Методическая разработка занятия по программе «Превращение простых вещей». Тема: «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель»

Лаптева Асия Тагировна

Методическая разработка интегрированного занятия по ДООП программе «Превращение простых вещей» «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель.»». 

На занятии дети знакомятся с особенностями акварельной живописи, базовыми упражнениями в технике «a la prima» («алла прима»), совершенствуют умение пользоваться кистью, знакомятся с произведениями великих русских художников, поэтов и композиторов на тему осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx592.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества

 Московского района Санкт-Петербурга»

                                         

Методическая разработка интегрированного занятия

по ДООП программе «Превращение простых вещей»

 «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель.»»

Разработчики:

Лаптева Асия Тагировна –
педагог дополнительного образования

отдела ИЗО и ДПИ,

Ганиева Тамара Александровна,

преподаватель МОБУДО Пашская ДШИ


Санкт-Петербург

2019

Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Превращение простых вещей»

Раздел: «Рисование с натуры»

Тема: «Осенние листья».

Название урока: «Осенние листья в технике «a la prima. Акварель.»»

1 год обучения.

Цель:

           Знакомство с особенностями акварельной живописи.

          Задачи:

 

          Образовательные:

 

          - познакомиться с основами акварельной живописи; 

             - выполнить базовые упражнения акварельной живописи (на смешение цветов и     сочинение цветового тона);

           - познакомиться с акварельной техникой «a la prima» («алла прима»)

           - совершенствовать умение пользоваться кистью;

          - закреплять алгоритм действий при подготовке к работе с акварелью;

 

          - познакомиться с произведениями великих русских художников, поэтов и композиторов на тему осени.

         Развивающие:

         - формировать чувство прекрасного;

         - понимать и сознательно использовать понятия «акварельная живопись»,    «техника акварельной живописи «алла прима»)», «смешение цветов»;

          - развивать мелкую моторику рук, свободу руки и кисти;

          - развивать и поддерживать интерес к изобразительному творчеству.

         Воспитательные: 

         - воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну и за свой народ;

         - прививать любовь и уважение к родной природе;

        - продолжать формировать коммуникативную культуру поведения и общения;

         - формировать привычку к порядку (убирать художественные материалы за собой и приводить в порядок свое рабочее место);

         - воспитывать самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Возрастная категория детей: 

младший школьный возраст (от 7 до 9 лет)

Предварительная работа:

мини-экскурсия в сквер, наблюдение за осенней природой, небом, состоянием погоды; сбор образцов листьев осенних деревьев, в том числе и клена, засушивание их, т.е. подготовка демонстрационного и раздаточного материалов.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, ноутбук,  стол, стулья;  бумага А3, простые карандаши, акварельные краски, кисти, палитры, баночки для воды, тряпочки для вытирания кистей, проектор, экран, колонки, интернет.

Наглядные и дидактические материалы: презентация, альбомы с репродукциями картин известных художников с изображением осенней природы, лучшие работы учащихся в разных техниках (акварель, гуашь, масляная пастель, цветные карандаши, аппликации, образцы пластилинографии прошлых лет на тему осени), аудио и видео материал.

Раздаточный материал: предварительно засушенные листья в основном, клена + дуба. берёзы. черноплодной рябины, листы ватмана А4.

Ожидаемые результаты занятия:

•        личностные результаты: психологическое благополучие личности, включая такие качества, как доброжелательность, способность устанавливать контакт, позитивный взгляд на жизнь, направленность на личностное развитие себя и других;

•        метапредметные результаты: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарища и других людей; умение контролировать, и оценивать процесс и результат действия; умение анализировать и оценить свои способности;

•        предметные результаты: получение новых знаний и умений в области акварельной живописи, знакомство с произведениями великих русских художников, поэтов и композиторов на тему осени.

Методы отслеживания результативности:

- наблюдение за проявлением у учащихся активности, инициативности на занятии;

- коллективный анализ результатов выполнения упражнений и законченных работ;

- анализ мнения детей о результативности.

Продолжительность занятия: 

3 академических часа

                                     Технологическая карта занятия

Название этапа, цели

Формы и методы

Виды деятельности учащихся

Содержание этапа

1. Подготовительный этап:

Подготовка к работе,

организационный момент: проверка эмоционально-психологического настроя детей.

Наблюдение, опрос, мини-тренинг

Организация рабочего места

Педагог проверяет готовность учащихся к занятию, настраивает на активную творческую работу.

Учащиеся демонстрируют готовность к занятию

2. Основной этап.

Введение

в тему занятия: систематизация и обобщение знаний детей.

Презентация. Мотивационная речь. Выдача раздаточного материала.

Участники знакомятся с темой занятия. Получают раздаточный материал.

Педагог рассказывает о теме занятия. Поясняет, как работать с раздаточным материалом.

Знакомство с понятиями, анализ.

Просмотр демонстрационного материала. Рассказ.

