Тема флота в изобразительном искусстве.
В статье рассказывается об истории темы флота в изобразительном искусстве от первобытного времени до наших дней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема флота в изобразительном искусстве.
Тема флота является оной из самых ранних тем в истории изобразительного искусства. Первые ее проявления относятся к наскальной живописи неолитической эпохи. Это изображения морских сражений и сцен охоты. Примером могут послужить Беломорские петроглифы, датируемые третьим-четвертым тысячелетием до нашей эры.
За огромный исторический период от неолита до наших дней художниками было создано большое количество произведений изобразительного искусства, в которых отражена героика флота, красота и величие морского пейзажа, отвага и стойкость моряков. Особенное развитие она получила в XVII веке в голландском искусстве. Именно в Голландии впервые морской пейзаж формируется как отдельный жанр. Тема флота была излюбленной темой голландских живописцев, таких как Адам Сило, Симон де Флигер, Ян Порселлис. К ней также обращались Сальватор Роза, Клод Лоррен, Уильям Тёрнер. В русском академическом искусстве романтика морских пейзажей нашла отражение в творчестве А.П.Боголюбова, П.П.Верещагина, И.К. Айвазовского.
Важный статус тема флота получила на Дальнем Востоке, где море является неотъемлемой частью жизни человека. Исторически эта территория была тесно связана с деятельностью флота, особенно в Приморском регионе. С географической точки зрения Приморье – край самого большого евразийского континента и берег самого большого на планете Тихого океана. Огромные пространства, на которых нет следов деятельности человека, здесь вплотную соседствуют с крупными промышленными центрами, военными и торговыми портами [7, С.200].
В истории изобразительного искусства Приморья тема флота находит свое отражение у художников разных поколений. Впервые она получает свое выражение в произведениях конца XIX-начала XX века, в период становления здесь художественной жизни. Известны имена талантливых маринистов А.Сахарова и С. Лантнера. Значительный вклад в искусство Дальнего Востока внес капитан дальнего плавания и художник-маринист Н.М. Штукенберг. Его работы посвящены суровой стихии северных морей, часто в них запечатлены могучие ледоколы. В этот же период написаны акварели художника Ф.Г. Боганца с видами Японского моря, гаваней Ольги и Посьета. Эти и другие художники заложили основы большой темы, которая начала активно развиваться во второй половине XX века, благодаря творческой деятельности В.Ф. Иноземцева, П.П. Куянцева, народного художника Р.Ф. И.В. Рыбачука, заслуженного художника РФ К.И. Шебеко.
Работы Иноземцева В.Ф. «Через вершину земли» (1974) и «В ожидании каравана» (1969), раскрывают тему величия Дальневосточного морского флота. Обе работы посвящены кораблям дальнего плавания. Линогравюры Шебеко К.И. отражают тему трудовых будней работников флота («На Краба», «На северной базе», «Вечер в море», «План выполнен»). При помощи грубой линии, штриха и локальных пятен художник показывает суровый характер моряков, в котором заключается их стойкость и преданность своему делу. Тема северного морского флота нашла свое отражение в творчестве Рыбачука И.В.. В своих работах он изображал суровую стихию северных морей, жизнь местных аборигенов, трудовые будни моряков, мощь советских ледоколов и китобоев («Грузы Арктики» 1975, «На охоте»1957).
В советский период художники приморского отделения Союза Художников Росии на судах торгового и рыбодобывающего флота отправлялись в творческие поездки по всему Дальнему Востоку, в том числе в самые отдаленные уголки – на Курилы, Камчатку, Чукотку. В результате были написаны десятки полотен, в которых запечатлена красота и мощь природы и людей морских профессий – моряков военного и торгового флота, рыбаков. Республиканские и всесоюзные тематические выставки, посвященные флоту, регулярно проводились с целью пропаганды российского флота. [13, С.4-5].
В середине шестидесятых годов во Владивостоке сформировалась знаменитая «Шикотанская группа» из московских художников и выпускников Владивостокского художественного училища, а также художников из Хабаровска и Уссурийска. Они положили начало развитию приморской разновидности «сурового стиля», оказавшего влияние на все последующее советское искусство Дальнего Востока. В состав этой группы входили известные живописцы: О. Лошаков, Ю. Волков, В. Рачев, Е. Корж, В. Пономарев, А. Ахальцев, Г. Копцов, И. Панкратов, Н. Петров, В. Яхненко, А. Пырков,
Н. Большаков, В. Снытко, И. Ионченков, А. Плешивцев и другие. Всех их объединял дух творческой свободы, родство эстетических установок. Художники начали творить в условиях «хрущевской оттепели», в рамках советского искусства они получили возможность высказывать мысли, выражать образы, отличные от канонов социалистического реализма.
