Урок русского языка в 8 классе. Развитие речи. Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения».

Василенко Ульяна Владимировна

Урок русского языка в 8 классе.  Развитие  речи.

Тема:    Подготовка к написанию сочинения-описания  по

картине  Юрия Ракши «Проводы ополчения».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.  Развитие  речи.

Тема:    Подготовка к написанию сочинения-описания  по

картине  Юрия Ракши «Проводы ополчения».

В ПОИСКАХ КРАСОТЫ.  

Великие темы жизни. Война в моем сознании.

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства.

                                       

Цели  урока:

Обучающие : подготовить  обучающихся к написанию сочинения по картине, умение быстро воплощать художественный замысел на листе в формате триптиха.

развивающие:  развитие устной коммуникации учащихся, расширение кругозора, развитие точности рисунка, скорости и точности изображения в небольшом формате без наброска.

воспитательные: воспитание патриотических чувств у обучающихся, умение замечать и выражать изобразительными средствами свои чувства и эмоции.

Технология  урока:  творческая мастерская, ИКТ – технологии. 

Форма работы:  групповая, индивидуальная, парная.

Тип урока:  добывание новых знаний.

Оборудование к уроку: презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения»,  листы для выполнения заданий в группах, листы для выполнения индивидуального задания по рисунку, черная ручка.

                                                        Ход урока

  1 слайд      На экране  слова:

Битва на поле Куликовом стала днем рождения                                          большой Руси Московской.

                                                                        Юрий Ракша.

        

  1. Организационный  момент.

 (На экране – картина Ю.Ракши «Проводы ополчения»)

1.Объявляется тема урока.

 Цель нашего урока.

2.Эпиграф к уроку.

 (Подумайте,  почему взяты такие эпиграфы.   Ответим  в конце занятия).

3. Формат урока – творческая мастерская.

II.Презентация нового.

1.Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания. Индивидуальное сообщение учащегося о творчестве художника Ю.Ракши.

2 слайд     

                                            16 августа 1980 года Юрий Ракша сделал в дневнике запись: «Этот мой триптих не просто извлечение из прошлого. Напротив. Это моё сегодняшнее обращение к ним, тем, которые пали за нас. О том, что мы живы, что мы есть, что мы сильны, что мы едины и миролюбивы, что мы многому научились. И они тогда не зря пали. Дух наш не оскудел, мы и сейчас можем собраться. Нам надо держаться вместе».

                                Юрий Ракша.

 2 слайд     (портрет художника)

Ученик:

Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980) - русский художник. Родился в Уфе в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!” и  “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна — “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. — демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Кисти художника принадлежит триптих  «Поле Куликово» (1980), состоящий из 3 –х частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

2. Учитель русского языка:

О событии. Куликовская битва была в  сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий  Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.

 В центре женщина с сыном  - жена Дмитрия Донского Евдокия, Она провожает мужа на смертный бой, но она ждет ребенка, такого же рыцаря. Женщины плачут. Так описывается это событие в повести «Задонщина»: «Запели птицы жалостные песни – запричитали  все княгини и боярыни…»

На втором плане – дружина, на третьем – стены Кремля, русское родное небо.

3.Проверка  работы с карточками.

 (объяснение терминов).

 Передний  план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний  план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.

Сегодня на уроке мы будем использовать  тип речи: описание.

Вспомним,  какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками.   Дети дают определения и сопоставляют  свои выводы с определением на слайде.

 (проверка   типа речи)

Описание -  изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос  -   какой?

Вопрос: Какие  изобразительно-выразительные средства языка для описания предметов и явлений  вы помните?  Назовите их.

Назовите, пожалуйста, изобразительно-выразительные средства языка. Дайте определения.

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. 

 Олицетворе́ние  — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

 Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

III. Работа над содержанием сочинения.

1.Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.

3. Описание фрагментов картины  по группам.

Карточка для группы  №1

               Описание мужчин – ополченцев

              1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.

              2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит  об их                       патриотизме?

              3.Опишите задний план картины, стену города.

          4. Какие художественные приемы вы использовали?

          5.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №2        

                 Описание природы, погоды

1.Опишите небо (цвет неба, облака).

2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.

3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать

 к описанию неба, травы?

4.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №3

Описание  женщин,  детей, старика

1.Опишите позы женщин, детей, старика.

                  2.Опишите мимику женщин, детей, старика.

                  3.Опишите одежду  женщин, детей, старика.

                  4.Какой фрагмент картины вы описывали?

Учитель изо:

Для нас новым форматом картины является то что она состояит из трех частей. Такая работа называется ТРИПТИХ. Скажите. знаете ли вы как называются картины состоящие из двух частей? Из четырех?  

Сегодня вашим задание несколько необычное и на первый взгляд легкое.  Предлагаю вам выполнить небольшие вольные копии этой картины на своих листах, используя только нестираемый материал.  Что такое вольная копия? Вольная (свободная) копия – это копия картины, отличающая деталями от своего оригинала. Грубо говоря – неточная копия, созданная таковой специально или из-за недостаточных художественных навыков художника-копииста. Обратите внимание на то, что все три картины объединены общей линией горизонта. Вашими помощниками будут черновики с описанием картины которые вы только что сделали.   Вы можете использовать надписи и подписи в своей работе. Главная задача – работать на скорость, не задумываясь о точном копировании деталей.

4. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.

5. Составление плана сочинения. (Обсуждение в группах. Запись окончательного варианта).

Слайд № 7      композиция сочинения.

I. Вступление.

1.  О художнике.

2. Тема Куликовской битвы в его творчестве.

III. Заключение.

Какие мысли возникают, когда вы смотрите на эту картину.

  1. Словарно - лексическая работа.

-Триптих, женщины разного возраста, Дмитрий Донской,  Евдокия, «Задонщина», сражение, скорбит, мистическая связь с событиями прошлого, противоречит, сияние дня, драматичность ситуации, исторический экскурс, простоволосая, величественная поза, Реет флаг, мужественные лица, прозрачный воздух, простолюдины, седовласый старец.

- Подобрать синонимы к слову «художник» - (автор картины,  живописец, );

- Подобрать синонимы к слову «картина»  - (произведение, художественное полотно, талантливая работа).

  1.  Контроль, оценка

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и  деятельность на уроке.

Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Давайте вернёмся к началу урока.  Вы готовы написать сочинение?

Какой эпиграф из предложенных вы выберете? Почему?

 Знаете ли вы,  о чем  будете писать?

Возникли ли у вас трудности в работе над рисунком? Если да, то какие?

Получилось ли уловить эмоциональное состояние задуманное автором в своей копии?

8. Организационно – связующий этап

Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.

Слайд № 11

Домашняя работа с элементом вариативности:

- выбрать эпиграф, изложить материал в соответствии с эпиграфом,

- написать сочинение.

- выполнить подобный триптих о любом событии из своей жизни, об ожидании подготовке к этому событию и об эмоциональном состоянии участников в любом материале. Придумать название для триптиха и для каждой картины отдельно.