Проектный метод в дополнительных занятиях по изобразительному искусству.

Марченко Светлана Викторовна

 Развитие исследовательских умений и художественно-творческих способностей    способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_statya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод на дополнительных занятиях по изобразительному искусству

Из опыта работы педагога дополнительного образования Марченко С.В.

Формирование исследовательских компетенций как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». В связи с чем, в образовании все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно. В ближайшей перспективе ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.

К числу таких методов можно отнести метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учеников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Цель проектного метода: развитие исследовательских умений и художественно-творческих способностей    способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи проектного метода:

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

-формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала

- овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности

-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, художественным традициям своего края

- воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Ожидаемые результаты.

1. Самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности.

2.Cамооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.

     Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты. По содержанию проект учащегося может быть моно предметным (выполняется на материале конкретного предмета) и меж предметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым.

 Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо сформулировать тему, работа над которой потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта: 
- умение находить нужную информацию;

-способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

-умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

 -умение выдвигать новые идеи выполнения проектного задания в соответствии с возрастом;

-создавать проекты, отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

 Работа над проектом ведётся по определённому плану:

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе преподавателю необходимо:

-обратить внимание учащихся на общую тему и под темы проекта;

-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе преподавателю необходимо:

-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

-выделить среди них наиболее удачные;

-помочь учащимся составить план работы над проектом.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации.

 На этом этапе преподавателю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

-следить за ходом исследования;

-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

-корректировать деятельность участников проекта;

-обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

-организовать консультирование по обобщению материалов;

-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

-выбрать форму представления проектов.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе преподавателю необходимо:

-определить время и форму защиты проектов;

-подготовить сценарий защиты проектов;

-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

На этом этапе преподавателю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

На практике я широко применяю такие методы как:

  1. Создание на занятии «Точки удивления», то есть представить проблему урока с необычного ракурса, например, по отражению в воде угадать о каких архитектурных объектах пойдет речь.
  2. Актуализация субъективного опыта детей

- Что вы об этом знаете?

- Что вам известно?

3. Работа с предметом, как правило это работа в группах.

- по тематикам, то есть набор предметов одной темы (детство, фотография и т.д.)

- по необычности и функционалу (нужно узнать для чего предмет предназначен)

- по тактильным параметрам (вес, материал, конструкция, звучание)

4. Визуальный метод «фасилитированность». Рассматривание объектов или картин, и рассуждение о том, что мы увидели, не навязчиво вспоминая эпохи, стили и т.д.

5. Работа в малых группах для создания, макетов, упаковок, новых форм одежды и т.д.

6. Необычный визуальный ряд, то есть посмотреть на объект с разных точек зрения. Например, «Рисование лошади», подобрать картинки в сравнительном характере, автомобиль и лошадь. Или изображение лошади в различных стилях искусства (барокко, классицизм, импрессионизм)

Использование метода проекта на занятиях изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к занятию, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на занятиях изобразительного искусства, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы педагога и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.