УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету "ЭТНОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА"

Хазырова Фатима Валиулловна

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету "ЭТНОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_5_etnokulturnye_osobennosti.docx80.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 5

 Вариант рабочей программы учебного  предмета

 В.02.УП.03. «Этнография  коренных народов Севера»

Хазырова Фатима Валиулловна

преподавателя МБОУ ДО «Детская художественная школа» города Мегион, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Тюменской области

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Этнография  коренных народов Севера»  имеет важное значение в формировании экологического воспитания учащихся. На примере местной сибирской культуры показать принципиальную возможность гармоничного существования человека в природе. Мифы, легенды, сказки, примеры традиционного природопользования призваны подчеркнуть непреходящую значимость  всего сущего на земле: человека зверя, птицы, реки, дерева. В предлагаемом курсе последовательно проводится идея разнообразия культур как главного достижения человечества и самоценности  любой из них, в данном случае хантыйской, мансийской.

Цель программы:

  • Развитие творческой активности детей, создание условий для пробуждения и реализации художественно-творческих способностей, превращение их в потребность.
  • Воспитание у учащихся любви к родному краю через расширение и углубление знаний о Югре

         Программа «Этнография  коренных народов Севера» разработана в соответствии с законом  «О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов  Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», федеральным государственным стандартом общего образования, разработанным  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования, рассматривается как комплексный регионоведческий курс, является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого  образовательного компонента  в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Данная программа разработана на основе «Методического пособия по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты), 1995 г., В.И Сподиной; «История и культура народов Сибири» 2008 г., А.Г.Тучкова; «Этнография коренных народов Западной Сибири» - И.В. Белич, Тобольск. 2006 г.

        Особенностью данной программы двухгодичного курса является создание и реализация образовательной модели, где аспекты традиционной культуры обско-угорских народов Приобского региона ХМАО - Югры представлены в условиях внеурочной деятельности.

Программа предмета по выбору «Этнография  коренных народов Севера» реализуется в общеобразовательном цикле дисциплин учебного плана полного курса 5-летнего обучения художественной школы, предназначена для учащихся 1 - 2 классов (возраст детей  11-13 лет). Курс рассчитан на 2 года обучения (66 часов, по одному часу в неделю).

           Название  курса «Этнография  коренных народов Севера» подразумевает  интегрированный подход к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как этнография, география, биология, экология и др.

           Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

           Изучение курса для данной возрастной группы 11-13 лет является особенно актуальным. Это - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты - Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся готовятся к взрослой жизни. Курс  является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Цели курса:

- углубить знания обучающихся по отечественной истории, географии, дополнить материал по наиболее актуальным вопросам экологии;

-  способствовать формированию практических умений и навыков, для подготовки будущих этнографов;

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- развитие творческих способностей в рисовании предметов быта, макетов жилищ и орнаментов  коренных народов Севера;

-  воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;

формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств  Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1.Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2.Выявить специфику коренных народов и особенности хозяйственной деятельности, изучить социальные и экологические проблемы своего края, увеличить объем новых знаний по предмету.

3.Способствовать активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, содействовать развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивать поисково-исследовательские умения и навыки

4. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический познавательный опыт ребенка.

5.   Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Система дополнительного образования, включающая данную программу, ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение. Программа позволяет систематизировать краеведческие знания, повышать уровень самостоятельности при изучении своего края, отрабатывать важнейшие специальные умения и навыки.

Программа реализуется на уроках, проводимых в форме занимательных рассказов по этнографии.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип.  Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь  "природа - человек", выявить  правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;

Педагогические технологии

Применяются передовые педагогические технологии личностно-ориентированного и деятельностного типов, информационно-коммуникативные способствующие достижению высоких образовательных результатов.

  • Информационно-комуникативные;
  • Интерактивные технологии;
  • Проектной деятельности;
  • Технология учебного исследования;
  • Личностно-ориентированного обучения;
  • Здоровьесберегающие;
  • Технология защиты детей от негативной информации;
  • Технология поддержки ребенка;
  • Технология сотрудничества;
  • Технология коллективного обучения

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании учебного предмета, помогает сделать занятия ярче, содержательнее, увлекательнее, что способствует развитию интереса к процессу обучения.  

Эффективной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, записанные на CD-ROM, флэш-карту.  

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Этнография  коренных народов Севера» построено с учетом возрастных особенностей детей. Задачи курса  определяют его содержание и структуру. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы Программой предусмотрена самостоятельная  работа учащихся в объеме 0,5 часа. Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Подведение итогов по курсу  проводится по результатам практической деятельности школьника.  Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры,  участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Содержание программы включает в себя следующие разделы:

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  • Введение. Многообразие культур народов мира
  • Природная характеристика региона
  • Основные виды хозяйственной деятельности.
  • Традиционные средства передвижения
  • Традиционная одежда, обувь, прически и украшения
  • Домашняя утварь
  • Поселения и жилища
  • Фольклор коренных народов Югры
  • Великая Победа в судьбе края (ХМАО - Югра в годы войны).

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  • Введение. Родословное древо народов финно-угорского сообщества и исторические этапы развития угорской этнокультуры.
  • Народные художественные промыслы Югры. Основные направления
  • Орнаментальная символика.
  • Музыкальная культура обских угров.
  • Обычаи. Традиции. Праздники
  • История семьи. Как составить Древо жизни.
  • Традиционные верования и  мировоззрения угорских народов.
  • Художники и писатели Югры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование темы

Аудиторные занятия

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практ.

занятия

Самостоятельна работа

1

Раздел 1. Введение. Многообразие культур народов мира. 

Тема 1. Происхождение коренных народов Западной Сибири.

1

1

-

0,5

2

Тема 2.  Моя Родина Югра. Герб, Флаг, история округа.

1

1

-

0,5

3

Тема 3. Повторительный урок по теме «Введение».

1

1

-

0,5

4

Раздел 2. Природная характеристика региона.

Тема 1. Географическая  характеристика ХМАО.

1

1

-

0,5

5

Тема 2. Растительный мир ХМАО.

1

1

-

0,5

6

7

Тема 3-4. Животный мир западносибирской тайги.

2

2

-

1

8

Тема 5. Рыбные ресурсы и их место в пищевом  рационе коренного национального населения.

1

1

-

0,5

9

Тема  6. Современная экологическая характеристика Ханты – Мансийского автономного округа - Югра. Взаимосвязь компонентов природы и общества.

