Поэтапный план занятия по изготовлению авторской куклы. Кружок «Страна идей»

Лекишвили Анна Валерьевна

 

Путешествие в мир авторской куклы «Галатея»

1 занятие беседа  «Знакомство с авторской куклой»

     Цель занятия: познакомить детей с образами авторских кукол,

     материалами и инструментами изготовления кукол.

Средства:  слайды с авторскими куклами, куклами-оберегами, декоративной куклой, журналы, книги с иллюстрациями, (по возможности) образцы кукол.

    Организационный момент:

На этом занятии ребята мы познакомимся  с вами с талантом разных мастеров по созданию кукол. Для этого давайте посмотрим слайды с изображением кукол выполненных в разных техниках и разных материалов, выполненные мастерами начинающими и профессиональными.

(идет показ слайдов) во время показа, проходит беседа с детьми, задаются вопросы.

  1. Что такое кукла? (Ребята дают ответы)

Кукла - это игрушка, которая обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из   изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена.

  1. Когда появилась первая кукла? (ответы ребят)

Конечно, когда появилась первая кукла, мы вряд ли можем дать точный                           ответ. Но уже на заре истории фигурки людей и животных сопровождали человека в повседневной жизни. Им приписывали волшебные свойства, они служили оберегами и даже участвовали в магических ритуалах.

Вы, ребята, играя с куклами, наделяете их характером, привычкам, включая их в жизненные ситуации, как будто они живые существа. Неслучайно в последние годы интерес к куклам, а тем более к авторским, возрос во всем мире. Взрослые, например, кукол рассматривают как предмет коллекционирования, используют для украшения интерьера.

    Авторская кукла не обязательно должна быть сложной в исполнении: главное она не может быть типовой, безликой. Образ - вот что цениться в куклах ручной работы.

  1. Кто является, и кто может быть автором  кукол? (ответы ребят)

Авторами кукол может стать любой человек, а мастером высокого класса только тот человек, который действительно полюбит этот мир фантазии

  1. Для чего создаются куклы? (ребята дают ответы)

Куклы создаются не только для детей, но так же и для взрослых которые ценят искусство.

  1. Из каких материалов можно изготовлять куклы? (ответы)

Материалы могут быть самыми разными; проволока, шерстяные нитки, ткани разных цветов, качества, войлок, картон, краски, бисер, стразы, набор ниток, дерево, клей, горячий клей, и т.д.

  1. Какими инструментами выполняют работу над куклой. (ответы)

Ножницы, карандаши, линейка, набор иголок, кусачки, плоскогубцы т.д.

(Заканчивается показ слайдов) ребятам выдаются книги, журнал для просмотра иллюстраций и вариантов работ над куклой.

После просмотра визуального материала, ребятам дается задание.

Творческое задание: Сейчас ребята изначально попробуйте выполнить цветовой  эскиз для своей авторской  куклы, это облегчит вашу работу над своим изделием. (Ребята начинают работу)

Дополнительно: Ребята вынуждены брать работу на дом, дело в том, что количество времени на занятии не достаточно, для знакомства и разработки эскиза.

Самостоятельная работа: Хорошо обдумать образ куклы, создать готовый к работе цветовой эскиз, продумать материал и технику исполнения. Принести на следующий урок материал для изготовления куклы.

 После данного урока следовал второй урок по изготовлению куклы. Интервал между занятиями 7  дней, что вполне достаточно для продуктивной деятельности.

     2 занятие творческое  «Изготовление авторской куклы»

    Цель занятия: научить детей изготавливать куклу.

    Материалы: картон, карандаш, кусочки цветной ткани, ленты, нитки,    кружева, бисер, пуговицы, кисти, краски, соленое тесто.

    Организационный момент: Сегодня ребята вы начнете изготовлять своих авторских кукол, по своим эскизам, что облегчит вам работу. Вы все принесли материал, инструменты для работы, но прежде чем вы начнете работать над своими куклами, я вам продемонстрирую 2 варианта выполнения заготовки для  куклы.

 1 вариант.

- склейте из куска картона конус.

- затем возьмите карандаш и наденьте на него теннисный шарик или любой другой. Этот карандаш мы вставим в конус, шарик послужит головой для куклы.

-  шею обмотайте нитками, кусочками ткани, что бы выглядела более гладкой.

- волосы сделайте из ниток, разной длинны, из которых можно сплести косички или сделать любую прическу.

- теперь можете делать костюм. Из куска цветной ткани смастерите кукле платье, рукава при помощи ниток и клея.

- для отделки куклы используйте разный материал на свой вкус. Глаза, нос, губы, нарисуйте красками.

2 вариант.

- сначала заложите шарик из ваты в центр лоскута из белой ткани (размер 20 на 20) Обтяните вату тканью и закрепите нитью. Концы нити следует связать двойным узлом. Уголки ткани справа и слева подогните внутрь закрепите все нитками. У куклы появились руки.

- готовые детали закрепите нитками. Пояс для куклы можно изготовить при помощи 2-3х шерстяных нитей или использовать готовую ленту.

- платок для куклы без труда можно сделать из цветного куска ткани небольшого размера, сложенного по диагонали. По желанию головной убор можно сделать любой, например: в виде кокошника, ободка и т.д.

- Основной костюм выполните на свое усмотрение, используя при этом разные ткани, материалы.

   Творческое задание: После демонстрации вариантов изделия, ребята начинают работать. Некоторые ребята взяли за основу готовых резиновых кукол, но при этом создали интересные образы, по костюмам, декорированию.

   Дополнительно: недостаток времени на занятии, не дал возможность ребятам завершить свою куклу, поэтому ребятам решено было дать работу на дом. 

   Самостоятельная работа: поработать над куклой и завершить ее оформление до следующего занятия.

   После проведения первого этапа внедрения проекта следовал следующий второй этап «знакомство с сувенирами», который так же имеет несколько подпунктов.