В работах «шикотанцев» тема флота имела немаловажное значение. С особой любовью переданы образы океана и побережья, рыболовецких судов в творчестве Владимира Снытко, Олега Лошакова, Владимира Рачева. Евгений Корж, Александр Усенко, Валерий Яхненко и Алексей Плешивцев отдавали предпочтение изображению будней рыбаков. Используя сильные цветоотношения и несколько упрощенную пластику, они пишут жанровые сцены о жизни краболовов, рыбообработчиц лаконично, монументально и достоверно [8, С.115].Особым лиризмом наполнена работа Валерия Яхненко «Вечер на пирсе»(1981). Лучами заходящего солнца мягко освещены люди, корабли на пирсе, морская гладь. В живописных этюдах Владимира Рачева («В ожидании встречи») морские суда показаны внушительными, олицетворяющими силу и мощь рыболовецкого и китобойного флота.
Художники-шикотанцы создали особую разновидность натюрморта. Объектом изображения служили предметы быта рыбаков прямо на судах или выброшенные на берег океаном, а то и просто отработанные конструкции и бочкотара на берегу. Для Николая Петрова излюбленным объектом художественного внимания стали «…доски пирса, палубы – целая живописная энциклопедия, поистине неисчерпаемый источник вдохновения» [11, С.8].
Уникальной фигурой в «шикотанской группе» является Игорь Кузнецов, единственный график, который смог показать и величие морских просторов, и непростую жизнь работников флота в таких сложных техниках как линогравюра, литография, офорт. Отличительные особенности гравюр Кузнецова («В порту» 1980, «Воспоминания о Шикотане» 1979, «Обработчицы». 1979) – немногословность, максимальная обобщенность, точность рисунка, четкий ритм и музыкальная завершенность, панорамность и поэтичность, высокая простота и избирательность выразительных средств. В работах мастера гармонично сочетаются природа и человек. [8, С.115].
Известный приморский искусствовед Наталья Левданская считает, что Творчество «Шикотанской группы» – наиболее яркая страница, вписанная приморскими художниками в историю советского изобразительного искусства конца ХХ века. Она заметно повлияла на дальнейшее развитие изобразительного искусства Приморья.
В 1980-х годах начинает формироваться новое поколение Приморских художников. В этот период происходят важные изменения в общественно-политической и художественной жизни России, в результате чего появляется большая свобода в выборе тем и методов отражения событий. Реалистический метод перестает быть единственно возможным в изобразительном искусстве, начинается время активного художественного поиска. В Приморье в этот период формируются новые творческие группы «Владивосток»(1988), «Штиль»(1989) и другие объединения нонконформистского течения («ЛИК», «Цветы мира»). Художников в этот период начинают волновать темы постижения, переработки и самобытной реализации традиций западноевропейского искусства второй половины XIX – начала ХХ в. На их творчество оказывает влияние философия мастеров Древнего Востока и природы Приморского края [6, С.8].
Среди широкого диапазона тем приморских художников-нонкомформистов, тема моря и флота выделяется, как одна из основных , объединяющих их полистилистическое творчество. Образы моря, кораблей, моряков, присутствуют в живописных портретах Рюрика Тушкина, приверженца модернистских течений, и в фигуративной живописи Владимира Погребняка. («Морские прогулки», «Штиль», «Морская», «Праздник», «Васюки») и в творчестве Виктора Шлихта («Маяк»).
Среди богатого разнообразия современной приморской живописи особое место занимает Виктор Федоров. В его творчестве доминирует состояние вечного единства природы и человека. Его монументальная работа «Рыбаки о. Попова», где автор показал себя замечательным портретистом, посвящена погибшим на сейнере рыбакам, с которыми Федоров часто выходил в море [9].
Характерной чертой художественного процесса в Приморье в начале XXI века является полистилизм, отмечает Наталья Левданская. Суть данного явления состоит не только в том, что в приморском искусстве одновременно развиваются множество стилевых потоков: неомодернистский, постмодернистский, реалистический. В 1990 х годах все эти тенденции также присутствовали, но тогда неомодернистские тенденции очевидно главенствовали. Для полистилизма характерна всеобъемлющая толерантность по отношению к любым художественным устремлениям, отказ от деления их на «хорошие» и «плохие», сосуществование их в одно время и на равных правах [5,С.15].
В настоящее время можно наблюдать многогранность живописного языка и стиля приморских художников. Это и классическая академическая живопись и графика (Войтенко Т.М., Копытина А,И., Медведев В.И., Фирюлина С.В., Холмогорова М.В.), и импрессионистические морские пейзажи (Камовский В.А., Лиценбергер А.Ф.), и экспрессионизм (Морозов Ф.М., Морозова Е.Ф.)