1

1

-

0,5

10

Раздел 3. Основные виды хозяйственной деятельности.

Тема 1. Рыболовство.

1

1

-

0,5

11

Тема 2. Пушной промысел.

1

1

-

0,5

12

Тема 3. Охота на медведя и лося.

1

1

-

0,5

13

Тема 4. Ведущие отрасли хозяйства (оленеводство).

1

1

-

0,5

14

Тема 5. Годовой хозяйственный цикл (календарь) хантов, манси.

1

1

-

0,5

15

Раздел 4. Традиционные средства передвижения. 

Тема 1. Водный транспорт. Облас.

1

1

-

0,5

16

Контрольный урок.

1

1

-

0,5

17

Тема 2. Традиционные зимнее средство передвижения. Нарты, лыжи.

1

1

-

0,5

18

Раздел 5. Традиционная одежда, обувь, прически и украшения.

Тема 1. Детская одежда и обувь.

1

1

-

0,5

19

Тема 2.Мужская одежда и обувь.

1

1

-

0,5

20

Тема 3. Женская одежда и обувь.

1

1

-

0,5

21

Тема 4. Женские головные уборы и украшения.

1

1

-

0,5

22

Раздел 6. Домашняя утварь. 

Тема 1. Изделия из бересты, коры и корня.

1

1

-

0,5

23

Тема 2. Домашняя утварь из дерева.

1

1

-

0,5

24

Тема 3. Женские швейные принадлежности.

1

1

-

0,5

25

Раздел 7.  Поселения и жилища. 

Тема 1. Выбор места под поселение. Типы поселений.

1

1

-

0,5

26

Тема 2. Жилые постройки. Земляной дом.

1

1

-

0,5

27

Тема 3. Жилые постройки. Чум.

1

1

-

0,5

28

Тема 4. Хозяйственные постройки.

1

1

-

0,5

29

Раздел 8. Фольклор коренных народов Югры.

Тема 1.Загадки, пословицы и поговорки.

1

1

-

0,5

30

Тема 2. Сказки народов Севера.

1

1

-

0,5

31

Тема 3. «Пробуждение могучей Оби».

1

1

-

0,5

32

Контрольный урок.

1

1

0,5

33

Зачет (в конце 2 полугодия)

1

1

-

0,5

ИТОГО

33

33

-

16,5

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование темы

Аудиторные занятия

Самостоятельна работа

Общее

кол-во часов

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1

Раздел 1. Введение. Родословное древо  финно-угорского народа.

Тема 1. Повторительный урок по курсу 1 года обучения.

1

1

-

0,5

2

Тема 2.  Ханты. Манси. Ненцы.

1

1

-

0,5

3

Раздел 2. Народные художественные промыслы Югры. Основные направления.

Тема 1. Работа с мехом, работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей.

1

1

-

0,5

4

Тема  2. Работа с берестой.

1

1

-

0,5

5

Тема  3. Плетение их корней кедра.

1

1

-

0,5

6

Тема 4. Работа с бисером, работа с тканью.

1

1

-

0,5

7

Тема  5. Резьба по дереву, резьба по кости

1

1

-

0,5

8

Раздел 3.  Орнаментальная символика.

 Тема 1. Отличительные особенности хантыйского (мансийского) орнамента.

1

1

-

0,5

9

Тема 2. Процесс создания  изделий.

1

1

-

0,5

10

Тема  3. Обско-угорские орнаменты в изделиях. Их значение.

1

1

-

0,5

11

Тема 4. Обско-угорские орнаменты в полосе.

1

1

-

0,5

12

Раздел 4. Музыкальная культура обских угров.

Тема 1. Тороп-юх. Нарс-юх.

1

1

-

0,5

13

Раздел 5. Обычаи. Традиции. Праздники. 

Тема  1. Семейные обычаи и обряды: свадебные, связанные с рождением ребенка.  

1

1

-

0,5

14

Тема 2. Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

1

1

-

0,5

15

Тема  3 Народные праздники: Медвежий, праздник.

1

1

-

0,5

16

Контрольный урок.

1

1

-

0,5

17

Тема 4. Вороний праздник.

1

1

0,5

18

Раздел 6.  Детские игры и игрушки.

Тема 1. Детские игры обских угров

1

1

-

0,5

19

Тема 2. Изготовление игрушки-головоломки «Олень и олененок».

1

1

-

0,5

20

Раздел 7. История семьи. Как составить Древо жизни.

Тема  1. Древо жизни. Генеалогическое дерево.

1

1

-

0,5

21

22

Раздел 8.  Традиционные верования и  мировоззрения угорских народов.

Тема 1-2. Верования народов ханты и манси.  

2

2

-

1

23

Тема 3. Мировоззренческие аспекты народов Севера.

1

1

-

0,5

24

Тема 4.  Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства.

1

1

-

0,5

25

Тема 5 Представления коренных народов о земле – космосе.

1

1

-

0,5

26

Раздел 9.  Художники и писатели Югры.

Тема 1.  Творчество Еремея Айпина.

1

1

-

0,5

27

Тема 2. Творчество Юрия Айваседа (Вэлла).

1

1

-

0,5

28

Тема 3.  Творчество художника Геннадия Райшева.

1

1

-

0,5

29

Тема 4. Творчество художника Петра Бахлыкова.

1

1

-

0,5

30

Тема 5. Творчество художника Александра Игошева.

1

1

-

0,5

31

Раздел 10. Великая Победа в судьбе края.

Тема 1. Участие северян в боевых действиях.

1

1

-

0.5

32

Контрольный урок.

1

1

-

0,5

33

Зачет (в конце 4 полугодия)

1

1

-

0,5

ИТОГО

33

33

16,5

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

        Раздел 1.  Введение.  Многообразие культур народов мира.

Задачи: познакомить учащихся с основными понятиями этнографии, показать влияние природной среды на традиционно-бытовую культуру, воспитать бережное отношение к традициям и обычаям других народов. Требования к предмету, ведению тетрадей, выполнению рисунков и карт.

Содержание урока: Понятие «культура». Компоненты, ее составляющие (материальная, духовная). Национальные особенности того или иного народа. Типы жилищ. Жилище-отражение природных условий местности, традиционного занятия народа, уровня его социально-экономического развития и т.д.

