Портфолио педагогической поддержки одаренных детей

Петракова Елизавета Юрьевна
Методическое портфолио содержит перечень материалов, которые позволят педагогу, работающему в образовательной организации определенного типа и вида, самостоятельно освоить способы осуществления педагогической поддержки одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrakova_e.yu_.docx80.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  И МОЛОДЕЖИ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Портфолио педагогической поддержки одаренных детей

             Разработчик:

                                              Петракова Елизавета Юрьевна

педагог   дополнительного образования

                                               отдела прикладного творчества

Санкт-Петербург

2019

Содержание

1. Цели  и задачи программы работы с одаренными детьми.

2. Методы работы.

3. Особенности одаренных детей.

4. Черты, свойственные одаренным детям.

5.  Стратегия работы с одаренными детьми.

6. Карта одаренного учащегося.

7.  Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога при работе с одаренными детьми


1. Цели  и задачи программы работы с одаренными детьми.

Цель программы: выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи программы.

  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу


2. Методы работы.

Государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду и самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития, учащегося как субъекта творческой деятельности.

Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися на уроке.

Проблемный метод.

Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

Формы проблемного обучения:

- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;

- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;

- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;

- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.

Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.

Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Поисковый метод.

Поисковый метод один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

Выделяются следующие типы поисковой учебной деятельности:

- исследовательская (теоретически-познавательная деятельность или учебное исследование);

- дискуссионная;

- и моделирующая.

Эвристический метод.

Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.

«Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» (Андрей Викторович Хуторской).

Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:

- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

- освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Исследовательский метод.

Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Главная цель исследовательского метода формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Такая учебная деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

- глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;

- свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;

- отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;

- знакомить учащихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса;

- применять инновационные приемы и стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, которые позволят им достичь наивысшего результата.

Проектный метод.

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Джона Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Метод творческих и нестандартных заданий.

Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.

Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.

Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:

- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;

- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;

- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;

- развивают логическое мышления, аналитические способности.

Метод развития критического мышления.

Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Мозговой штурм.

Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Метод позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

-творческое усвоение школьниками учебного материала;

-связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.

Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Кластер как метод.

Кластер переводится с английского как кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

Кластер - это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.

Основной этап работы – это чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками и проведение линий соединения. Одаренные дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень. Одаренные дети более подробно рассматривают отдельные смысловые блоки, используют ключевые слова как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации. Таким образом, кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы, что особенно важно и интересно одаренным детям.

Кластер – опора для пересказа научных текстов.

Кластер - один из способов реализации учебного исследования.

Кластер – графическое оформление исследуемого материала.

Метод кейсов.

В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней. Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Информационно-коммуникационные технологии.

ИКТ – это система методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе информационные технологии напрямую взаимосвязаны с компьютером и являются компьютерными технологиями.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Следует отметить, что основной задачей, которая стоит перед внедрением данной технологии, является адаптация учащегося к жизни в информационном обществе.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который ученик будет использовать не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебную деятельность позволяет готовить одаренных детей, способных полноценно жить и работать в информационном мире нового века. В условиях существования множества источников информации учителю отводится координирующая, направляющая роль.

Стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: формирование способности быть автором, творцом своей жизни, развитие умения ставить цель и искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.


4. Особенности одарённых детей

Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем, обычно обладают отменной памятью, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания.

Уже в 5-6 лет развитие ребенка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Одним из показателей одаренности ребенка является повышенный уровень интеллекта. Одаренным детям для успешного развития нужно специальная и длительная психолого-педагогическая поддержка. Поэтому педагог-психолог подбирает психологические методики, предназначенные для тестирования способностей, подразделенные на две категории: тесты интеллектуальной продуктивности и тесты креативности. Первые предназначены для диагностики способностей к быстрому и правильному решению задач (М.Векслера --12 субтестов), вторые служат для выявления способностей находить новые оригинальные ответы, создать уникальные продукты (М.М.Торрис; Венгер; Савенкова и т.д.). Эти тесты предоставляют ребенку возможность для проявления его личности, прогнозируют уровень развития способностей детей.

