Печатная техника «сухая игла» (имитация).

Сухая игла одна из техник печатной графики. Обычно манера сухая игла делается на мягких металлах на цинке или меди. Но для того чтобы делать сухую иглу на металле нужно обладать серьезными профессиональными навыками. Для этого надо достаточно долго набивать руку, даже опытному художнику, чтобы рисунок иглой на металле получался легким и не принужденным.По этой причине рассмотрим, как данная манера выполняется на пластике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

 «Детская школа искусств «Юбилейная»

Сценарий  открытого занятия

по предмету рисунок

в группе «Б»

года обучения1-й

возраст 10-13

Тема « Печатная техника «сухая игла» (имитация)».

Тип занятия комбинированное

Дата: 11.04.2018г.

Время: 10:20-11:00

Автор составитель:

Преподаватель изобразительного искусства

Курганская Анастасия Дмитриевна

г. Краснодар, 2018

Конспект  открытого урока

преподавателя изобразительного искусства

Курганской А.Д.

  1. Дата:  11.04.2018г.
  2. Время:  10-20 – 11-00.
  3. Группа:  1 года обучения.
  4. Отделение: художественное.
  5. Предмет: рисунок.

Номер урока по теме:  Печатная техника «сухая игла» (имитация)».

  1. Тип урока: комбинированный урок.
  2. Цель урока:  познакомиться с печатной техникой «сухая игла» (имитация)».
  3. Задачи урока:

обучающие – овладение начальными навыками печатной техники «сухая игла».

-знакомство с техникой высокой печати

личностные:

-умение использовать для достижения своих замыслов образный язык изо.

-развитие творческого мышления

метапредметные: формирование творческой активности.

воспитательные – формирование эстетического вкуса, наблюдательности;

  1. Технологии:

Образовательные: игровые технологии

Здоровье сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика

  1.  Методы  обучения:  наглядный, словесный, самостоятельная работа и работа под руководством преподавателя. Метод иллюстративный в сочетании с репродуктивным.
  2.  Методические приемы: похвала, творческие задания
  3. Методическое обеспечение урока: наглядные пособия по теме, образец выполнения задания; иллюстрации с картин художников

оборудование для учащихся: бумага формата А-4, карандаш ТМ, ластик, пластик картон краски гуашь или акрил, эскиз.

Этапы занятия:

  1. Мотивационно –целевой и организационный этап занятия.

Приветствие детей. Сообщение темы и цели занятия ,включение учащихся в учебную деятельность-2 мин.

  1. Основной этап занятия.

 Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний (3мин.)

Обьяснение нового материала(7 мин.)

Физ минутка гимнастика для пальцев(3 мин.)

  1. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.18 (мин.)
  2. Оценочно-результативный этап занятия(7 мин.)

Демонстрация работ учащихся

Рефлексия

Домашнее задание

  1. Мотивационно –целевой и организационный этап занятия.

        Приветствие учащихся. Учащиеся подготавливают рабочее место. Преподаватель отмечает отсутствующих, сообщает тему и план урока.

  1. Основной этап занятия.

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний.

Преподаватель проводит опрос учащихся по теме «Графика».

Затем, преподаватель, используя наглядные пособия, повторяет пройденный материал для лучшего закрепления знаний(3 мин.).

Объяснение нового материала

Сухая игла одна из техник печатной графики. Обычно манера сухая игла делается на мягких металлах на цинке или меди. Но для того чтобы делать сухую иглу на металле нужно обладать серьезными профессиональными навыками. Для этого надо достаточно долго набивать руку, даже опытному художнику, чтобы рисунок иглой на металле получался легким и не принужденным. По этой причине мы рассмотрим, как данная манера выполняется на пластике.

Подготовка пластины.