Словарь урока:

  • Этнография - это историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, расселение, культурные взаимовлияния;
  • Культура-  это все то, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии, морали и философии;

Самостоятельная работа:  Конспект урока, подготовить реферат на тему: «Обычаи (обряды, поверья) моего народа», придумать отличия материальной и духовной культуры.

        Тема  1.  Происхождение коренных народов Западной Сибири.

Задачи: формирование образного представления о происхождении коренных западно-сибирских народов, местах их расселения. Познакомить учащихся с основными этнонимами.

Содержание урока: Теория этногенеза (происхождения) древних угорских племен по гипотезе В.Н. Чернецова. Двухкомпонентность  культуры обских угров  (смешение древнего неолитического уральского населения аборигенного охотничье-рыболовного облика с пришлым южным скотоводческим населением - уграми). Северные и южные черты в культуре коренных народов Сибири. Угры-остяки-ханты. Вогулы-манси.

Самостоятельная работа: конспект урока, выполнить в тетради карты схемы, на контурной карте нанести места проживания хантов.

Дополнительно: Выполнить рисунок по фольклорным представлениям о самых древних представителях доуральского населения, предках обских угров.

        Тема 2. Моя Родина Югра. Герб, флаг, история Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Задачи: познакомить с историей края. Становлением автономного округа как субъекта Российской Федерации.

Содержание урока: рассмотреть символы нового государственного статуса – герб и флаг Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Самостоятельная работа: конспект урока, выполнить рисунок  герба и флага

        Тема 3.  Повторительный урок по теме «Введение».

Задачи: конкретизировать этнографический материал, закрепить основные исторические факты этногенеза народов ханты и манси.

Содержание урока:

Устные ответы на вопросы:

  • Что такое культура. Какие компоненты ее составляют?
  • В чем причина различия культур отдельных народов?
  • О чем может рассказать этнографу жилище?
  • Дать определение понятия этнография?
  • Каково происхождение и расселение  коренных народов Западной Сибири - хантов, манси, согласно теории В.Н. Чернецова?

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради

        Раздел  2.  Природная характеристика региона.

        Тема 1.  Географическая  характеристика региона.

Задачи: закрепление представления о границах округа, рельефе, водной системе на основе привлечения фольклорных данных. Обучение приемам составления конспекта по рассказу учителя. Привить элементы экологической культуры.

Содержание урока: Физико-географические особенности территории Западной Сибири. Легенда о появлении  у Оби притоков (по рассказу Ю.К.Вэллы). Значение рек в жизни хантов.  Год образования округа. Границы округа. Административные центры, крупные города. Топономика названий городов: Мегион, Лангепас, Сургут, Когалым.  

Словарь урока:

  • «Ас»- «Большая река» - река Обь
  •  Миф- сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах, первопредках  и легендарных героях.

Самостоятельная работа:  Конспект урока, нанести на контурные карты реки и наиболее крупные озёра, отметить участки наибольшей заболоченности. Оформить легенду карты.

        Тема  2. Растительный мир западносибирской тайги.

Задачи: раскрыть значение растительного мира в культуре коренных народов Севера, показать приемы экологического воспитания - сквозь призму отношения к деревьям раскрыть элементы традиционного мировоззрения, экологическую этику народа.

Содержание урока: Поклонение деревьям. Культ деревьям. Береза - священное дерево у хантов и манси. Легенда о березе. Орнамент «Березовая ветка». Приметы, связанные с деревьями.  Легенда о кедре. Орнамент «шишка». Легенда о  лиственнице.

Домашнее задание: выполнить в тетради рисунки орнаментов.

Словарь урока:

  • Культ - один из обязательных элементов религии, выражающейся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих ,которые совершаются с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; видимое выражение религиозного верования.

Самостоятельная работа:  Конспект урока, выполнить в тетради орнамент «Березовая ветка».

        Урок 3. Животный мир западносибирской тайги. Медведь.

Задачи: дать представление об образе жизни и повадках одного из самых крупных хищников тайги-медведе в соответствии с тотемическими представлениями коренных народов Западной Сибири.

Содержание урока: В сибирской тайге встречается 70 видов млекопитающих. Среди них самый крупный это медведь. Легенда о происхождении медведей различных пород. Миф о божественном происхождении медведя. Рассказ об образе жизни и повадках бурого медведя. Орнамент «медведь». Хантыйские загадки о медведе.

Выполнить рисунок орнамента.

Словарь урока:

  • Тотемизм - древнейшая форма почитания животных. На ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных. Вокруг него животные, птицы, растения были такими же существами, как он сам.

Самостоятельная работа:  подготовить рассказ об образе жизни и повадках бурого медведя, подобрать загадки, сказки, характеризующие биологию животного.

        Урок 4. Животный мир западносибирской тайги. Олень.

Задачи: раскрыть значение оленя для коренных народов тайги, особенности биологии этого животного. Показать роль экологического фактора в сохранении традиционного хозяйственного уклада, связанного с оленеводством. Обучение приемам конспектирования.

Содержание урока: Оленеводство - традиционная отрасль хозяйства. Легенда о  появлении первого оленя. Особенности биологии этого животного. Орнамент «рог оленя». Составить схему, раскрывающую значение оленя в жизни ханты.

Самостоятельная работа:  конспект урока, письменно ответить на вопрос: «какие последствия для жизни коренного населения Западной Сибири имеет исчезновение оленя?

        Тема 5.  Рыбные ресурсы и их место в пищевом  рационе коренного национального населения.

Задачи: показать видовое разнообразие рыб Сибири, среду их обитания, особенности строения и окраски на основе фольклорных материалов. На примере пищевого рациона хантов  раскрыть значение рыбных ресурсов в жизни коренного национального населения.

Содержание урока: Бассейн реки Объ - место обитания ценных пород рыб: осетра, стерляди. Известны виды промысловых - ерш, карась, муксун, щука - входящие в пищевой рацион населения, живущего по берегам Оби. Щука. Окунь Налим. Хантыйские сказки о рыбах. Значение рыбы в пищевом рационе. Множественность и практическая безотходность употребления.

Самостоятельная работа:  Выписать в тетрадь виды промысловых рыб, подготовить сообщение о среде обитания одной из них.

        Тема  6. Современная экологическая характеристика Ханты – Мансийского автономного округа - Югра. Взаимосвязь компонентов природы и общества.