Беседа.

Групповая дискуссия.

Восприятие нового материала. Анализ.

Ответы на вопросы.

Педагог подводит детей под понятия «акварельная живопись», «техники акварельной живописи («алла прима»)», «смешение цветов», «колорит», «цвето-тоновые отношения», «язык выразительности живописи»;. По завершению просмотра, педагог вместе с детьми анализирует, задаёт наводящие вопросы и просит ответить на них.

Практическая часть. Базовые упражнения.

Актуализация имеющихся и формирование новых умений и навыков в области акварельной живописи.

Выполнение практических упражнений.

Словесный метод, наглядный метод,  практический метод.

Изобразительная деятельность.

Обучающиеся выполняют базовые упражнения («цветовая растяжка», «тоновая растяжка», «вливание цвета»). Открывают новые знания, проводят самооценку своих работ.

Педагог объясняет и показывает примеры выполнения упражнений, приёмы акварельной техники живописи. Поясняет, акцентирует внимание на терминах и понятиях. Обучающиеся выполняют базовые упражнения, анализируют, оценивают результаты.

Физкульт-минутка.

Рефлексия

Показ рефлексивных упражнений.

Повтор и выполнение рефлексивных упражнений..

Педагог показывает упражнение «Кап, кап, дождик» - ритмика для пальцев, кистей рук и ног.

Учащиеся воспринимают и повторяют упражнение.

Первичное закрепление материала.

Презентация.

Интеграционный метод.  

Слуховой метод.

Наглядный метод.

Демонстрация.

Учащиеся просматривают презентацию с репродукциями картин русских художников, прослушивают стихи известных поэтов под музыку П.И Чайковского, делятся впечатлениями.

Педагог демонстрирует презентацию с репродукциями картин русских художников под  музыку П.И Чайковского и декламирует стихи известных поэтов. Учащиеся воспринимают информацию и делятся впечатлениями.

Практическая работа. Формирование опыта работы в акварельной технике.

Выполнение практических упражнений.

Словесный метод, наглядный метод,  практический метод.

Изобразительная деятельность.

Учащиеся обговаривают и подбирают цветовую гамму, затем делают наброски, работают над компоновкой и выполняют упражнения с красками.

Проверяется порядок расположения инструментария и художественных материалов, напоминается алгоритм действий. Обговариваются цвета, которые подходят к осенней цветовой гамме.

Выполняются быстрые этюды листьев в технике «алла прима», следуя этапам работы.

Практическая самостоятельная работа.

Индивидуальная работа.

Словесный метод, наглядный метод,  практический метод.

Продолжение практической работы. Изобразительная деятельность.

Самостоятельный выбор цветовой гаммы и выполнение приёмов практической работы. Завершение работы.

Педагог предлагает самостоятельно завершить работу, учитывая предыдущий опыт работы над небом, и, опираясь на иллюстративный материал, в технике акварели «алла прима» дописать небо, используя гамму сине- серо-сиреневых оттенков.

3. Заключительный этап: подведение итогов занятия.

Организационный момент. Завершение урока.

Анализ. Просмотр.

Обсуждение.

Дискуссия.

Обратная связь участников.

Обучающиеся выполняют сравнительный анализ работ известных художников. Высказывают своё мнение по проведенному занятию, отвечают на вопросы.

Убирают рабочее место.

Педагог предлагает учащимся провести сравнительный анализ работ известных художников (2-3 репродукции), применяя ключевые понятия: освещённость, колорит, цветовая гамма, плотность тона, насыщенность цветов, акварельная техника. В конце урока творческие работы учащихся выставляются, обсуждаются и коллективно подводятся итоги о проделанной работе. Обращается внимание на подбор цветовых сочетаний Выявляется степень удовлетворённости детей занятием. Уборка рабочего места.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

 Сообщение темы, цели, задач урока

2. Вступительное слово:

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся и опробуем на практике новую для вас акварельную технику «алла прима».        

3. Постановка учебной проблемы

Обучающиеся знакомятся с правилами акварельной живописи. Задание способствует актуализации имеющихся и формированию новых знаний в области акварельной живописи.

4. Целеполагание

 Обучающиеся выполняют базовые упражнения («цветовая растяжка», «тоновая растяжка», «вливание цвета»). Задание способствует актуализации имеющихся и формированию новых умений и навыков в области акварельной живописи.

5. Открытие новых знаний

Знакомство с определением техники «алла прима».  Ключевые понятия: «цветовая растяжка», «тоновая растяжка», «вливание цвета», «перетекание цвета».

6. Физкультминутка «Кап, кап, дождик» - ритмика для пальцев, кистей рук и ног.

7. Первичное закрепление (мотивация – музыка П.И Чайковского и стихи известных поэтов, проиллюстрированная демонстрацией презентации с репродукциями картин русских художников)

-Сегодня мы с вами познакомимся с удивительными произведениями искусства, посвященных теме Осени.