Существуют темы, которые в равной степени присутствуют в творчестве каждого приморского художника. Для художников-приморцев неотъемлимым в творчестве является образ корабля. В разных работах этот образ трактуется с разным значением. В работах Иноземцева В.Ф., Куянцева П.П., Барсукова С.А., Войтенко Т.М., корабль олицетворяет силу и мощь Тихоокеанского флота. Совсем иначе он раскрывается в работах Козьминой Л.А. и Подскочина О.В., унося зрителя в мир сказок и легенд.
В многообразии работ приморских художников, посвященных флоту искусствовед О.И. Зотова выделяет несколько направлений: пейзажные зарисовки (Войтенко Т., Серов В., Камовский , Мястовский П., Плешивцев А., Копытина А. и др.), портреты конкретных личностей (Фомин Е., Гунзенов А., Петухов О., Берлин А.), события, отражающие будни и праздники флота (Бутусов И., И. и О. Никитчик, Ровная К. и др.), философские сюжеты, выводящие тему флота на мифологический бытийный уровень (Аксенов Ю., Козьмина Л., Подскочин О., Фирюлина С. и др.). Ко всему вышеперечисленному можно отметить направление, связанное с историей флота (Доленко А.) [13,С.5].
Тема флота продолжает иметь особое значение в художественной жизни не только города Владивостока, но и всего региона, так как в ней нашли выражение красота и мощь морской стихии, героика флота, подвиг первопроходцев, специфика труда морских профессий, отвага моряков в военное время.
Об актуальности этой темы также свидетельствуют ежегодные выставки приморских художников, посвященные темам моря и флота (выставка «Художники флоту» в зале Приморского отделения ВТО «СХР» 2019 года; выставка «Владивосток 158» в зале Приморского отделения ВТО «СХР» 2018 года; выставка «Морская» в зале Приморского отделения ВТО «СХР» 2017 года; выставка «Владивосток 157» в зале Приморского отделения ВТО «СХР» 2017 года).
В советский период подобные выставки проводились с целью пропаганды российского флота. В постсоветский период всероссийская выставка на тему флота была проведена в 2011 году во Владивостоке и вызвала огромный интерес не только российских зрителей, но и зарубежных гостей. За прошедшие годы созданы новые произведения, в том числе и молодыми авторами, что говорит о преемственности поколений и неугасимом интересе к теме[13,С.5].
Большое количество участников ежегодных выставок, обширная география регионов и неподдельная любовь к теме флота разных поколений говорят о значимости данной темы для изобразительного искусства Приморья. Несомненно, она найдет свое выражение в новых работах приморских художников.
- Владивосток 157: Каталог выставки / Вступ. ст. О.И. Зотовой. Владивосток: Приморское краевое отделение ВТО «СХР», 2017, 72 с.
- Владивосток 158: Каталог выставки / Вступ. ст. О.И. Зотовой. Владивосток: «Русский остров», 2018, 72 с.
- Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858–1938 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985.С. 54
- Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. С. 33.
- Край бунтарей. Современное искусство Владивостока. 1960 2010-е. Каталог выставки / Вступ. ст. Н.А. Левданской. Владивосток: «Майер»,2019, С. 15.
- Левданская Н.А. Творческая группа «Владивосток» и ее место в изобразительном искусстве Приморья конца XX века//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке №1.,2011, С.
- Левданская Н.А. Условия формирования приморской школы изобразительного искусства в конце ХХ //Вестник РГГУ №11(91). Научный журнал. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. С.200.
- Левданская Н. А. «Шикотанская группа» как явление в художественной жизни Дальнего Востока России // II Потаповские чтения, науч. конф. X региональной выставки «Дальний Восток». Якутск: Апрель, 2009. С. 115.
- Место у моря / «Владивосток Авиа» № 35, 2008.[Электронный ресурс]. URL: http://airvl.ru/mesto-u-morya.html. (дата обращения: 17.07.2019).
- Морская: Каталог выствки / Вступ. ст. О.И. Зотовой. Владивосток: Приморское краевое отделение ВТО «СХР», 2017, 72 с.
- Прантенко Н.А. Коллекция живописи и графики художников-шикотанцев в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – № 2. – С. 8.
- Художники на Курилах: Каталог выставки / Вступ. ст. О.Н. Лошакова. М.: Сов. художник, 1980. 55 с.; Шикотанская группа. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tvorchest.ru/list/zhivopis_cccr. (дата обращения: 17.07.2019).
- Хуожники-флоту: Каталог выставки / Вступ. ст. О.И. Зотовой. Владивосток: Приморское краевое отделение ВТО «СХР»,2019, С. 4-5.