Задачи урока: показать негативные тенденции в освоении Сибири, современное состояние региона, влияние антропогенного фактора на состояние природных ресурсов. Формировать убеждение в наличии сложных связей человека и природы, необходимости беречь и охранять ее богатства.

Содержание урока: повторить и обобщить экологические и природоохранные знания, полученные школьниками при изучении предыдущих уроков. Отрывок главы книги Е.Д.Айпина «В тени старого кедра».

Словарь урока:

  • Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие  и ценные растения, животные,  уникальные участки природы, культурные ценности.

Самостоятельная работа:  повторить названия наиболее распространённых видов птиц и зверей родного края (по ж. «Юный натуралист», «Северные просторы», таблицы по зоологии, рисункам учебников географии, биологии, зоологии)

        Раздел  3. Основные виды хозяйственной деятельности.

        Тема 1 . Рыболовство.

Задачи: Показать способы и приемы рыбной ловли, объяснить устройство запора и его роль в системе жизнеобеспечения, а также обряды и обычаи, связанные с этим видом деятельности.

Содержание урока: Рассказ о комплексном хозяйстве (рыболовство, охота, оленеводство). Способы добывания рыбы. Устройство запорное сооружения. Приспособление для рыбной ловли - морда. Влияние рыболовства на жизненный уклад, быт.

Самостоятельная работа: Выполнить иллюстрации к хантыйским загадкам.

  • Под водой гремучий дом (гимга, морда).
  • У воды сто глаз, тысяча очей (сеть)
  • Ноги каменные, голова деревянная, много людей кормит (невод).

        Тема  2. Пушной промысел.

Задачи: показать историю развития пушного промысла, дать представления об активных и пассивных видах охоты, объяснить способы добычи пушных животных.

Содержание урока: Продолжать формирование понятия об основных видах хозяйственной деятельности. Первые сведения о пушных богатствах. Орудия и способы охоты. Система верований, обычаев, запретов. Ловушки давящего типа. Слопец, чекан.

Самостоятельная работа: конспект урока, уметь объяснить отличия значения активной охоты от пассивной, какова роль ясачной повинности в охотничьем промысле коренных народов Сибири, значение наконечника стрелы в выборе объектов охоты.

        Тема  3. Охота на медведя и лося.

Задачи: показать основные традиционные приемы охоты на крупных животных – медведя,  лося, а также обряды, связанные с их почитанием.

Содержание урока: Дать характеристику орудий лова и приемов охоты на самых крупных животных тайги-медведя, лося. Рассказ о проведении обряда, связанного со стремлением обеспечить успех предстоящей охоты. Отрывок из глав книги Е. Д. Айпина «В тени старого кедра».

Почитание медведя в отражении «Медвежьего  праздника».

Культ лося. Охота на лося.

Словарь урока:

  • Тормовка - вид активной охоты; активные действия охотника по выслеживанию и добыванию зверя.

Самостоятельная работа: конспект урока, объяснить как ханты использовали знания биологии медведя и лося для выработки способов охоты на них, подготовить устный рассказ о медвежьем празднике, объяснить причину возникновения промысловых культов.

        Тема 4. Ведущие отрасли хозяйства (оленеводство).

Задачи: показать годовой цикл оленевода и проблемы, связанные с содержанием оленей.

Содержание урока: Оленеводство - ведущее экологическое звено природно-экономической системы, обеспечивающей взаимодействие коренного населения и окружающей среды.

Познакомить с годовым циклом оленеводства. Основные категории оленей: хор, важенка.

Словарь урока:

  • Гнус - кровососущие насекомые: комары, мошки, оводы, пауты, слепни.

Самостоятельная работа: конспект урока, уметь воспроизвести годовой цикл оленевода.

        Тема  5. Годовой хозяйственный цикл (календарь) хантов, манси.

Задачи: систематизировать большой и весьма сложный материал пройденной темы, закрепить ее важнейшие понятия, обобщить представления о годовом хозяйственном цикле хантов.

Содержание урока: Составить конспект годового  хозяйственного цикла по материалам исследований В.М. Кулемзина и Н.В.Лукиной. Период «прилета вороны», период «прилета гусей-уток», период «нереста рыб», период «малых запоров», период «больших запоров», период «гагары», период «деревья без листьев», период «ярмарка» или «новый год», период «орел прилетает».  

Самостоятельная работа: оформить результаты экскурсии в виде отчёта в соответствии с заданиями, полученными перед ее проведением.

        Раздел  4. Традиционные средства передвижения.

        Тема 1. Водный транспорт. Облас.

Задачи: дать представления о принципе изготовления лодки - долбленки, познакомить с основными инструментами, показать экологичность  данного передвижения.

Содержание урока: Сибирь это «страна рек и озер». Долбленые лодки. Этапы изготовления обласа. Инструменты: тесло, лучковое сверло, шпеньки. Прочитать наблюдения исследователя – этнографа З.П.Соколовой. Волоки. Принцип действия. Отгадать загадку про облас.  

Самостоятельная работа: конспект урока, уметь описать процесс изготовления обласа, раскрыть секреты его изготовления. Отгадать хантыйскую загадку: «У какого карася 7 рёбер». (Распорки лодки).

        Тема 2 . Традиционные зимние  средства передвижения. Нарты, лыжи.

Задачи: познакомить с основными зимними средствами передвижения, особенностью их изготовления, и отличительными этническими признаками.

Содержание урока: Легенда об изготовлении нарт. Искусство изготовления нарт. Основные детали: полозья, ножки-копылья, перекладины, настил для сиденья. Разновидности нарт. Аргиш.

Лыжи, способы изготовления, разновидности.

Самостоятельная работа: конспект урока. Уметь объяснить видовое разнообразие нарт, доказывать экологичность традиционных средств передвижения коренных народов Западной Сибири по сравнению с современным транспортом.

        Раздел  5. Традиционная одежда, обувь, прически и украшения.

        Тема  1. Детская одежда и обувь.

Задачи: дать представления о традиционных материалах для изготовления одежды, показать комплект детской одежды, виды кроя.

Самостоятельная работа: конспект урока.

Дополнительно: выполнить комплект детской одежды (возможно заменить рисунком).

                Тема 2. Мужская одежда и обувь.

Задачи: показать полный комплект мужской одежды, ее функциональность, элементы украшения.

Содержание урока: Особенности одежды зависят от разделения труда.  Малица и кумыш. Мужской пояс. Мужская летняя одежда. Мужская зимняя одежда. Принцип многослойности.

