«Художественное конструирование из бумаги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования». Статья (методическое сообщение)

Лаптева Асия Тагировна

В статье сообщается о развивающих свойствах художественного конструирования из бумаги на занятиях изобразительным искусством в сиситеме дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_-_2020.docx399.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

 «Художественное конструирование из бумаги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования». 

 методическое сообщение

Педагоги дополнительного образования:

 Лаптева Асия Тагировна

ГБОУ ДОД ДДЮТ Московского района

и преподаватель МОБУДОД Пашская ДШИ

Ганиева Тамара Александровна

                                                 

Санкт-Петербург 2020 год

        Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3

Основная часть (Художественное конструирование из бумаги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования)…………........................................................................................  4

Заключение……………………………………………………………… 21

Список используемой литературы…………………………………...  22

Приложения……………………………………………………………..  24

Введение.

Современные  образовательные  программы  по изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования содержат три основных вида художественной деятельности для визуальных пространственных искусств это:

1.Конструктивная

2.Изобразительная

3.Декоративная

Художественное  конструирование, как деятельность является интегрирующей, которая включает в себя все виды пространственных искусств (живопись,  графику,  скульптуру,  архитектуру  и  дизайн,  народное  и декоративно-прикладное   искусство).

Конструирование развивает детское мышление, а именно операции анализа и синтеза. Совершенствуется зрительное восприятие, дети приходят к пониманию того, что в окружающем мире существуют однородные предметы, относящиеся к одному понятию и имеющие общие признаки. Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности направлено на получение конкретного результата — поделки (изделия). Изготовление поделок из бумаги является довольно сложным, но увлекательным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. 

       Художественная конструктивная деятельность в большей степени может поспособствовать выбору профессии, связанной с художественным оформлением книг, журналов, рекламы и др., а также, с компьютерной графикой, основами дизайна.

Основная часть.

         Художественное конструирование из бумаги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

         

       Обзор и виды художественного конструирования из бумаги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

 Бумагопластика – это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Создается на основе конструкции, представляющую собой систему ребер жесткости, плавных изгибов, получаемых в результате деформации листа бумаги. Для передачи выразительности образа используется различное освещение.

Виды бумагопластики:

  • Оригами (простое, мокрое складывание, паттерн, модульное, кусудама)
  • Киригами
  • Торцевание
  • Квилинг
  • Бумажная скульптура (объемные композиции)
  • Аппликация (объемная, плоская, декупаж, альтернативные виды аппликации)
  • Цветы из бумаги
  • Айрис-фолдинг («радужное складывание») 
  • Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи»
  • Вырезки (вырезка, вырезанка, выстриганка, витинанка, выцинянка, карпиняй, рейзеле)

Оригами. Принцип этого искусства заключатся в создании объемных фигур из бумаги без использования клея. Новички могут начать с самых простых фигурок животных, цветов, птичек. А вот опытным мастерам доступны такие сложные конструкции, как люди, цветочные композиции, «торты», драконы и т.д.

 Орига́ми - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского - «складывать», «Ками » – бумага. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Немного истории. Две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Знаменитый японский мастер оригами Акира Йошизава придумал «азбуку оригами». Это условные знаки и базовые формы. 

Виды оригами.

Простое (классическое) оригами

 Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для её консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу. Простое оригами — стиль оригами, придуманный  . Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Паттерн - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Па́ттерн (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры. Каждый из органов восприятия (чувств) воспринимает паттерны в соответствии со своими особенностями.  В науке, в том числе в математике и языкознании, паттерны выявляются путём исследования.

Прямое наблюдение может выявлять визуальные паттерны, как они формируются в природе и в искусстве. Визуальные паттерны в природе часто хаотичны. Они не копируют друг друга и часто являются фрактальными.

Паттерны в природе включают спиралимеандрыволныпену

трещины, а также паттерны, созданные благодаря симметрии поворота и отражения. Все подобные паттерны имеют математически описываемую структуру, которая может быть выражена формулами, тем не менее математика сама по себе является поиском регулярностей, и любой конечный продукт применения функций является математическим паттерном.