Уже в 5- 7 лет развитие ребенка характеризуется ярким проявлением его одаренности, формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности [26, c. 10-11].

Вопросы воспитания творческой, одаренной личности ученика во внешкольном учебном учреждении находились в поле научных интересов сотрудников лаборатории деятельности внешкольных учреждений Института проблем воспитания АПН Украины.

Результаты исследования позволяют подчеркнуть: учитывая значительную потребность творчески одаренной личности в творческой деятельности, главной задачей внешкольных учреждений является создание необходимых условий для реализации творческого потенциала ребенка, гармонического развития всех сторон его личности [28, c. 32].

Рассматривая вопросы развития одаренного ребенка необходимо учитывать как минимум:

1) возрастные особенности;

2) индивидуальные особенности;

3) особенности личности, связанные с одаренностью.

Именно третья позиция - фактор, определяющий, с одной стороны, сложность, неординарность, а иногда даже неудобность для окружающих одаренного ребенка; с другой стороны его ранимость, хрупкость, незащищенность.

На одном из семинаров по проблеме одаренности прозвучала мысль о том, что внимания требует не столько вопрос развития способностей одаренного ребенка, сколько проблемы, которые с этой одаренностью связаны. (Учитывать такие особенности необходимо тем, кто работает с этой категорией детей, в частности во внешкольном образовании.)

Во-первых, результаты исследований творческого процесса подтверждают, что рациональный контроль эмоционального состояния при нем ослабленный; единственный ограничитель творчества истощение психофизических ресурсов (ресурсов несознательного), что может привести к крайним эмоциональным состояниям.

Во-вторых, существуют особенности Я-концепции творчески одаренной личности, которая может характеризоваться как уверенностью в своих способностях, так и повышенною требовательностью к себе. (Г. Бурменская и В. Слуцкий выделяют перфекционизм творчески одаренных детей внутреннюю потребность совершенства, что часто приводит к критическому отношению к собственным достижениям и заниженной самооценке.) [29, c. 53-55]

Следующий аспект касается воспитания одаренного ребенка. В поле зрения современных ученых, которые занимаются проблемой одаренности, находятся прежде всего вопросы диагностики и развития способностей ребенка; вне внимания остается морально-духовная сфера личности, что является опасным с точки зрения особенностей одаренной личности: независимость от мнения окружающих, стремление достичь успеха любой ценой и др.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания [31, c. 78-80].

Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и -- в определенной мере -- ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на "проблеме и даже своего рода одержимость.

Вопреки распространенному мнению о том, что одаренность всегда «глобальна», в силу чего одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им вообще нравится учиться, это явление не столь закономерно. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.

Характерная особенность мотивацией иной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить даже специалистам. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией -это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.


5. Стратегия работы с одаренными детьми.

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.

Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.

Развивающая образовательная среда - это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе.

Развивающая образовательная среда предполагает создание условий, обеспечивающих самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, видение структуры объекта, комбинирование ранее освоенных способов и создание нового оригинального способа решения, видение альтернативы решения, доказательность каждого суждения.

Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей.

Элементы педагогических технологий, направлены на создание развивающей образовательной среды, развитие творческих способностей школьников.

В основе педагогических технологий лежит идея «деятельностного подхода». Развитие способностей происходит только в том случае, если в ее основе лежит мотивация (интерес), и она сопровождается положительными эмоциями и рефлексией (табл.1).

