Методическая разработка педагогического кейса "Феномен телесности в истории культуры"

Гагарина Ольга Павловна

Методическая разработка педагогического кейса поможет педагогам ИЗО поговорить с детьми о феномене телесности в мировой истории и культуре, а также посмотреть на эту проблему с позиции нашего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys._problema_telesnosti_v_mirovoy_kulture.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический кейс «Феномен телесности в истории культуры»

для учащихся изостудии «Нева»

Нет ни одной культуры, ни одного народа, который бы не имел собственного взгляда на вопрос телесности. Культурологи рассматривают тело как феномен культуры. Предполагаю, что отношение к телу у медиков, как к расстроенному механизму, который надо привести в порядок, для чего у существуют специальные инструменты. А вообще в медицинском словаре «Тело – это туловище человека за исключением конечностей». С точки зрения религии, тело - это храм души. С точки зрения психологии – это материальная субстанция индивида. Определения этого понятия разняться в зависимости от угла зрения,  с которого мы будем на него смотреть. Но поскольку для вас, как будущих врачей, знание о человеческом теле являются ключевыми, то будет интересно взглянуть на проблему телесности с позиции культурологии, которая приоткроет смысловые и ценностные аспекты данного феномена.

Проблемный вопрос. Тело – это «машина, которая иногда требует ремонта»? Феномен культуры, который подлежит изучению? Или храм души, который надо держать в чистоте?

Кейс № 1. Проблема телесности в науке.

Задание № 1. Изучить материал по теме, определить, что включает в себя категория телесности.

Сложность отношений человека с предметом исследования (собственным телом) заключается в том, что человек одновременно и обладает телом, и является им. По наблюдению современного философа В. А. Подороги, «есть тело-вещь, тело вне нас; и есть тело, которое от нас неотделимо…». Именно эта раздвоенность восприятия стала отправной точкой для размышлений о культурной истории тела.

М. М. Бахтин рассматривал тело, прежде всего, как объект эстетического освоения, он зафиксировал различие внешнего и внутреннего тела. 

Внешнее тело - это всегда тело другого человека, объект созерцания. Именно по отношению к внешнему телу другого человека возможно формирование и реализация представлений о телесной красоте и ее переживание.

Внутреннее тело есть, скорее, факт самосознания человека, «совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний; оно связано с переживанием удовольствия и боли, голода и насыщения, жары и холода, осознанием собственных физических возможностей и пределов. Это своего рода призма, через которую мы воспринимаем окружающий мир.

Новое представление о теле как о самом человеке привело к появлению категории телесности. В отечественной науке к этому понятию практически в одно и то же время обратились А. Ф. Лосев, Н. Н. Визитей, Л. В. Жаров. Телесность формируется в процессе социализации и характеризует внеприродные качества человеческого тела.

Телесность охватывает как внешние характеристики тела, так и комплекс смыслов, связываемых с телом. К внешним проявлениям телесности можно отнести форму тела, украшения тела (от татуировок до сложного комплекса элементов одежды), позы, жесты, выражения лица, социально регулируемые движения (способы ходьбы, ухода за телом, выполнения повседневных физических задач), а также проксемику. Смысловое содержание телесности включает отношение к собственному телу (его приятие либо неприятие), осознание тех или иных его состояний как здоровья или болезни и меру контроля за проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).

Современный философ и культуролог И. М. Быховская рассматривает тело человека в трех регистрах - природном, социальном и культурном (т.к. человек  - есть существо биосоциокультурное).

Под природным телом понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма. Его можно уподобить внутреннему механизму, который незаметно, но постоянно обеспечивает бесперебойную работу агрегата. На этом уровне не существует свойственного европейской культуре разрыва между телом и духом, телом и разумом, телом и душой.