Самостоятельная работа: конспект урока, выполнить комплект мужской одежды (возможно заменить рисунком)

                Тема 3. Женская одежда и обувь.

Задачи урока: изучить комплект женской одежды. Одежда- историко-этнографический источник. Традиционные правила ухода за одеждой и обувью.

Содержание урока: Глухая нательная одежда-платье. Распашной халат. Распашная шуба из оленьего меха (сах). Пояс. Обувь - нырики.

Выполнить зарисовки.

Самостоятельная работа: конспект урока. Дать характеристику комплексу женской одежды, уметь объяснить понятие «сборный мех»

                Тема 4. Женские головные уборы и украшения.

Задачи: расширить представления о комплекте женской одежды, познакомить учащихся с прическами, накосными украшениями, показать их роль в определении социально-возрастного статуса

Содержание урока:  Головной убор-система традиционного мировоззрения. Платок. Обычай избегания. Манеры ношения платка. Налобные повязки. Характеристика причесок. Косы. Обмотка кос. Ложные косы.

Самостоятельная работа: Выполнить зарисовки в тетрадь.

                Раздел 6. Домашняя утварь.

                Тема 1. Изделия из бересты, коры и корня.

Задачи: познакомить с разнообразием видов хозяйственной утвари, расширить знания о способах обработки природных материалов, познакомить с основами технологии изготовления берестяной посуды.

Содержание урока: Характеристика домашней утвари из бересты, пихтовой коры и корня. Способы заготовки бересты .Разнообразие форм берестяных изделий: плоскодонные сосуды, кузовки, Плетенная посуда - корневатики.

Способы украшения посуды: аппликация, выскабливание, накалывание, нанесение узора тиснением, сшивание. 9 способов орнаментации.

Домашнее задание: выполнить из плотной бумаги макет одного из берестяных сосудов с характерной орнаментикой.

                Тема 2. Домашняя утварь из дерева.

Задачи: дополнить представления о хозяйственной утвари изделиями из дерева, показать связь формы и применения с культурой кочевников-скотоводов.

Содержание урока: в отличие от бересты, обработка дерева - это мужская работа. Материалы: кедр, береза, лиственница, осина. Ложки, черпаки. Цельнодолбленные блюда. Ступки.

Самостоятельная работа: Выполнить рисунки деревянной утвари.

                Тема 3.  Женские швейные принадлежности.

Задачи: Раскрыть функциональное значение предметов женских украшений.

Содержание урока: Характеристика предметов женского рукоделия. Сумочка - тутчан. Игольник. Описание игольника. Выполнить рисунок игольника. Особенности хранения игл.

Самостоятельная работа:  выполнить рисунок игольника. Особенности хранения игл.

                Раздел  7.  Поселения и жилища.

                Тема 1. Выбор места под поселение. Типы поселений.

Задачи: показать принципы расположения поселений, возможные способы укрепления отдельных из них, раскрыть роль археологии в реконструкции поселений и жилищ, привести примеры разных типов поселений.

Содержание урока: урок подготовлен по материалам изложенным З. П.Соколовой «Жилища обских угров». Типы поселений по критериям: стационарность, сезонность, функциональность, в связи с выбором местности. Особенности летнего и зимнего поселений. Орнамент «заброшенное селение».

Самостоятельная работа: конспект урока, выполнить рисунок городища, рассмотреть рисунок орнаменты «заброшенное селение. О чём он может рассказать?

                Темы 2. Жилые постройки. Земляной дом.

Задачи: дать представления о типах жилищ обских угров, описать принцип устройства традиционного зимнего жилища, познакомить с представлениями о доме как модели микрокосмоса.

Содержание урока: Беседа о различных типах поселений. Выполнить таблицу «типы поселений и разновидности типов жилищ». Рассмотреть принцип постройки земляного дома. Чувал.

Самостоятельная работа: конспект урока, описать принцип постройки земляного дома.

        Тема 3. Жилые постройки. Чум.

Задачи: Особенности конструкции чума, порядок расположения семьи в нем. Представления о доме как модели микрокосмоса.

Содержание урока: Традиционное переносное жилище - чум.  Строение и последовательность установки чума. Элементы чума. Покрытие чума. Очаг. Значение очага. Выполнить схематическое изображение интерьера чума. Местоположение семьи в чуме.

Самостоятельная работа: конспект урока,  выполнить схематическое изображение интерьера чума. Местоположение семьи в чуме.

        Тема 4. Хозяйственные постройки.

Задачи: Особенности конструкции хозяйственных построек (лабаз, навес, кораль и т.п.). Значение и особенность построек. Легенды связанные с лабазом. Выполнить графический рисунок хозяйственных построек.  

Самостоятельная работа: конспект урока,  выполнить схематическое изображение лабаза, навеса, кораля.

             Раздел 8. Фольклор коренных народов Югры.

        Тема 1. Загадки, пословицы и поговорки.

Задачи:  обобщить понятие «фольклор» через произведения устного народного творчества народов Севера.  Познакомить с историей обско-угорского фольклора. Мировоззренческий аспект культурно-хозяйственной жизни народов ханты и манси. Жизненный цикл человека в сказаниях хантов и манси. Функции устного народного творчества в духовной и материальной культуре народа. 

Содержание урока: конспект урока.

Выполнить рисунок на любую пословицу или загадку.

        Тема 2. Сказки народов Севера.

Задачи: познакомить учащихся с писателями Югры: М. Анисимкова, А.Тарханов, народными сказителями.  

Содержание урока: конспект урока.

Самостоятельная работа: Выполнить рисунок на любую сказку.

        Тема 3. Тема 3. «Пробуждение могучей Оби».

Цель: проверить усвоенные знание по пройденным темам.

 Составление кроссворда по пройденным темам.

Самостоятельная работа: Составление кроссворда по темам года.

 Контрольные уроки (в конце 1,2 полугодия).

Зачет (в конце 2 полугодия) в виде устного опроса.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

        Раздел 1.  Введение. Родословное древо народов финно-угорского сообщества и исторические этапы развития угорской этнокультуры.

        Тема 1. Повторительный урок по курсу 1 года обучения.

Задачи: Повторить основные понятия этнографии, показать влияние природной среды на традиционно-бытовую культуру, воспитывать бережное отношение к традициям и обычаям других народов.

