«Инновационная модель методического обеспечения организации дополнительного образования детей».

Лаптева Асия Тагировна

     В статье рассматривается вариант «Инновационной модели методического обеспечения организации дополнительного образования детей», основывающейся на передовом педагогическом опыте по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий, с учетом достижений традиционной педагогической науки и практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx2020.docx69.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

 «Инновационная модель методического обеспечения организации дополнительного образования детей». 

 статья

Педагоги дополнительного образования:

 Лаптева А.Т.

ГБОУ ДОД ДДЮТ Московского района

и преподаватель МОБУДОД Пашская ДШИ

Ганиева Т.А.

                                                   

                                                  Санкт-Петербург 2020 год.

 «Инновационная модель методического обеспечения организации дополнительного образования детей»

 

         В статье рассматривается вариант «Инновационной модели методического обеспечения организации дополнительного образования детей», основывающейся на передовом педагогическом опыте по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий, с учетом особенностей работы с одаренными детьми и детьми ОВЗ и достижений традиционной педагогической науки и практики.

 

Учебная деятельность

Программы:

  • предпрофессиональные,
  • общеразвивающие,
  • адаптированные,
  • модифицированные,
  • авторские.

Урочная деятельность:

Традиционная

Инновационные формы занятий:

  • Комплексные;
  • Интегрированные (вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов)
  • Интерактивные:
  • творческие задания,
  • работа в малых группах,
  • обучающие игры,
  • использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста),
  • изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»),
  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»),
  • учение через обучение – метод обучения, при котором учащиеся с помощью учителя готовят и проводят урок,
  • технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика,
  • коммуникация двух учеников происходит в форме диалога,
  • работа в малых группах - стратегия, дающая всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения;
  • Мастер-классы, презентации, проектирование;
  • Проекты;
  • Исследование и практические работы;
  • Дидактическая игра;
  • Информационные технологии (компьютерные программы, интернет);
  • Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно).

Внеурочная деятельность

  • Выставочно - концертная деятельность;
  • Экскурсии (город, производство, ферма, зоопарк и т.д.)
  • Посещение музеев, выставочных залов;
  • Посещение театров, филармоний, кинотеатров, лекций;
  • Походы (на природу);
  • Опытно-исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность;
  • Шефская деятельность (в ДОУ и т.д.)

Методическая работа:

  • Организация работы методического совета;
  • Участие в работе педагогического совета;
  • Подготовка методических разработок, методических                      рекомендаций, учебно-методических пособий, положений, других видов учебно-методических документов, разработка учебно-методических материалов: тезисов и текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;
  • Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).
  • Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.
  • Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.
  • Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.
  • Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.
  • Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.
  • Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.
  • Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа и т.д.

 

Работа с родителями, формы:

  •  Интерактивная –
  • анкетирование,
  • диагностика,
  • посещение семьи на дому,
  • конференция (научно-практическая, теоретическая, читательская, по обмену опытом, конференция матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в отделе или в организации в целом);
  • Индивидуальная консультация (беседа) - эта форма самая распространенная и эффективная.
  • Традиционная:
  • Дни открытых дверей - может проводиться до 3 раз в год.
  • Организация совместных досуговых мероприятий (совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями).
  • Творческие мастерские – радость совместного творческого труда.
  • Родительское собрание - это основная форма работы с родителями
  • Экскурсии (походы, поездки);
  • Консультации;
  • Мастер-классы;
  • Проектная деятельность (совместная с детьми).

Просветительская.

  • Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ОДОД) творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства;
  • Наглядная информация.
  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Групповые выставки детских работ (периодически).
  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
  • Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
  • Золотые фонды. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
  • Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.
  • «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

Государственно-общественная - данная форма работы предполагает создание попечительских советов, советов школ, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

«Особенности работы с одаренными детьми в условиях системы дополнительного образования»

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1. научно-исследовательский - способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности ребенка, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения;

2-3. частично-поисковый и проблемный - важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Данная технология позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей;

4. дидактические игры - применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность;

5. дискуссия – например, прием "Две шляпы критического мышления", который основан на столкновении двух противоположных мнений;

6-7. творческие задания, занимательные опыты - используются в целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся;

8. проектирование - проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как "обучение через делание", когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт;

9. использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле является принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися.

10. участие в викторинах и олимпиадах - одна из форм работы с одарёнными детьми, конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют "стартом в науку, в жизнь".

 

Инклюзивное образование (работа с детьми с ОВЗ)

  • Разработка индивидуальных программ;
  • Создание доступной среды;
  • Семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • Социализация ребенка с ОВЗ.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:

 - приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;

- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;

- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;

- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;

- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.

Социальное партнерство,

 

взаимодействие с:

Учреждения ДОУ;

Домами культуры;

Музеями;

Театрами (филармониями, цирками и т.д.);

Общеобразовательными школами;

Другими учреждениями дополнительного образования;

Учреждениями предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки (средне-специальные, высшие).

Материально-техническое обеспечение и оснащение:

- оборудование (пюпитры, мебель, мольберты, подставки для натюрмортов, стенды, рамы для картин, школьные доски, стеллажи для объемных работ и пособий и т.д.);

- натурфонды (гипсы, предметы для составления натюрмортов, муляжи фруктов, овощей, чучела птиц, куклы бибабо, цветы живые и засушенные растения и т.д.);

- дидактические пособия (дидактические игры, задания, художественная и методическая литература, иллюстративный материал и т.д.);  

- расходные материалы (ватман, бумага, бумага и краски для компьютера, материалы для ламинатора, картон, краски, пластилин, глина, гипс, и т.д.)

– библиотека, аудиотека, видеотека;

- техническое обеспечение (муфельные печи, гончарный круг, ткацкий станок, музыкальные инструменты, диапроектор, ламинатор и т.д.);

- ИКТ (компьютер, ноутбук, планшет, TV, магнитофон, видеоплеер, видеопроектор и т.д.).