Таблица 1. Взаимосвязь обучения, воспитания (мотивация рефлексии) и психологического развития детей и формирования структур умственной деятельности.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/503006/img1.gif

  1. Основным психологическим условием развития одаренности обучающихся является трансформация когнитивного содержания в эмоциональное.
  2. Только на основе внутренней мотивации учения возможно выявление и развитие той или иной одаренности детей. Основное отличие интеллектуально одаренных детей - высокая умственная активность, потребность к умственной работе, к познавательной деятельности.
  3. Успех познавательной деятельности обучающегося определяется четко сформулированной целью, алгоритмом коллективных действий, индивидуальной продуктивностью познавательной деятельности в направлении цели и самооценкой результатов собственных действий.
  4. Существенным элементом познавательной деятельности является рефлексия. Сократовское изречение: «Неотрефлексированная жизнь недостойна того, чтобы быть прожитой».
  5. В основе развивающих программ (табл. 2) лежит принцип опережающего отражения, который дает возможность непрерывного движения в направлении цели.

Таблица 2.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/503006/img2.gif

Интенсификация познавательной деятельности может быть основана на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала.

Однако лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. Нужно иное качественно новое содержание образования, специальные программы обучения одаренных детей творчеству, формирование лидерства, умения общаться и других качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Отношение специалистов к проблеме обучения одаренных детей можно условно развести на две позиции. Согласно одной из них, исходящей из того, что одаренных детей не больше 3%, нужны хорошие методики диагностики и выявления таких детей и специальные классы и школы, в которых они могли бы успешно развивать свои способности.

Согласно другой точки зрения, стратегия работы с одаренными детьми должна быть основана на подъеме интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников. Число детей, обладающих творческим началом и потенциалом к развитию своих способностей, существенно больше 3%. поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду. Такой подход больше подходит обучению одаренных детей в условиях общеобразовательной школы и в учреждениях дополнительного образования.

Сформулируем условия стимуляции саморазвития (познавательной стимуляции), как основы развития его способностей:

  • создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, эмоционального отношения к познанию;
  • создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
  • соблюдение принципа «права на ошибку»;
  • диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между учителем и учениками;
  • учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой «портфель» достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;
  • сравнение новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;

оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы, как на уроках, так и при проведении различных форм внеурочной работы;


  • познание явлений и законов природы и общества на уровне сущностей. Переход к количественным закономерностям возможен лишь после их усвоения на качественном уровне. Для решения данной проблемы полезно: формирование обобщенных понятий, а не обучение набору разрозненных фактов; выделение сквозных идей и принципов (симметрии и асимметрии, относительности, сохранения, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности); использование обобщающих таблиц. Позволяющих структурировать большие разделы изученного материала, выделять основные его идеи;
  • формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика;

создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера. Важный тип таких задач - парадоксы. Парадоксы и их разрешение сыграло большую роль, как в науке, так и в педагогической практике. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: компромисс, примирение противоположных требований или создание качественно новой идеи. Второй путь – это путь развития!


6.Карта одарённого ребенка.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец  творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

Карта ребенка с «ООПТ»

 (Особыми Образовательными Потребностями и Талантами)

педагогическая карта одаренного ребенка

Ф.И.О Бондарева Алёна Андреевна

Дата рождения_13.08.2004 г.

Начало обучения 09.2015 г. Год выпуска______

Название и форма детского объединения 

«Добрых рук мастерство», прикладной отдел

Осваиваемая образовательная программа ДТДиМ_

Образовательная программа «Добрых рук мастерство

Педагог: Петракова Елизавета Юрьевна

     

Дата начала заполнения карты (14.09.2015).                

1. Категория одаренных детей, к которой относится воспитанник

(В соответствии с программой ДТДиМ «Одаренные дети»)

№ п/п

Категория одаренных детей

Особенности проявления

1

Ребенок с высокими общими интеллектуальными способностями.

2017 (ноябрь) Помимо росписи по дереву,  Алена также занимается в коллективах других отделов ДТДиМ, добиваясь высоких результатов в других видах деятельности.

2018 (декабрь) Алёна стала проявлять интерес к графическим зарисовкам, успешно создав ряд творческих работ.

2

Ребенок с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

2016 (апрель)В процессе обучения Алёна проявляет себя не только как ребенок с высокими творческими способностям. С легкостью справляется с любыми поставленными перед ней задачами.

