«Кубанская глиняная игрушка». Конспект занятия. Тема: «Народные глиняные игрушки»

Конспект занятия.

Тема: «Народные глиняные игрушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_lepke.docx516.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

преподавателя Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детской художественной школы города Хадыженска муниципального образования апшеронский район Лукашвили Александры Петровны

по учебному предмету Лепка «Кубанская глиняная игрушка»

Конспект занятия.

Тема: «Народные глиняные игрушки»

Цель занятия:

-знакомство учащихся с  традиционной кубанской глиняной игрушкой.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения кубанской глиняной игрушки.

Формировать навыки работы с пластическим материалом.

Воспитывать уважение к народному искусству.

По завершении занятия учащиеся должны:

- знать историю возникновения игрушек;

- уметь различать виды народных игрушек;

- выполнить из глины свой образ игрушки.

Методы:

Информационный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности, применяемые педагогом:

индивидуально-самостоятельная, фронтальная, самоконтроль.

Оборудование: оснащение рабочих мест учащихся.

Дидактические материалы: раздаточный материал.

Средства ТСО: компьютер.

Этапы занятия:

-организационный;

-изучение нового материала;

-практическая работа;

-закрепление нового материала;

-подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный момент (1-2 мин.)

Актуализация опорных знаний.

- В прошлом году мы познакомились с традиционной народной Дымковской глиняной игрушкой, ее образами.

- Назовите место, где зародилась игрушка, почему ей дали название «дымковская»?

- Какие отличительные особенности у дымковской глиняной игрушки?

- Какие символы использовались для украшения игрушки?

- Посмотрите на экран монитора. Чем отличается глиняная игрушка на экране от «дымковской»  игрушки, какие особенности вы заметили?

Хотели бы вы узнать об игрушке? Как она называется, ее историю возникновения?

Итак, тема урока: « Кубанская глиняная игрушка»

Сформулируем цель урока.

Цель занятия:

-познакомиться с традиционной кубанской глиняной игрушкой.

Сегодня на уроке:

- изучение новой темы;

-практическая работа;

-закрепление нового материала;

-анализ выполненных эскизов (выставка-просмотр).

Учащиеся отвечают на вопросы.

Внимание на экран монитора.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся знакомятся с темой урока, целями и задачами.

Изучение нового материала(20 мин.)

Рассказ «История возникновения кубанской глиняной игрушки».

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сиз пор – игрушечных дел мастер.

Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э..

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.

Между тем история народной игрушки на Кубани – отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Формирование и взаимодействие русской и украинской этнографической групп – при активном участии народов северокавказского региона – привело к возникновению новой региональной этнокультуры Кубанского казачества.

Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Баталпашинской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы – хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя.

Наиболее распространенными и близкими кубанским мастерам были образы птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников".

"Коник."

В древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. В них отражались народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.

Еще Л. А. Динцес, изучая древние начала русской глиняной игрушки, одним из первых подчеркнул важную особенность зооморфных глиняных фигурок – все они обязательно являются свистульками.

Музыкальные функции игрушки наряду с древнейшей семантикой их орнамента составляют наиболее архаичный пласт их облика и содержания. С годами религиозное значение было забыто, возвеличенные когда-то до символов неба, солнца животные и птицы постепенно утратили свой магический, божественный смысл и, перейдя в детские руки, стали забавной игрушкой, вовсе не вызывая у детей того почтения, страха, надежды, которые испытывали далекие предки.

Глиняная игрушка, как предмет развлечения, кроме того, знакомила детей с народной музыкой, побуждала импровизировать или подражать взрослым. Иными словами, игра ребенка с такой звуковой игрушкой всегда содержала частицу его труда и творчества.

В свистульках кубанских мастеров воздушная камера входила в основную форму игрушки, находясь в самом туловище того или иного персонажа.

Отверстие, в которое подавался воздух для получения свиста, располагалось на конце свистульки – в "хвосте" игрушечного животного. Его могли делать сразу или прочищать позже, когда глина подсыхала и стенки становились крепкими, чтобы не деформироваться под резцом. Тогда же прорезались и другие необходимые для извлечения звука отверстия (два круглых боковых в боках птицы, коня, барана или прямоугольное отверстие внизу свистульки). Перед обжигом игрушку хорошо высушивали.

Вывод:

Сегодня мы с вами познакомились с традиционным гончарным ремеслом населения Кубани – кубанской глиняной игрушкой. Вам стало известно, что формирование локальных особенностей народного декоративно-прикладного искусства, в том числе и народной глиняной игрушки произошло под воздействием восточно-украинской и южнорусской традиций.  Вы теперь знаете, какую роль выполняли глиняные игрушки-свистульки в те, давние времена и не перестают радовать детвору  в настоящее время.  Это замечательные подарки для близких и родных людей.

Учащиеся внимательно слушают рассказ.

WhatsApp Image 2019-12-20 at 11.58.31 (1).jpeg

WhatsApp Image 2019-12-20 at 11.58.32 (1).jpeg

WhatsApp Image 2019-12-20 at 11.58.31.jpeg

WhatsApp Image 2019-12-20 at 11.58.33 (1).jpeg

        

WhatsApp Image 2019-12-20 at 11.58.34.jpeg

Практическая работа(15 мин.)

Практическая работа заключается в следующем:

Создать из пластилина образ  «коныка», (первой игрушки-оберега мальчика-казака), руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла.

Глиняная игрушка «конык» лепится

из целого кусочка глины, по форме похожего на огурчик, формируется «уточка».

Затем с одной стороны формируется голова и уши, а с другой небольшие конечности ног.

При лепке игрушки из глины, с задней стороны формируется внутренняя полость, в которую запечатывают глиняный шарик-сердечко – будущую погремушку.

Затем для свистка формируются входящие и выходящие отверстия во внутренней полости.

В гриве делается отверстие для подвешивания, а с обеих боков делают отверстия – резонаторы.

В конце работы над игрушкой делают процарапывание стекой солярного знака – семейного счастья, вечного движения, плодородия.

Фронтальная беседа по итогам практической работы.

Создают кубанскую глиняную игрушку - «коныка».

Учащиеся выполняют практическую работу индивидуально.

Закрепление нового материала (2 мин.)

-Как вы усвоили материал сегодняшнего урока проверим с помощью загадок.

-Бока – крутые,
Уши – золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.

-У детей в ладошках птички,

С виду, птички-невелички,

Только птички не порхают,

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят.

- Он похож на птичью трель,

На весеннюю капель.

На звенящий ручеек,

И на солнечный денек.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Домашнее задание (1 мин.)

Подобрать иллюстрации с изображением глиняных игрушек.

Учащиеся записывают задание.

Итоги (2 мин.)

Анализ и оценка работ. Выставка работ по желанию учащихся.

Самоанализ представленных работ.


-