 Паттерн бывает удобен для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком громоздкой. Более существенно, однако, то, что паттерны стали использоваться при проектировании современных сверхсложных моделей, подняв искусство оригами до небывалых высот реализма.

Идея записи схемы в виде паттерна не так уж нова. Ещё в 1960—1970-х годах многие оригамисты, такие как Нейл Элиас, часто использовали паттерны для описания своих работ. Однако настоящая популярность к ним пришла в 1990-е годы. Причин к этому было несколько. Во-первых, намного проще нарисовать один чертёж, нежели детальную пошаговую последовательность складывания. Во-вторых, многие оригамисты используют паттерн в процессе разработки схемы, так что она достаётся им задаром. И, наконец, с ростом квалификации оригамистов по всему миру, стало больше людей, умеющих читать паттерны.

Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать — в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.

Следует учесть, что на паттерне могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели — окончательную форму должен придать фигурке сам складывающий.

В паттернах редко применяются стандартные обозначения складок — долиной и горой. На чертеже присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрих-пунктирных линий делает его нечитабельным. Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, однако есть несколько наиболее популярных.

Неявный паттерн: все линии обозначаются одинаково.

Явный паттерн: линии гор и долин различаются.

Метод, широко используемый в печатных изданиях с черно-белыми схемами: горы и долины обозначатся линиями разной толщины.

Ещё один метод, разработанный для печати: горы обозначаются сплошными линиями, долины — пунктирными. Таких обозначений придерживается, например, Роберт Лэнг.

Метод, применяемый при публикации в интернете (например, на фликре): горы и долины обозначаются линиями разного цвета (обычно красного и синего).

Модульное оригами

Это техника собирания из значительного числа одинаковых модулей. В модульном оригами, в отличие от классического оригами для создания фигуры применяется не один лист бумаги, а несколько. Каждый отдельный лист собирается в модуль следуя правилам классического оригами. Далее модули соединяют между собой методом вкладывания их одного в другой. При сборке модули держатся за счет силы трения, позволяя изгибать конструкцию и придавать ей самые разнообразные формы. Хотя в некоторых случаях модули имеет смысл склеивать между собой с помощью клея ПВА.       Используя технику модульного оригами возможно сделать почти любую фигуру фактически любого размера. А так, как для складывания модулей можно использовать бумагу разнообразных цветов, модульные фигурки получаются по-настоящему удивительными. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

 Кусудама (яп. 薬玉, букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний. Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности, направления модульного оригами. В настоящее время граница между этими понятиями стирается.

Значение оригами 

- Оригами развивает мелкую моторику рук.

 - Укрепляет внимание и усидчивость.

- Занятия оригами безопасны, ведь для работы не требуется ничего кроме бумаги.

- Развивает творчество (можно показать целый театр с помощью поделок оригами)

- Развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность

 Оригами, гармонично развивает оба полушария головного мозга, движения пальцев становятся более точными, ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность.(это очень важно для тех, кто учится писать)

Занятия оригами дают ребенку совершенствование координации тонких движений пальцев; терпение и внимательность; развитие способности четко формулировать мысль; обучение элементам логического и абстрактного мышления; развитие усидчивости, наблюдательности, памяти и пространственного конструирования

Киригами (яп.切り紙 kiru — резать, kami — бумага) — искусство изготовления фигурок и открыток из бумаги с помощью ножниц. Основоположником киригами считается японский архитектор Масахиро Чатани (Masahiro Chatani), а датой рождения киригами считается 1980 год.

Для изготовления используют листы бумаги или тонкого картона, которые надрезают и складывают. Наглядно, эти модели сравнимы с замысловатыми 'pop-up' — открытками. В отличие от традиционных pop-up-открыток, эти бумажные модели обычно надрезают и складывают из одного листа бумаги. Чаще всего разрабатывают трехмерные воспроизведения архитектуры, геометрические узоры и различные повседневные объекты и др.