Содержание урока: важно осознать учащимся что национальные особенности -это результат конкретного исторического развития каждого народа, отражение специфики взаимодействия этого народа с окружающей географической средой и другими народами. Каждый из нас представитель своего народа, и является носителем огромного комплекса характерных для него культурных особенностей. Именно эти черты сходства и различия народов являются предметом изучения этнографии.

Самостоятельная работа:  Конспект урока, подготовить реферат на тему: «Обычаи (обряды, поверья) моего народа», придумать отличия материальной и духовной культуры.

        Тема 2.  Ханты. Манси. Ненцы.

Задачи: Югры, остяки, ханты — три названия одного и того же народа. Самым точным является последнее, в котором заложено древнее самоназвание кантах, хантэ, что означает и 'народ', и 'человек'. В советское время оно стало официальным названием этноса, но в зарубежной научной литературе по сей день употребляется и прежнее — остяки. Югра — это коми-зырянское и русское название предков хантов и близкородственных им манси, которых прежде называли вогулами.

Содержание урока:

Ханты и манси относятся к финно-угорской языковой группе народов. В настоящее время эти народы заселяют бассейны сибирских рек Оби, Иртыша, Сосьвы, Конды, Назым, Казым и Куноват, небольшая их часть проживает в Свердловской и Томской областях, а также на Севере Казахстана. Численность обских угров сравнительно невелика..

        Так же, как и у разных народов мира, у хантов и манси с первобытных времен был развит тотемизм, при котором обские угры верили в свое происхождение от медведя или от другого животного - бобра, соболя, и т.д.

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради

        Раздел 2. Народные художественные промыслы Югры. Основные направления.

        Тема 1. Работа с мехом, работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей.

Задачи: Познакомить  с народными художественными промыслами. Забытое и новое.

Содержание урока:. Народное искусство коренных жителей Югры - рыбаков, охотников, оленеводов являет уникальную страницу в истории этносов, когда небольшой по численности народ на огромной территории западной Сибири не только не потерялся, но сумел вдохнуть поэтическую гармонию в бытовую повседневность жизни, сохранить ее этические основания: целостность мировоззрения, разумную целесообразность источников жизни в пище, поступках, в отношениях поколений.

Самостоятельная работа:  оформление текста в тетради.

        Тема  2. Работа с берестой.

Задачи: Познакомиться с культом почитания и поклонения березе. Изучить  способы использования бересты в быту обских угров. Приемы заготовки и обработки бересты. Рассмотреть берестяные изделия хантыйских мастериц, семантику формы и декора.

        Содержание урока: Берестяное искусство позволяет акцентировать внимание на таком специфическом предмете познания как семантика декора и образное значение формы. Структура линий легко преломляет в себе смысловые импульсы пространства, кодируя в объектах изображения их смысловую суть. Декоративная структура изображения позволяет чувственно охватить природную энергию леса, болота, птицы, лягушки, медведя, оленя, эквивалентом которой выступает декор и орнамент, являющиеся схемой отраженного в сознании объект.

Самостоятельная работа:  Зарисовать одно из промыслов народов  Югры.

        Тема  3. Плетение их корней кедра. Задачи: познакомиться с традициями изготовления плетеных коробов-корневатиков.

Содержание урока:

Познакомить с  выполнения простейших предметов из корня кедра. Орнамент «шишка».

Самостоятельная работа:  Конспект урока, подготовить реферат

         Тема  4.  Работа с бисером, работа с тканью.

Задачи: познакомить с бисерные украшения как «письменная» история народа в орнаменте

Содержание урока: Бисер – сугубо женское рукоделие – обладает удивительной способностью быть использованным уже в самом раннем детстве   человека. Сенсорика и сензитивные качества постоянно усиливают образность художественного мышления, а вместе с ним способность освоения других – более сложных задач: целостности ансамбля костюма, завершенность силуэта, доминантность декоративных вставок с присущей яркостью и красочностью изделий из стекла, керамики.

Самостоятельная работа:  Конспект урока, подготовить реферат

        Тема  5. Резьба по дереву, резьба по кости.

Задачи: Закрепить понятие, что  мир – живое одушевленное пространство.        

Содержание урока: Дерево в традиции народов также понимается как образ мироздания, одухотворенность которого неоспоримо свидетельствует его важное древнее значение и всепроникающее свойство сопричастности человека и природы, отраженное в языке, практических и игровых целях изделий, характере и принципах обработки материала. Велика роль игровых функций головоломок, с присущим им интеллектуальным потенциалом к абстрагированию мышления. Огромное значение связано с размерностью игрушек.

Самостоятельная работа:  Конспект урока, подготовить реферат

        Раздел 3.  Орнаментальная символика.

        Тема 1. Отличительные особенности хантыйского (мансийского орнамента).

Задачи: Познакомить с многообразием орнаментального искусства хантов: его структуры, композиции, стилистики, семантики. Рассмотреть орнаменты, выявить прямолинейное и криволинейное исполнение, симметричное и ассиметричное расположение, частичную и полную орнаментацию предмета, построение по прямоугольной и косоугольной сетке, бордюры, и розетки, узоры с названиями и без них. Выявить схожие и отличительные черты в орнаментации одежды  хантов и манси.

Содержание урока: Рассмотреть орнаменты, выявить прямолинейное и криволинейное исполнение, симметричное и ассиметричное расположение, частичную и полную орнаментацию предмета, построение по прямоугольной и косоугольной сетке, бордюры, и розетки, узоры с названиями и без них. Выполнить зарисовки схем в тетрадь.

Самостоятельная работа:  Конспект урока, выполнить в тетради рисунок хантыйских и мансийских орнаментов.

        Тема 2. Процесс создания изделий.

Задачи: познакомить учащихся с процессом создания и восприятия изделий. При этом в традиционной культуре дать понять, что в создании  последовательно и четко проводился принцип разделения совместной деятельности детей и взрослых

Содержание урока: познакомить с видами кроя, технологическими приемами обработки одежды, узорами.

Самостоятельная работа: конспект урока.

Дополнительно: Выполнить зарисовки по конспекту урока.

        Тема  3. Обско-угорские орнаменты в изделиях. Их значение.

Задачи: Показать разнообразие орнаментов, дополнить знания об орнаментальном искусстве. Ведь именно в орнаменте наиболее отчетливо отображаются стилистика народного искусства, воплощающая его миропонимание и мироотношение, придающая художественному произведению реалистический характер.