2018(декбрь)Алена с  удовольствием принимает участие в оформлении выставок работ коллектива, предлагая свежие идеи варианта презентации работ учащихся.

3

Ребенок с высокими творческими (художественными) способностями.

2015(сентябрь)  Алёна проявляет способности  более всего в сфере изобразительного искусства, имеет богатую фантазию, сочиняет авторские композиции.  Алёну отличает  вдумчивость и оригинальность .  Её работы отличает свой особый стиль.

Сентябрь 2016. Алёна совершенствует навыки работы. При работе с  Мезенской росписью Алёна невероятно аккуратно  и скрупулезно прорисовывает каждую деталь, особое внимания уделяет не только всему сюжету композиции, но и даже самым маленьким её деталям.

2017(ноябрь) Алёна выполнила свою первую работу в Мезенкской росписи на дереве, закончив её быстрее других учеников с надлежащим качеством.

2018 декабрь. Алёна создала серию работ в Городецкой росписи, составив сложные композиции с элементами росписи. Прорисовка мелких деталей композиции была выполнена филигранно, что говорит о высоком уровне освоения навыков росписи по дереву.

4

Ребенок, обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада

2016(октябрь) По инициативе учащегося с помощью педагога было подготовлено и проведено занятие, на котором Алёна выступила с докладом на тему «Пейзажи в миниатюрной живописи». Алёна самостоятельно подбирала и анализировала материал на заданную тему и успешно выступила с ним перед учащимися коллектива «Добрых рук мастерство»

2018 январь. Проявление интереса учащегося к новому виду росписи по дереву(«Лубочная роспись»). Изучение методический пособий и работа с Интернет-ресурсами. Создание творческой работы с этим видом росписи.

2019 февраль. Алёна подготовила к уроку выступление на тему: «Растительные мотивы в Северодвинской росписи»

  1. Форма образовательной работы с одаренными детьми

В соответствии с программой ДТДиМ «Одаренные дети»

№ п/п

Форма образовательной работы, предусмотренные Программой «Одаренные дети»

Конкретное содержание работы, в соответствии с направленностью детского объединения

1

 Обучение по образовательной программе с организацией вариативной  индивидуальной работы или работы в малых группах  

 Сентябрь 2015. Задания даются с учётом индивидуальных способностей, дифференцированно в  техниках различных росписей по дереву Работа с видами росписей ведётся согласно программе, используется  индивидуальный подход в работе.

 Декабрь 2016. Ведётся знакомство с новыми видами росписи по дереву. Осуществляется подготовка и организация выставки работ учащегося в рамках учебного кабинета

Январь 2018 осуществляется подготовка к индивидуальной выставке работ учащегося в выставочном пространстве  ДТДиМ

Декабрь 2018 осуществляется подготовка к конкурсу «Разноцветная планета»

2

Мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские выставки;

 2016. Приняла участие в мастер-классах  в рамках реализации творческого проекта отдела прикладного творчества «В глубину веков».

3

  1. Достижения воспитанника

№ п/п

Год

Название мероприятия

Уровень

(учреждение; районный, городской, Всероссийский и т.п.)

Форма участия

(выступление, презентация, соревнование)

Результат

(отражение индивидуального достижения воспитанника)

1.

Ноябрь 2015

 «Наши солнышки»

Выставка коллектива

Мезенская роспись

2.

Ноябрь

2015

 «Белым бело»

Выставка отдела прикладного творчества

Мезенская роспись

3.

Март 2016

«Барышни с цветами»

Выставка отдела прикладного творчества

Городецкая роспись

3

Ноябрь 2016

«Осенние пейзажи»

Индивидуальная выставка учащегося в пределах учебного кабинета.

Свободная роспись

4

Декабрь

2016

«Зимние пейзажи»

Индивидуальная выставка учащегося в пределах учебного кабинета.