Торцевание - техника торцевания проста, но позволяет создавать воздушные, объемные композиции любого размера и на любую тему. Для работы необходимы гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью), карандаш, ножницы, клей и основа, на которую будут крепиться детали.

Из квадратиков бумаги (кружок, деталь с неровными краями и т. д.) приемом скручивания на карандаш и приклеивания собирается «ковер» (такие коврики были популярны у многих бабушек в деревнях в 20 веке). Таким образом можно собрать «коврик» любого вида, с любым узором (картинкой).

 Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д. Искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. 

Бумага – один из самых популярных подручных средств, которые можно использовать для творчества. В детстве, пожалуй, каждый делал аппликации, вырезал снежинки или складывал кораблики и самолетики. Даже малыш иной раз находят интересные композиционные решения, что уж говорить о возможностях и фантазиях взрослых. Удивительные поделки из бумаги можно создать своими руками и украсить ими любой интерьер.

Гофрированная бумага. Работать с ней не сложнее, чем с обычной бумагой, но результат намного интересней. Сама структура – гофра, позволяет добиться самых интересных эффектов. Даже самые простые розочки выглядят привлекательней, чем из гладкой бумаги. Интересно изготавливать и более сложные композиции: свадебные букеты, животных и птиц, разнообразные шары.

Картон. Более плотный картон идеально подходит для создания объемных моделей. Из него можно строить дома и замки, создавать забавные фигурки собачек и лебедей. А опытным рукодельникам удается создавать такие шедевры, как ажурные самолеты, ангелочки, макеты техники. 

Книги и газеты. Удивительные поделки получаются из печатной продукции. Не нужно думать, что газетные листки годятся только для бытовых нужд! Из старых, давно прочитанных и ненужных газет получится очаровательная пушистая собачка или симпатичное оформление для ночной лампы. А уж из книг получаются просто уникальные вещи — объемные экспозиции, которые необычно смотрятся и обладают 3-D эффектом. 

Из серпантина получаются оригинальные украшения, стоит вспомнить, как искусно обращаются с бумажными лентами при декорировании подарков.

Аппликация (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация из бумаги - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения. По форме аппликация бывает:

  • объемная;
  • плоская.

Научиться простой аппликации из разноцветной бумаги несложно. Даже ребенок после «мастер-класса» сможет наклеить на основу домик, елочку или сделать аквариум. Но если совершенствовать мастерство и проявлять фантазию, то можно создавать настоящие шедевры. Наиболее эффектно аппликации смотрятся, если их делают объемными.

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:

  1. сгибание;
  2. резание;
  3. разрывание и обрывание;
  4. наклеивание.

 Аппликация активно используется в украшении мебели. Один из наиболее распространенных способов аппликации — декупаж.

Декупаж - происходит от французского глагола decouper (вырезать) - это вид аппликации. Для декупажа используются бумажные салфетки: специальные или столовые с красивым рисунком. Они продаются в любом магазине для творчества или можно взять любую понравившуюся салфетку.
Цель - добиться эффекта нарисованной картины на декорируемом предмете. Поверхность может быть не только твердой (фарфор, стекло, дерево, керамика, пластмасса), подойдет даже ткань.
В этом и вся прелесть декупажа - полет фантазии не ограничен.
 Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Европе, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты 30-40 слоями лака. Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что делало мебель значительно дешевле, однако она пользовалась не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры. Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции. В Англии декупаж стал доступен широким слоям населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились коллекции с отпечатанными листами для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами. Среди знаменитостей, увлекавшихся декупажем — королева Франции Мария Антуанетта, Мадам де Помпадур, Лорд Байрон, Матисс и Пикассо.

Вариант техники декупажа встречается в русской иконописи: техника называется обычно аппликацией на деревянную основу. Эта декоративная техника заключается в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов, в том числе и из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. В России такая техника до XVII века не была известна, ее привезли в Оружейную палату западные художники. В ней выполнена, в частности, икона «Спас Эммануил» из собрания ГИМ.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. Кроме того, активно применяются так называемые рисовые и декупажные карты. Это специальным образом подготовленные изображения, напечатанные типографским способом на специальной бумаге. 

