или иные ошибки словесными указаниями, либо выполняя на отдельном листе правильный вариант изображения.

5. Перерыв в работе.
Учащимся предлагается перекусить и подвигаться.

6. Продолжение самостоятельной работы учащихся:
   Тональная моделировка  храма и деревьев

Дополнение изображения архитектурными деталями.

Изображение деревьев.
Завершить рисунок следует проверкой его целостности, верности тональных отношений основных пятен рисунка, подчёркиванием узловых элементов и деталей здания.

7. Анализ работ учащихся и подведение итога занятия:

Педагог вместе с учащимися рассматривает выполненные зарисовки, сравнивая их между собой, отмечает наиболее грамотные и эмоционально выразительные работы.

- Итак, ребята, мы еще раз побывали сегодня на историческом месте Невской битвы. Надеюсь, что вы узнали много нового для себя. И у вас получились замечательные зарисовки храма, воздвигнутого в честь Александра Невского.

 8.Уборка рабочего места, сбор материалов.

Литература.

Для педагога:

  1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976.
  2. Дольский В. Д. Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства. М.: Издательство МГУП, 2000.
  3.  Барщ А. О. , Наброски и зарисовки, «Просвещение», 1970 г.
  4. Шаров В.С., Академическое обучение изобразительному искусству. М.: ЭКСМО, 2013

Для учащихся:

  1. Соколова О. Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников. М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.
  2. Мосняш С.П., Александр Невский. Ленинград. «Детская литература»,1982