- Давайте послушаем очень красивое и немного печальное произведение знаменитого русского композитора, которого вы все хорошо знаете, Петра Ильича Чайковского «Октябрь» из цикла, т.е. серии, пьес «Времена года».

Демонстрируется фрагмент презентации под музыку П.Чайковского, используются картины: 

И. Шишкин. Золотая осень. 1888; В. Поленов. Золотая осень. 1893; И.Левитан, Золотая осень. 1895; И. Бродский. Золотая осень. 1913;
Н. Крымов. Золотая осень. 1915
 и т.д.

«Картина — это песня без слов»
Константин Федорович Юон

- Осень - многогранная тема, она волновала художников, композиторов, поэтов и многих других людей, в том числе и нас с вами!

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(илл. И. Шишкин «Золотая осень»)

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

(илл. И.Остроухов «Золотая осень»)

ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

( илл. Б.Кустодиев «Осень»)

Ю. Каспарова
ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!

(илл. И.Грабарь «Рябинка»)

Выполнение быстрых этюдов листьев в технике «алла прима», следуя этапам работы. Данное задание является упражнением на сочинение цветового тона и направлено на формирование опыта работы в акварельной технике «алла прима», прием вливания и перетекания красок. Перед выполнением задания обговариваются цвета, которые подходят к осенней цветовой гамме.

Проверяется порядок расположения инструментария и художественных материалов, напоминается алгоритм действий.

* Тем детям, кому трудно самостоятельно сделать набросок листьев карандашом, предлагается обвести листья, расположив их на листе с учетом знаний о композиции.

8. Практическая часть (детальная работа над приемами работы акварельными красками).

9. Самостоятельная часть урока 

Учитывая опыт написания (рисования) неба, детям предлагается самостоятельно в технике акварели «алла прима» дописать небо, используя гамму сине- серо-сиреневых оттенков.

10. Заключительная часть урока 

Обучающиеся выполняют сравнительный анализ работ известных художников (2-3 репродукции), применяя ключевые понятия: освещённость, колорит, цветовая гамма, плотность тона, насыщенность цветов, акварельная техника. Такая работа направлена на развитие наблюдательности, внимательности, умений сравнивать, находить общие и отличительные черты, анализировать и делать выводы.  

11. Подведение итогов урока (просмотр, обсуждение, анализ работ, рефлексия)

В конце урока творческие работы учащихся выставляются, обсуждаются и коллективно подводятся итоги о проделанной работе. Обращается внимание на подбор цветовых сочетаний. Вопросы для анализа работ:

- справились ли с поставленной задачей?

- у кого получился лучше этюд?

- какие возникли трудности у вас при работе?

- закрепились ли знания и умения пройденного материала?

- задание для вас было лёгкими или трудными?

- что нужно делать, чтобы изменить свои результаты?

- понравилась ли вам работа с акварелью?

Учащиеся должны изобразить на листе подходящий смайлик:

- Оцените свою работу:

- старалась, у меня всё получилось. https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfd22ab7e19f/1010266_1.jpeg

- старалась, но были ошибки. https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfd22ab7e19f/1010266_2.png

- у меня не получилось, но я буду стараться. https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfd22ab7e19f/1010266_3.jpeg

Уборка класса: убрать художественные материалы за собой и привести в порядок свое рабочее место

Список используемой литературы и другие информационные источники

  1. Сокольникова Н.М. «Основы живописи», 1996
  2. Серия Линия УМК С. П. Ломова. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.   Изобразительное искусство 5-9. Издательство ДРОФА, корпорация "Российский учебник"
  3. Акварель. Мастер-класс, шаг за шагом. М. АСТ Астрель, 2005
  4. https://rosuchebnik.ru/material/urok-14-osobennosti-akvarel-noy-zhivopisi-pishem-etyudy-tsvetov-i-vetok-5089/ 
  5. https://rosuchebnik.ru/product/izobrazitelnoe-iskusstvo-5-klass-729150/
  6. https://www.culture.ru/materials/137777/osennie-peizazhi

                                                 Приложение 1.

Приложение 2.

Физкультминутка.

Упражнение: «Кап, кап, дождик»

Кап, кап, дождик – 1 палец 1,2,3,4,

Побыстрее, побыстрее – 2 пальца 2х рук поочерёдно – 1и2и3и4и

Капай, дождик, - правая ладошка 1,2,3,4,

Посильнее, посильнее – 2 ладошки 2х рук поочередно – 1и2и3и4и

Очень сильный - 2 ладошки 2х рук одновременно-1,2,3,4,

Всё сильнее, всё сильнее -2 ладошки 2х рук поочередно – 1и2и3и4и+ удары ногой на сильную долю

И вдруг грянул – ГРОМ! – на каждый слог по два удара (поочерёдные ладошками и ногами одновременно) и резкий удар-остановка.