Декопатч — техника, близкая к декупажу и часто использующаяся вместе с ним. Смысл очень простой: берутся кусочки бумаги и наклеиваются на декорируемый предмет таким образом, чтобы закрыть всю декорируемую поверхность, образовать цельный фон. Бумага для декопатча режется или рвётся вручную, размеры бумажек могут разниться в зависимости от замысла и размера декорируемого предмета. Клеить можно любым клеем для декупажа, лаком, ПВА. Поскольку наклеиваемая бумага, как правило, очень тонкая, возникает эффект «росписи» поверхности. Часто поверх слоя декопатч наклеивают салфеточные мотивы, наносят двухфазный лак кракле, тени, — одним словом, продолжают работать с предметом уже в классических техниках декупажа. Бумага для декопатча используется самая разная.

В магазинах для творчества и художественных салонах можно приобрести специальную бумагу для декопатча, она продаётся листами, которые можно рвать или резать на кусочки по усмотрению. Очень хорошо подходят для этой техники салфетки со сплошным, «фоновым» рисунком. Ещё один вид бумаги для техники декопатч — креппбумага. В России её ещё называют «жатая», иногда — «гофрированная». В работе эта бумага интересна тем, что под клеем она «ползёт», тянется неравномерно, образуя плавные цветовые переходы. Недостаток её — в том, что под жидким клеем насыщенные оттенки «линяют», краска плывёт и тянется за кистью. Впрочем, зачастую недостаток этот можно превратить в достоинство, сыграв на переходах цвета.

Обрывная аппликация  

Техника обрывной аппликации очень проста. Происходит обрывание кусочков цветной бумаги и наклеивание их на контур рисунка. Кусочки, из которых изготавливается обрывная аппликация, может быть выполнена из нарезанных кусочков.

Альтернативные виды аппликации:

Из конфетти - красивые изделия получаются из маленьких цветных кружочков конфетти используют в чудных аппликациях.

Из шариков (скрученных из салфеток) - этот вид деятельности хорошо развивает мелкую моторику рук малышей, а также фантазию, внимание и эстетический вкус. Аппликации из салфеток можно делать с детьми от двух лет, начиная с самого простого. Главное, объяснить ребенку, как делать из салфеток комочки. Начинать следует с целой салфетки, а затем уже делать комочки из небольших кусочков бумаги. Эти детали можно будет использовать в первых аппликациях, например, сделать бусы. Дети постарше могут выполнять из подобных комочков композиции посерьезнее.

Из скрученной бумаги (можно из скрученных салфеток) - еще одна техника, в которой работы выполняются из салфеток, скрученных в трубочки. Такой способ подойдет для детей старшей группы детского сада или начальных классов школы, так как требует некоторых навыков.

Бумажная скульптура и объемные композиции–из ватмана, папье маше, газет создаются как тонкие и изящные изделия, так и монументальные работы, имеющие очень сложную рельефную поверхность. Это нечто среднее между наукой и искусством. все расчеты для бумажных скульптур он делает вручную. Некоторые работы могут достигать размера в несколько метров. Многие художники выбрали искусство скульптуры из бумаги. Это канадец Кэлвин Николлс с его удивительными животными, Ричард Суини из английского города Хаддерсфилда с трёхмерными бумажными инсталляциями (на первом слайде презентации), Мэтт Шлиан с объёмными бумажными скульптурами (слайд 32), американская художница из Лос-Анджелеса Джен Старк создаёт потрясающие геометрические скульптуры из бумаги.

Цветы из бумаги - делали еще в давние времена. Египтянки делали различные украшения из искусственных цветков, используя для их создания бумагу. В средневековые времена такими цветами украшали храмы. В восемнадцатом веке начали создавать большие предприятия, на которых официально изготавливали такие цветы. Уже тогда люди знали, как делаются из бумаги цветы. Из бумажных цветов можно делать оригинальные панно и композиции, ведь на дальнем расстоянии они практически не отличаются от живых. Цветы из цветной бумаги отлично подходят для украшений рамочек фотографий, открыток, коробочек для подарков и шляпок. Очень часто они используются для оформления праздничных залов перед торжествами, комнат и праздничных столов. 