Берем подготовленный эскиз, кладем сверху обрезанный по формату кусок пленки, берем хорошо отточенную иглу или нож (канцелярский). И начинаем царапать пленку сверяясь с лежащим под ней, и видным сквозь нее эскизом. Важно чтобы при царапании игла не выбирала пластик из штриха, а как бы разгоняла его и по краям борозды оставались заусенцы, которые называются барбами (подчеркиваю, игла должна именно процарапывать, а не продавливать, это самая распространенная ошибка, а для этого она должна быть очень острой). Здесь все тональные отношения выстраиваем за счет частоты штриха, чем чаше штрих, тем темнее получится пятно, чем глубже процарапали и большую барбу выгнали, тем толще, насыщеннее будет смотреться штрих. Барбы составляют суть манеры и отличают данную манеру от других. В них задерживается краска, что придает штриху неповторимую бархатистость. При печати, как только барбы срабатываются, и бархатистость штриха уходит, пластина считается не рабочей утратившей свои свойства и печать с не прекращается. Это очень актуально при работе на пластике, потому что тираж на пластике очень маленький, два три качественных оттиска редко пять.

Как только вся пластина процарапана должным образом (а убедиться в этом можно положив, пластину на черную поверхность, штрихи будут видны как контрастные белые), можно приступать к печати.

Набивание  пластины краской.

При набивке пластины краской, ни в коем случае нельзя использовать пластиковые или резиновые шпатели, они быстро разрушают пластиковые барбы, лучше использовать картон, а еще лучше делать это подушечками пальцев.

Стоит отметить, что данная технология относится к механическим способам гравировки пластины (есть еще химические), то есть углубления образуются с помощью механической обработки, а не химической. Изготовили готовую к печати пластину, и теперь нам нужно напечатать с нее оттиск.

Чтобы сделать оттиск, сначала пластина набивается краской, потом помешается в некое приспособление, которое может крепко прижать пластину к бумаге, на которую должна, оттиснутся краска. Для начала нам надо забить краску в выгравированные углубления. Когда вся пластина, таким образом набита, нужно удалить лишнюю краску с поверхности пластины. После марли, когда на пластине останется очень тонкий слой краски, продолжают работу ребром ладони постоянно вытирая ладонь от краски об тряпку. Можно при вытирании использовать газету или кальку, взяв небольшой кусочек размером с ладонь, в руку прихватив один край пальцами к внутренней стороне ладони, а остальная часть кусочка бумаги должна обтекать ребро ладони.

Процесс набивания пластины это очень творческий момент, можно вытереть краску, так что печататься будут только штрихи, можно оставить тонкий слой краски она будет печататься фоном, этому слою можно придать при вытирании какую-то фактуру тогда при печати получатся все возможные эффекты, например таким образом можно изобразить дождь или ветер.Еще можно забивать пластинку разными красками то есть делать цветной офорт в одну пластину.

 Печать с готовой пластины

После набивания пластины приступаем к печати. Самое доступное средство для печати в условиях нашей аудитории это столовая ложка, которой вы суп едите. Если взять ее, и перемещать по бумаге, помещенной с верху печатной формы, можно напечатать не большой офорт при хорошем надавливании на ложку.

Физ. минутка гимнастика для пальцев:

  1. Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем - другой, после - двумя руками одновременно.
  2. Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя "колечки" (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно "пропускаем" "колечки" из пальчиков правой руки.
  3. Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести - это "голова" птицы. Остальные пальцы - "крылья". Помахать ими. 
  4. Исходное положение. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

3.Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога. Подготовка пластины для печати (царапание пластины иглой и ножом). Проверка готовности пластины для печати, печать с использованием ложки.

4.Оценочно-результативный этап занятия

Рефлексия. Преподаватель обсуждает с детьми результаты занятия: просмотр – обсуждение, выполненных работ учащихся для выявления слабых и сильных качеств получившихся работ. Самооценка выполненной работы.

Домашнее задание на закрепление полученных знаний: напечатать дома 2 листа при помощи пластины выполненной на занятии.