Современные технологии преподавания на уроках изобразительного искусства


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Использование современной техники преподавания на уроках изобразительного искусства »

Изобразительное искусство – это особый предмет. Освоение художественных техник не даёт гарантии создания гениального произведения. Искусство должно не только изучаться, но и проживаться. Ребёнок приходит на урок искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Иными словами ребёнок учится делать оценку окружающей его действительности. А оценка – это способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе. Использование современных технологий на уроках изобразительного искусства эффективно влияет на развитие творческих способностей учащихся.

В процессе работы с детьми на уроках изобразительного искусства используются различные современные технологии обучения.

  • технология уровневой дифференциации;
  • игровая технология;
  • мультимедийные технологии;
  • кейс-технология;
  • метод проектов;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология интерактивного обучения;
  • обучение в сотрудничестве;
  • развивающие технологии.

Приведём характеристики некоторых современных педагогических технологий, применяемых в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, а именно: технология активного обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии.

1. Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Целью активного обучения является организация активности учащихся. Сущность технологии активного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания учебной деятельности. Реализуется данная технология с помощью различных принципов, методов активного обучения.

Развитие технологии активного обучения привело к разработке системы форм, методов, средств обучения и  типов уроков, которые способствуют развитию творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства. Классно-урочная форма является основной системой организации обучения, поэтому учитель изыскивает возможности для дифференциации, применяя индивидуально-групповые формы обучения. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что ее результат не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, т. е. созданный детьми рисунок остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с раннее созданным, совершенствовать. А использование коллективной деятельности  не только влияет на конечный общий результат работы, но и дает возможность выходу творчества каждому участнику творческого процесса. Сочетание парной, групповой и индивидуальной работы учащихся позволяют учителю в организации трех основных форм коллективной деятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей.

В первом случае ребенок выполняет работу индивидуально, но его работа к концу урока становится частью общей композиции. Примером такой деятельности может служить урок  на тему «Берегите воду». Каждый ребенок рисует плакат на заданную тему в рамках социальной акции «Хранители воды». Данный урок имеет высокое воспитательное значение.

Совместно-последовательная деятельность вовлекает в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей. Класс делится на микрогруппы и выполняет коллективные творческие работы. Примером может служить урок  на  тему «Красота, застывшая в стекле», ребята выполняют в группах коллекцию изделий из стекла. Такой урок позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого ученика, но уже в коллективной деятельности.

Совместно-взаимодействующая деятельность, в отличие от двух других, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка и требует их проявления в качестве необходимого условия. Коллективная творческая деятельность школьников актуальна тем, что каждый ребенок чувствует свою ответственность, сопричастность к полученной общей работе, получает эмоциональное удовлетворение от конечного результата. Примером такой коллективной деятельности создание творческих проектов. Проектная технология учит оперировать добытыми фактами, доходить до сути проблемы, отстаивать свои идеи, у детей формируются такие личностные качества, как ответственность, умение анализировать результаты деятельности, умение планировать свою работу. Кроме того, презентация проекта, результата своего труда повышает самооценку. Технология проектного обучения - альтернативная технология, которая противопоставляется классно – урочной системе, при которой не даются готовые знания. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, заочные экскурсии, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Примером такой работы может стать Урок - защита проектов по изобразительному искусству «Заочная экскурсия по тверскому краю «Земля мастеров». Учащиеся класса были разбиты на несколько групп для разработки проектов. На основе объединения проектных работ всех групп можно создать проект интерактивная экскурсия «Тверские народные художественные промыслы», и провести мероприятие для учащихся других классов или даже школ. Другой, более творческий, вариант – это проведение коллективного творческого дела в рамках предметной недели, где каждый этап экскурсии будет сопровождаться мастер-классом.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации

С детьми всех возрастов хорошо работает технология проблемного обучения, Разнообразие тем на занятиях с применением технологии проблемного обучения позволяет сделать занятия интересными и даже незабываемыми. Например, изучая городской пейзаж, а значит и законы линейной перспективы, можно использовать карточки с правильным и неправильным вариантом выполнения работы. Анализ выполненного эскиза «Уходящая вдаль дорога, вдоль которой стоят дома или деревья» показывает, как правило, что большинство детей делают работу с ошибками, без соблюдения законов перспективы. Я вывешиваю эти эскизы на доску. А рядом вешаю рисунок с соблюдением всех законов перспективы. И мы начинаем обсуждение, почему на моем рисунке дорога выглядит более убедительно. Работа над проблемой помогают сделать некоторые выводы: дорога вдали уже, а вблизи шире. И не просто уже, а сходится в одну точку. То же самое происходит с домами и деревьями. Зато все вертикальные линии идеально ровные, параллельны краю листа. Потом мы узнаем, что на рисунке есть линия горизонта, она может быть выше ниже или в середине рисунка, что точка на линии горизонта так и называется «точка схода». И затем вместе строим городской пейзаж, применяя выводы, сделанные ранее на практике. 

2. Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущностью данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Применение игрового обучения позволяет расширить кругозор, идет воспитание идеи сотрудничества, развивается общительность, коммуникативность, самостоятельность.

Реализуется игровое обучение через игровые методы, вовлечение обучаемых в творческую деятельность.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические и др.

Специфику игровой технологии на уроках в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий на уроках ИЗО является решение ряда следующих задач:

  • дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках ИЗО следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

3.Применение информационно-коммуникационных технологий.

Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Применение  на  уроке изобразительного искусства компьютерных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Среди дидактических возможностей применения  информационных технологий на уроках изобразительного искусства  можно выделить:  фрагментарное использование информационных технологий в зависимости от цели этапа урока;  осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;  сочетания обучения с игрой;  управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения.

Применение техники требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто необходимо. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета помогут расширить и углубить теоретические знания и найти партнеров по общению. Для реализации программы по изобразительному искусству, единства теории и практики, формирования первичного опыта общения с произведениями профессиональных художников и народных мастеров национальной и мировой художественной культуры можно использовать презентации. Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации.

Внедрение информационно-коммуникационных  технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото- и видеоматериалы  создают базу для разработки презентаций для  уроков. Компьютерные образовательные  программы в игровой форме предлагают  виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и  найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить  большую отдачу от работы детей в учебное  время, организовать внеклассную  работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков - одно из  требований времени. Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может  стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны. Они открывают новые возможности в работе учителя, позволяют решать различные образовательные задачи:

  • Открывают новые творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала.
  • Расширяют виды учебной деятельности для учащихся (поиск информации по предмету в Интернете и обработка информации).
  • Посещение через Интернет музеев, выставок, галерей и пр. становится естественной средой развития личности учащегося.

Для эффективной организации учебной деятельности необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.