Айрис-фолдинг.

Название техники айрис-фолдинг можно перевести с английского, как «радужное складывание». Айрис-фолдинг (iris folding) появилась в Голландии - это техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. «Радужное складывание» только на первый взгляд кажется сложным, алгоритм работы достаточно прост в освоении, хотя требует внимания и аккуратности. Для техники существует множество схем, шаблонов и картинок. При этом схемы для айрис фолдинг достаточно просто сделать самим.  

Вырезание узоров из бумаги – «Цзяньчжи» – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. 

Вырезание из бумаги – один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров. 

Самые первые картины цзяньчжи появились примерно в первом столетии нашей эры, вскоре после изобретения бумаги во время правления династии Хань. Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы.

В 8-9 веках нашей эры цзяньчжи распространилось в западной Азии, а в 16 веке это искусство появилось в Турции. В результате все искусство в целом обогатилось местным колоритом разных стран. Например, китайский стиль вырезания называется цзяньчжи, японский – монкири, в Мексике его называют papel picado, что переводится как «бумага в дырочку».

 Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу.

Вырезки — резные узоры из бумаги, вид древнеславянского народного декоративного искусства. Включает сюжетные и орнаментальные украшения жилья — ажурные, силуэтные и тому подобное. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстригака, на Украине - витинанка, в Белоруссии – выцинянка. в Литве- карпиняй.

 По технологическим и художественным особенностям бумажные вырезки делятся на:

  • ажурные — изготавливаются из одного листа бумаги, изображение помещается в проемах;
  • силуэтные — изображение выступает силуэтом;
  • одинарные — изготавливаются из одного листа бумаги;
  • сложные — аппликационные из нескольких листов бумаги, поэтому почти всегда многоцветные.

 По технике изготовления и способу подачи изображения сложные вырезки делятся на составные (крупномасштабной произведения, изображения которых образованы из отдельных элементов, составленных рядом друг с другом, гармонично сочетающихся между собой в единое целое) и накладные (наложенные друг на друга «горкой»).

По форме могут быть разнообразны и напоминать круги, ромбы, квадраты, овалы, полоски, а также образовывать сложные сюжетные композиции. Вырезки бывают следующих групп:

  • фигурки — силуэтные вырезки, бывают нескольких композиционных типов — птички, всадники, куклы и др.;
  • розетки — ажурные вырезки, состоящие из розеток, звезд, ромбов, квадратов (все одинарные) и накладных «божьих коровок»;
  • дерева — сюжетно-декоративные вырезки, создаются относительно вертикальной оси: дерево, дерево с птицами, ветвь, букет, ваза и т. п.;
  • ленты — с односторонней или двусторонней композицией орнамента;
  • обои — вырезки, которые состоят из следующих типов композиционной структуры: центральная, рядовая, сетчатая, свободное заполнение;
  • занавески — род бумажных украшений, как усложненный вариант одинарных ленточных витинанок;
  • игрушки — вырезки с ярко выраженным декоративным и тематическим характером;
  • выставочные вырезки — тематические произведения, приспособленные для экспонирования на выставках и отделки полиграфической продукции.

Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии.

Художественное конструирование из бумаги эстетически и

художественно развивает детей. Это  творческая  работа,  в  процессе  которой  они  создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

Такой  труд  является  декоративной  ,  художественно-прикладной

деятельностью  ребенка,  поскольку  при  создании  красивых  предметов  он

учитывает  эстетические  качества  материала  на  основе имеющихся

представлений,  знаний,  практического  опыта,  приобретенных  в  процессе

трудовой деятельности на занятиях ИЗО. Достоинства метода работы с бумагой являются:

      - ознакомление ребят с произведениями декоративно-прикладного искусства;

      - создание объемных работ;

      - закрепление таких понятий как пропорции, пространство, фактура и т.д  

     -  развитие мелкой моторики пальцев на протяжении всего обучения;

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается

обработке. Если ребенку предлагать различные  сорта  бумаги,  он  получает представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей, матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать. Таким образом, в процессе работы с бумагой у ребенка развивается осязание.