Свободная роспись

5

Январь

2017

«Балалайка»

Городская выставка «Россия далёкая и близкая» в рамках фестиваля «Разноцветная планета»

Мезенская роспись

лауреат

6

Декабрь 2017

«Часы настенные»

Общегородской фестиваль изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Рождество в Петербурге»

Северодвинская роспись

участие

Октябрь 2018

«Сказочный ларец»

Выставка отдела прикладного творчества

Авторская роспись

участие

Февраль 2019

«Часы настенные», «Осенние мотивы», «Шкатулка»

Открытый городской конкурс рукоделия «Бабушкин сундук»

Авторская роспись

Диплом лауреата 3 степени

4.Создание особых (дополнительных) образовательных условий для реализации потребности мотивированного ребенка (предоставление дополнительной информации, обеспечение предпрофильной и профильной подготовки, организация экскурсий).

2015 (сентябрь) Родителям (маме) предоставлена информация о возможности  и вариантах дальнейшей профориентации Алёны. Предложено маме проработать индивидуальное расписание ребёнка для создания возможностей стабильного посещения, что и было сделано.

2016(апрель) Проведена беседа с родителями на тему обеспечения материально-технической базы обучающегося. В результате чего, материалы обновлены, ребёнок обеспечен всем необходимым для участия в учебном процессе.

2016 (октябрь) С родителями (мамой и папой) проведена беседа на тему расширения материально-технической базы учащегося с возможностью закупки деревянных закупок под роспись объемной формы, с целью совершенствования навыков росписи по дереву. Заготовки закуплены, учащийся приступил к выполнению  новых индивидуальных заданий.

2017(ноябрь) Организованна совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей. Для этого была проведена беседа с родителями Алёны, с целью изготовления деревянной основы для создания новой творческой работы. Вследствие чего, папа Алёны изготовил деревянные часы для росписи.

2018(сентябрь) Проведена беседа с родителями на тему обеспечения материально-технической базы обучающегося., а так же для создания дома индивидуальных условий для творческой деятельности учащегося. В результате чего, материалы обновлены, ребёнок обеспечен всем необходимым для участия в учебном процессе. Дома созданы условия для индивидуальной творческой деятельности.

2019(февраль) В рамках подготовки творческой работы учащегося к открытому городскому конкурсу «Бабушкин сундук » состоялась встреча с родителями, в рамках которой обсуждались возможные варианты и формы творческой работы учащегося. Следует отметить, что родители с большой заинтересованностью участвовали в процессе отбора творческих работ для конкурса.

5.Педагогический анализ эффективности сопровождения одаренного ребенка за год (по итогам каждого года обучения)

2015 (сентябрь-декабрь) На данный момент Алёна успешно развивает свои способности, успешно овладела технику Мезенской росписи. Этому способствовал индивидуальный подход к её обучению, с учётом направления творческого развития личности. Успешно осваивает разделы программы.

На данном этапе загруженность ребёнка делает необходимым установку индивидуального графика посещения занятий.

2016 (апрель) Результаты работы с Алёной за период сентябрь(2015)-апрель(2016) доказали целесообразность продолжения обучения Алёны по индивидуального учебного графика.

Алёна продолжает успешно овладевать навыками росписи по дереву. Особый интерес проявляет к разработке эскизов для работ, выполняемых на дереве. Эскизы работ отличаются оригинальностью и отличным качеством выполнения. Алёна продолжает работать с высокой результативностью, в процессе обучения, не отвлекаясь на внешние факторы.

2016 (ноябрь) Алёна продолжает обучение по индивидуальному учебному графику. Успешно справляется с заданиями высокого уровня сложности. Успевает не только осваивать новые элементы росписи по дереву, разрабатывая мотивы и композицию выбранного изделия самостоятельно, но и готовит разнообразные выступления в творческом объединении.