Содержание урока: Обско-угорский орнамент выполняет в культуре, как минимум, три функции: речево-письменную, эстетическую и мифолого-сакральную.

Самостоятельная работа: конспект урока.

Дополнительно: Выполнить зарисовки.

        Раздел 4. Музыкальная культура обских угров.

        Тема  1.  Тороп-юх. Нарс-юх.

Задачи: Показать разнообразие инструментов, рассказать о традиционных верованиях связанных с ними.

Содержание урока: познакомить с разнообразием музыкальной культуры народов Севера, с  национальными праздниками.

Самостоятельная работа: Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом.

        Раздел 5. Обычаи. Традиции. Праздники.

        Тема  1. Семейные обычаи и обряды: свадебные, связанные с рождением ребенка.

Задачи: Познакомить с обычаями традициями и праздниками обских угров (ханты и манси)

Содержание урока:  Познакомить: с свадебным обычаем,  с обрядом связанным с рождением ребенка.

Самостоятельная работа: Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом

         Тема 2. Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

Задачи: познакомить с переходом человека из мира среднего в мир нижний.

Содержание урока: Формы существования человека в пространстве. Бытие и небытие.  

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом. Выучить словарные слова.  

        Тема  3. Народные праздники. Медвежий, праздник.

Задачи: дать представление об образе жизни обских угров, неразрывной связи с природой. Лосиный праздник. Проводы лебедя, Весеннее одаривание небесного бога грома. Вороний праздник, День оленевода. Медвежий праздник.

         Расширить знания о духовной культуре. Познакомить с музыкальным фольклорным праздником "Медвежий праздник".

Содержание урока: Медвежий праздник, по археологическим исследованиям, появился в древности. Так же, как и у разных народов мира, у хантов и манси с первобытных времен был развит тотемизм, при котором обские угры верили в свое происхождение от медведя или от другого животного - бобра, соболя, и т.д.

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом. Выучить словарные слова.  
        Тема 4. Вороний праздник.

Задачи:Урин эква хотол, Вурга хатль. Познакомиться с праздником «Вороний день». Узнать о традициях встречи весны на Севере.

Содержание урока: Вороний праздник. Вороний праздник (манс. — Урин эква хотол; хант. — Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Самостоятельная работа:  Подготовить реферат на тему: Обычай (обряды, поверья) моего народа.

        Раздел 6.  Детские игры и игрушки.

        Тема 1. Детские игры обских угров.

        Задачи: Знакомство с миром детства.

Содержание урока:        В культуре обских угров антропоморфный облик придавали обрядовой кукле, детским игрушкам. Жизнь девочки в этот период была связана с куклой. Статус девочки в будущем – хранительница очага, мать, поэтому посредством игры в ней воспитывались такие личные качества, как хозяйственность, доброта, терпение. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познавала правила ухода за ребенком. Таким образом, игра с куклой способствовала выработке у девочек определенных личностных характеристик и трудовых навыков. В этом проявлялись психологическая и социальная функции куклы, но этим ее значение не ограничивалось.

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом. Выучить словарные слова.  

        Тема 2. Изготовление игрушки-головоломки «Олень и олененок».

Задачи: Познакомить с принципом изготовления головоломки.

Содержание урока: Урок практикум. Выполнить игрушку

Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свои товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью пяти лошадей палочка». 
Задача состоит в том, чтобы, не развязывая узлов, переместить обе косточки на одну из веревочек.
Материал: дерево, кость, кожа (ровдуга).  Размер: длина от 10 до 15 см, ширина - 1,5 - 2 см.

Самостоятельная работа:  продолжить изготовление игрушки-головоломки «Олень и олененок».  

        Раздел 7. История семьи. Как составить Древо жизни.

Тема  1. Древо жизни. Генеалогическое дерево.

Задачи: Составление древа своей фамилии, семьи.

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради. 

        Раздел 8.  Традиционные верования и  мировоззрения угорских народов.

        Тема 1-2. Верования народов ханты и манси.

Задачи: Познакомить с классификацией духов. Местных( родовых), домашних (семейных).

Содержание урока: Классификация духов была проведена на рубеже XIX–XX вв.

К.Ф. Карьялайненом. Исходя из местонахождения, он выделил две большие группы: привязанные к местности родовые и семейные духи и не привязанные к ней всеобщие Всеобщие духи изображений не имели. Они выражали представления обских угров о структуре Вселенной и выполняли довольно общие функции.Местные (родовые) духи, домашние (семейные) духи имелись у каждой семьи.

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом

        Тема  3. Мировоззренческие аспекты народов Севера.

Задачи: Продолжить знакомство представление о взглядах и верованиях обских угров

Содержание урока:         Вещи и существа по первому знакомству с ними можно объединить по внешнему сходству и способности двигаться. С точки зрения древнего предка ханта живым является все, что движется, и то, что похоже на движущееся. Живые предметы для ханта: человек, зверь, птица, дух, снег, вода, гром, лед, камень. Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеет соответствующую форму. Следовательно, все, напоминающее по форме эти существа, будет живым. Живым считается камень, похожий на медведя. Снег живой, пока падает, а лежачий снег – не живой. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь в лед. Лед живой (трещит!), но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде мертвая, в ней не живут рыбы.
Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом.

        Тема 4.  Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства.

Задачи: Расширить представление о взглядах и верованиях обских угров.

Содержание урока: Традиционная культура хантов базировалась на охоте и рыболовстве. Значение этих видов деятельности общеизвестно, в отечественной и зарубежной литературе им посвящены специальные исследования.

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом.

        Тема 5. Представление коренных народов о земле – космосе.
Задачи: систематизировать большой и весьма сложный материал пройденных тем разделов. Закрепить важнейшие понятия, обобщить представления о вертикальной структуре мира, и горизонтальном строении пространства.

Содержание урока:        Таким образом, ханты считали, что жизнь идет во всех трех мирах – верхнем, среднем и нижнем. Представления народов манси о земле – космосе.         

В представлении манси жизнедеятельное пространство окружающего мира состоит из семи слоев, или этажей:

Самостоятельная работа:  Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом.

        Раздел 9. Художники и писатели Югры.

        Тема 1. Творчество Еремея Айпина.

Задачи: знакомство с литературным творчеством Югры. Биография и творчество  Еремея Айпина.

Содержание урока: Медийный урок Анализ творчества, отрывки из произведений авторов. Самостоятельная работа: написать один из эпизодов жизни.