Социальное тело возникает в результате взаимодействия природного тела с социальной средой, что одновременно ограничивает и расширяет возможности тела. С одной стороны, история цивилизации, как продемонстрировал Н. Элиас, - это история усиления контроля за естественными проявлениями телесной активности. С другой стороны, культура при помощи постоянных тренировок приучает тело к выполнению тех действий, которые не входят в его биологическую программу.

В отличие от социального тела, формирование культурного тела - это сознательный процесс, результат индивидуального выбора. В физическом плане это тело, приспособленное для выполнения особо трудных задач, зачастую выходящих за рамки повседневности. В эстетическом плане культурное тело, как правило, соответствует требованиям определенного телесного канона. Наконец, говоря о смыслах, мы можем рассматривать его как носителя личностных характеристик.

Кейс № 1. Телесный канон в искусстве. 

Задание № 2. Изучить иллюстративный материал по теме, выявить основные закономерности в изображении человеческого тела в искусстве, распределить  изображения по степени сходства канонов, объяснить принцип типологизации.

Представление о телесном каноне искусства - это определенная тенденция изображения тела и телесной жизни. Он формируется на основе ценностных установок культуры и определяет эталонные параметры тела, степень его обнаженности, ценностную иерархию его частей, основные позы и действия, которые считаются наиболее приличествующими телу, а потому достойными запечатления. Телесный канон не просто задает правила изображения тела, но и формирует ценностное отношение к нему.

Иллюстративный материал для сравнения: изображение статуэток первобытных «венер», изображения египетских фараонов, скульптурные изображения античных богов и героев, изображения святых на картинах и иконах, скульптуры Микеланджело, картины Рафаэля, Тициана, И. Босха, Сальвадора Дали, изображения человека в живописи абстракционистов, советских художников, скульптуры Эрнста Неизвестного, М.Пульезе и др.

Кейс № 3. Сакральные представления о теле в культурах разных народов (по материалам духовной литературы, кинематографа, этнографических источников, медицинских заключений). 

Задание № 3. Изучить материал по теме, выявить основные сходные черты в отношении к телу у разных народов, сохранивших свою традицию.

  • Отношение к обнаженности первых людей после грехопадения. (Текст Библии).
  • Традиционный «костюм» первобытного человека. (Этнографические описания).
  • Женская одежда в мусульманских странах. (Выдержки из Корана).
  • Традиционный наряд жителей Индии, смысл и назначение деталей. (Веды).
  • Мехенди и другие украшения тела в культуре арабских стран, Индии, Северной Африке и Индонезии. (Кинематограф).
  • Обряды погребения тела в культурах древних цивилизаций. (Материалы археологических раскопок).
  • Отношение первобытных племен к телу болящего и умершего. (Этнографические описания).
  • Эпизод вскрытия тела в фильме «Лекарь - ученик Авицены» (Кинематограф).
  • Мумификация тела фараона. (Материалы этнографических экспедиций)

Кейс № 4. Тело, как храм для души (по материалам кинематографа, художественной литературы, предания)

Задание № 4. Изучить материал по теме, привести примеры жизни человека с безжизненным телом из истории культуры.

  • Эпизод из фильма «Скафандр и бабочка».
  • История умерщвления плоти принца Сидхартхи Гаутамы (предание).
  • Эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи» (художественный текст)
  • Феномен нетленных мощей Св. Александра Свирского. (Исследование советской медицинской экспертизы и история мощей)

Кейс № 5. Культ тела в современной массовой культуре (на материалах глянцевых журналов, рекламных щитах, рекламах и художественных фотографиях моделей и т.п)

Предлагаемый средствами массовой информации и рекламой телесный канон становится образцом. Так, в современных журналах, СМИ, рекламе на улице и в метро транслируется совершенно конкретное отношение к телу.  

Задание № 5. Ответить на вопросы: «Какое отношение к телу у социума доминирует в современной культуре? Каковы смыслы культа тела, навязываемого массовой культурой? В чем, на ваш взгляд, ценность и неповторимость человеческого тела? Каково должно быть отношение к телу человека у вас, как будущих врачей?