В феврале 2017 года Алёна приняла участие в городской выставке «Разноцветная планета» в рамках фестиваля «Разноцветная планета». Алёна ответственно подошла к процессу подготовки к выставке. Под роспись была выбрана сложная по форме основа – музыкальный инструмент, балалайка. Алёна грамотно составила композицию из элементов Мезенской росписи. В процессе росписи возникали и трудности, с которыми Алёна успешно справлялась.

В декабре 2017 года Алёна приняла участие в Общегородском фестивале изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Рождество в Петербурге» с работой «Настенные часы» в стиле северодвинской росписи. В результате чего Алёна прошла первый этап  конкурса и стала участником фестиваля на городском уровне.

Алёна самостоятельно грамотно составила сложную композицию в круге и качественно выполнила её в цвете.

В январе 2018 Алёна продолжает активно развивать свои способности. В начале второго полугодия Алёна проявила интерес к новому виду росписи по дереву «Лубочная роспись». И приступила к разработке и созданию новой творческой работы.

В октябре 2018 Алёна готовит ряд  творческих работ к участию в фестивале-конкурсе «Разноцветная планета. Создаваемые композиции отличаются оригинальностью идеи и высоким уровнем исполнения.

Алёна продолжат проявлять интерес к новым темам, не входящих в основную программу. В первом полугодии уже по традиции успешно подготовила и провела занятие на тему: «Растительные мотивы в Северодвинской росписи»

С ноября 2018 года по февраль 2019 г Алёна активно готовилась к участию в открытом городском конкурсе «Бабушкин сундук». Для участия в конкурсе было создано 3 изделия с элементами авторской росписи. По итогам конкурса Алёна стала лауреатом 3 степени.

7.  Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога при работе с одаренными детьми

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно  мыслящих,  творческих,  активных,  способных  нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы  кризиса  в  России  негативно  отразились  на  образовательном  и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила  возможность  развития  интеллектуального  ресурса,  и  только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке  одаренных  детей,  ведь  талантливая  молодежь –это  будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня –это модель обучения всех детей завтра.

В  первые  дни  сентября  в  Правительстве  РФ  состоялось  заседание, первый  вопрос  которого  был  посвящен  государственной  поддержке одаренной молодежи.

Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что работа в данном направлении ведется не первый год, но сегодня требуется решение ряда задач по совершенствованию механизмов общенациональной системы поддержки одаренных детей:

1. Развитие  образовательных  организаций,  которые  обучают  талантливых детей (между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом).

2. Повышение  квалификации  самих  педагогов,  которые  работают  с одарёнными  детьми  (для талантливых детей, особо талантливых детей нужны  и  специально  подготовленные  учителя,  их  подготовка  должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов).

3. Концентрация  на  применении  самых  современных  форм  и  методов обучения . В  соответствии  с  этим  задача, как  государства,  так  и  каждого отдельного образовательного учреждения,–создать условия для развития и самореализации одарённых детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям.

Данную точку зрения поддержала и новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева, которая отметила, что «... важнейшая задача, которая стоит перед государством и в первую очередь перед системой образования, –это  развитие  способностей  каждого  ребёнка,  создание  необходимых  для этого условий» .

На  сегодняшний  день  в  Российской  Федерации  сложилась  система работы  с  талантливыми  детьми  и  молодёжью.  В  первую  очередь сформирована  необходимая  нормативно-правовая  база,  выработаны механизмы финансирования такой работы.

Важным шагом в систематизации и  унификации  такой  работы стало  утверждение  в 2012  году  Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития  молодых  талантов,  Правительством  Российской  Федерации –Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех  уровнях  образования –от  школы  и  учреждений  дополнительного образования до вузов.

Национальный  координационный  совет  по  поддержке  молодых талантов в конце прошлого года подвёл промежуточные итоги реализации концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016–2020 годы  по  реализации  указанной  концепции.  В  2015  году  Правительством Российской   Федерации   определён   единый   порядок   выявления, сопровождения  и  мониторинга  дальнейшего  развития  одарённых  детей  и талантливой молодёжи.