        Тема 2. Творчество Юрия Кылевича Айваседа (Вэлла). 

Задачи: знакомство с литературным творчеством Югры. Биография и творчество Юрия Вэллы (Юрий Кылевич Айваседа).

Содержание урока: Медийный урок «Путешествие на стойбище Тюй-тяха.» Анализ творчества, отрывки из произведений авторов.

Самостоятельная работа: написать один из эпизодов жизни.

        Тема 3.  Творчество художника Геннадия Райшева.

Задачи: знакомство с творчеством Геннадия Степановича Райшева  Биография и творчество. Отрывки из книги Г.С. Райшева «Отчего мучается художник». Литературный и художественный ряд. Этнофутуризм.

Содержание урока: Медийный урок «Отчего мучается художник»! Анализ творчества, отрывки из произведения автор, знакомство с произведениями.

Самостоятельная работа: Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом.

        Тема 4.  Творчество художника Петра Бахлыкова.

Задачи: знакомство с творчеством Петра Бахлыкова.  Биография и творчество. Художественный ряд.

Содержание урока:  Анализ творчества, отрывки из произведения автор, знакомство с художественными произведениями.

Самостоятельная работа: Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом.

        Тема 5.  Творчество художника Александра Игошева.

 Задачи: знакомство с творчеством Александра Игошева.  Биография и творчество. Художественный ряд.

Содержание урока:  Анализ творчества, отрывки из произведения автор, знакомство с художественными произведениями.

Самостоятельная работа: Оформить учебный материал в тетради, дополнить текст иллюстративным материалом

        Раздел 10. Великая Победа в судьбе края.

        Тема 1. Участие северян в боевых действиях.

Задачи: Раскрыть содержание понятий: Вторая мировая война, Великая Отечественная война. Охарактеризовать роль округа годы войны. Рассказы старожилов о жизни населения города Мегиона, Нижневартовского района.

Содержание урока: конспект урока.

Контрольные уроки (3,4 полугодие).

Зачет (4 полугодие).

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  • В результате изучения курса  ученик  должен
  • знать/понимать:
  • систематиризовать краеведческие знания, основные этапы и ключевые события истории ХМАО с древности до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, исторических источников;
  • изучить социальные и экологические проблемы своего края, конкретизировать наиболее сложные географические понятия, закономерности и термины;
  • уметь:
  • уметь выявить специфику природы коренных народов и особенности хозяйственной деятельности,  определять последовательность и длительность важнейших событий;
  • показывать на карте территории расселения народов, государств, города; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории ХМАО, достижениям  культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • использования знаний о культуре  и традициях коренных народов ХМАО в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
  • Владеть компетенциями:
  • коммуникативной;
  • смысло-поисковой;
  • личностного саморазвития;
  • информационно-поисковой;
  • рефлексивной;
  • учебно-познавательной.

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 Формы контроля.

Устный контроль:

- фронтальный  опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;

- индивидуальный опрос;

- собеседование по теме.  

Письменный контроль:

- тестирование;

- творческие работы, выполнение рисунков по теме, по легендам и мифам народов Севера;

-письменные самостоятельные работы, сообщения по теме;

- составление кроссвордов.

Текущий контроль может осуществляться в текущих занятиях в течение года, самостоятельные и контрольные работы (тестовые задания), зачеты и т.п. в рамках урока.

Итоговая аттестация проводится по окончанию срока обучения в виде зачета.

При выведении итоговой оценки по окончанию курса обучения учитываются следующие показатели: успеваемость в течение учебного года, результаты контрольных уроков.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся

Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса  на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил  1-2 ошибки;

«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-наглядные пособия

Изобразительные и натуральные

- плакаты, схемы, карты, каталоги, справочники, альбомы

- рисунки, фотографии

- видеоматериалы на электронных носителях

- образцы предметов культуры и быта народов ханты и манси

портреты композиторов, мастеров художественного творчества, мастеров смежных искусств, писателей, поэтов, альбомы по изобразительному искусству и т. д.

Раздаточные дидактические материалы

- карточки- задания:

-для выполнения самостоятельных, практических, творческих работ;

-для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач и т. п., развивающих у учащихся творческое мышление.

таблицы, схемы,

- кроссворды

           Материально-техническое обеспечение:

  • Столы
  • Стулья
  • Магнитная доска
  • Интерактивная доска
  • Компьютер
  • Видеомагнитофон
  • ДВД-проигрыватель
  • Видеофильмы
  • Презентации
  • Аудиозаписи

Наглядно-плоскостные, демонстрационные средства:

  • Физическая карта Тюменской области;
  • Физическая карта ХМАО;
  • Карта расселения восточных хантов;
  • Карта расселения юганских хантов;
  • Схемы жилищ (таблицы);
  • Схема годового хозяйственного цикла;
  • Схемы устройств для ловли рыбы;
  • Рисунки хантыйских орнаментов;
  • Рисунки мансийских орнаментов

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банников В.Н., Петрук  О.И. Изобразительное искусство в национальной школе/Методическое пособие.- Х-М., 2005.
  2. Жунтова Н.М. Методическое пособие по биологии с использованием фольклора и этнографии коренных народов Западной Сибири .- Мегион, 1996.
  3. Зверева Р.П. Страна моя оленья.- Новосибирск, 1989.
  4. Корниенко О.Г., Айваседа Ю.К. Путем Хозяйки Аган/сборник материалов фольклорно-этнографической экспедиции «Почтовый рейс».-Нижневартовск,1999.
  5. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. Екатеринбург, 2001г. 117с
  6. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров.-М.,2003.
  7. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: Ханты.- Новосибирск,1992.
  8. Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов.-Томск,1979.
  9. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства.-Нижневартовск,2001.
  10. Райшев Г. Хантыйские легенды. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1991 г.
  11. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут. - 1993.
  12. Соколова З.П. На просторах Сибири.-М.,1986.
  13. Сподина В.И. методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (Ханты).-Мегион,1995.
  14. История Ханты-мансийского автономного округа с древности до наших дней. Отв. ред. Редик Д.А. – Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000.
  15.   Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Спб. 2001.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1. http://megionlib.ru/upload/iblock/4c7/spodina_okonchatelnyy.pdf

2. http://www.ouipiir.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%E2%84%96-2-25-2016

3. http://etnic.ru/nomadic/tour/map.html

4.http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/his/23/image/23-177.pdf