Главные вкладки

    Валеологический аспект уроков изобразительного искусства в современной школе

    Губанова Любовь Михайловна

    Значение предмета Изобразительное искусство в современной школе , его  актуальность и валеологическая направленность. Предмет ИЗО , как здоровьесберегающая компонента в современной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx17.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: учитель изобразительного искусства, высшей                               квалификационной категории Губанова Любовь Михайловна. Санкт Петербуг

    Статья на тему:

    Валеологический  аспект уроков  изобразительного искусства в современной школе.

    Начну свое рассуждение с  определения роли уроков рисования в японской школе: «Школа созерцания и любования для всех».

    Все двенадцать лет обучения в японской школе дети рисуют, созерцают, пишут, творят и, надо заметить, не один раз в неделю.  Давно доказано, что занятия рисованием и каллиграфией тренируют  мелкую моторику  и  , как следствие, стимулируют общий уровень развития. Формируется  хороший вкус и положительное  отношение к окружающему миру.

    «Страна, в которой учили бы рисовать так же , как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах»   Д. Дидро. Над этим стоит задуматься!

    В нашей современной  школе урок изобразительного искусства , ранее считавшийся чем то вроде  «передышки» между главными «тяжелыми»  дисциплинами, постепенно завоевывает достойное место. Конечно, «целеопределяющие» предметы стоят в первых рядах и учебного плана и по количеству часов. А правильно ли это?

      Мы видим, как современные дети, лоб в лоб столкнувшиеся с миром технического прогресса, сами того не замечая, становятся винтиками неумолимой машины, которая заменяет им все: книги, живое общение ,любование природой, посещение музеев (о библиотеках  я не говорю), литературную правильную речь и , даже, любовь!  И .т. д….

    Что делать?

     Пожалуй, школа, это то место на земле, где человек еще не перестал  творить красоту, фантазировать,  свободно мыслить и любоваться результатами своего творения. И, поверьте, это происходит на уроках ИЗО.

    Но это долгое вступление – гимн любимому предмету ,не коснулся еще одной неоценимой его грани.

    Помимо многих ,неоспоримо положительных аспектов, которые несет  наш предмет  (конечно, при наличии спокойных, деловых , доверительных отношений  на уроке), это аспект- валеологический .(Чтобы было понятнее-( « здоровьесберегающий.»)

    Все мы знаем, как устают дети,  какими они приходят с контрольных  и опросов. А порой и из дома (современные скорости касаются не только детей, но и родителей!) Да и не все ученики одинаково успешны. Но, по какой- то странной закономерности, именно  эти  дети часто  проявляют незаурядные способности к рисованию, что в свою очередь несет им уверенность  в себе, в своих способностях.

    Уроки изобразительного искусства  дают  ученикам возможность отвлечься от строгой регламентации, погрузиться в мир творчества, что само по себе  уже является , если не отдыхом, то отвлечением и переходом в совсем иную сферу деятельности.

    Выполняя поставленные учителем задачи в деловой, творческой и спокойной  обстановке урока, при наличии своевременной помощи и совета, а главное : «У тебя все получится!»- учащиеся получают психологическую разгрузку, возникает  желание творить и любоваться результатами своего творчества.

    Зная своих учеников, мы можем судить по их работам об их внутреннем состоянии. Психологи, работающие в школе, должны тесно сотрудничать с преподавателями  ИЗО. Анализируя работы детей: строение линий, цвет, композиционные особенности и другие элементы рисунка, можно многое понять о внутреннем мире и состоянии ученика.

    Особенно любят дети темы,  где можно творить самостоятельно, используя ранее приобретенные  знания,  умения и навыки. Тут уже начинается настоящее творчество, что несет неоспоримо  положительный психологический результат. Вот почему обидно, что уроки изобразительного искусства заканчиваются в восьмом классе.

    В старшей школе ученики, обладающие помимо  знаний, навыков и умений по предмету, имеющие уже достаточный жизненный опыт, багаж личных  стремлений и переживаний, с большим удовлетворением  могли бы выполнять  достаточно сложные  работы на заданные темы и работы по собственному выбору. Результат от такого творчества может быть исключительно положительным, несущим  гордость за собственное творчество.  

    Конечно, время диктует свои законы. Мир живет в жестком и ,что греха таить, жестоком мире. Но и в данной ситуации не надо забывать:

    «Мир спасет красота».