          Выполнение различных фигур и предметов из бумаги без включения других материалов является хорошей подготовкой для развития чувства пластики, создания объемных поделок.

            Процесс  выполнения  поделок  оказывает  влияние  на  развитие  ребенка, формирование его творчества. Детям не следует навязывать готовые образы, нужно пробуждать их самостоятельно находить решения.

Занятия  могут быть  уподоблены  художественному  образам, созданным

по  законам  искусства.

Заключение:

Бумага – самый  универсальный  и  доступный  материал,  привычный,

обыкновенный и одновременно удивительный! Путешествуя по миру

бумаги, можно увидеть поистине удивительные вещи: древние фигурки –

вырезанки, изящные силуэты старинных фигурок, красивых портретов, ажурных картин, любимых детьми 19 - 20 века силуэтных теней, игрушки и многое другое.

         Художественное конструирование из бумаги ценно, прежде  всего,  тем,  что  оно интегрирует знания, полученные на других уроках, и оказывает воздействие на развитие творческого самовыражения личности.

         Разновидности проектов конструирования: на плоскости, объёмное, оригами, конструирование из полосок и пр. из бумаги, на занятиях  помогают осваивать искусство как духовную летопись человечества, так как этот вид деятельности имеет глубокие  художественно-исторические  корни,  издавна  связан  с художественно-декоративной деятельностью народа.

         Любая работа с бумагой (вырезание, складывание, плетение и т.д.) не только увлекательна для детей любого возраста, но и познавательна – это настоящее художественное творчество!  Несколько разноцветных бумажных листов (обрезки, полоски)  позволяют  создать  веселую,  разноцветную  игрушечную страну, украсить дом в будни и праздники, сделать подарки, сувениры близким друзьям. Не только детям, но и взрослым полезно услышать увлекательную историю появления бумаги, прикоснуться к тайнам ее содержания!

         

Список используемой литературы

и другие информационные источники

  1. "Магия бумаги. Идеи для художественного вырезания". Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2017
  2. Владимирова Светлана: «Оригами и кусудамы», Издательство «Рипол-Классик», 2017
  3. Татьяна Плотникова: «Плетение из бумажных лент», Издательство «Рипол-Классик», 2017
  4. Евгения Зубанова: «Бумажные шедевры»,Евгения Зубанова: Бумажные шедевры Формат-М, 2016 г.
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: «Просвещение», 1992.
  6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию. М.: «Просвещение», 1985.
  7. Куцакова Т.С. Конструирование и ручной труд. М.: «Просвещение», 1990.
  8. Лиштван З.В. Конструирование. М.: «Просвещение», 1981.
  9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие речи. Изд-во «Академия развития», Ярославль,1998.
  10.  Выгонов В. В. Изделия из бумаги. - М., МСП, 2001.
  11.  Гибсон Рей. Поделки из папье-маше. - М., Росмэн, 1996.
  12.  Гибсон Р., Тайлер Д. Веселые игры. - М., Росмэн, 1996.
  13.  Докучаева Н. Бумажный мир. - СПб., Диамант, 1997.
  14.  Докучаева Н. Игрушки из бумаги и картона. - СПб., Кристалл, 1997.
  15.  Докучаева Н. Мастерим бумажный мир. - СПб., Кристалл, 1997.
  16. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль, Академия развития, 1999.
  17.  Жакова О., Данкевич Е. Строим города. - СПб., Диамант, 1998.
  18.  Корнева Г. Бумага. - СПб., Кристалл, 2001.
  19.  Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и
  20. https://www.labirint.ru/books/600633/https://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenoe-konstruirovanie-iz-bumagi-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei.html
  21. https://203.tvoysadik.ru/site/pub?id=541

         

 

Приложения.