Конспект урока "Сатирический портрет" 6 класс

Технологическая карта урока по теме "Сатирический портрет в изобразительном искусстве" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства

ФИО учителя     Чередникова Ирина Николаевна

Класс  6 

Тема урока:  сатирические образы  человека

Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить  обучающихся  с  карикатурой и шаржем,  научить создавать сатирические  образы.

Задачи художественного развития учащихся:

-знакомство обучающихся с понятием «сатирический образ» человека в искусстве;

-отработка техники рисования карандашом;

-развитие умения  обострять образ при изображении дружеских шаржей;

-воспитание интереса к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, созиданию, самовыражению средствами изобразительного искусства, положительное отношение к юмору.

Прогнозируемые результаты:

 Предметные: обучающиеся научатся  создавать дружеский шарж.

Личностные: выстраивают добрые отношения в учебном коллективе.

Метапредметные:

познавательные – общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; логические: проводят сравнение  и анализ  (наглядное и по представлению), понимают выводы, сделанные на основе сравнения;

коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, учитывая разные мнения; владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение;

 регулятивные – формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют ее выполнение.

Используемые  педагогические технологии: частично-поисковый метод, наглядно-иллюстративный .

Дидактические средства:

 для учителя:  презентация,  схема шаржей , листы опроса для проверки ;

для учащихся: альбом, цветные карандаши.

Характеристика этапов урока

Этапы

 урока

Дидактические задачи

этапа урока

Виды работ, педагогические формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Показатели  решения дидактических задач (результаты)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Предметные

УУД

I.Организационный момент

Эмоционально и психологически  подготовить  к усвоению материала

Приветствие

Приветствие ребят

Сообщают о готовности к уроку

Личностные: готовность к сотрудничеству и дружбе.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

II. Актуализация знаний 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Фронтальный опрос  

- Ребята,   скажите, пожалуйста,  над какой темой  мы работаем (портрет).

Портрет – это…

( изображение конкретного человека).

Изобразить человека можно:

•        описав его словами … (в литературе)

примером может послужить недавно изученное вами не уроках литературы произведение М. Пришвина «Кладовая солнца», где автор очень  образно изображает детей: Митрашу и Настю.

•        изобразив на плоскости…(живопись или графика)

•        изваяв в объёме … (скульптура)

Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник достаточно точно передает сходство с внешним обликом человека.

Отвечают на вопросы учителя по изученному материалу.

Знание  видов изобразительных искусств, терминов

Коммуникативные:

умение соотносить собственную позицию с позицией одноклассника.

III.         Этап создания проблемной ситуации и сообщение темы и

целей урока.

Создание проблемной ситуации.

 Частично-поисковый метод.  Наглядный метод.

-А что вы можете сказать по поводу вот такого портрета?  (Слайд)

(Это карикатура, шарж.)

Слайд 2. «Сатирические образы человека» - это и есть тема нашего урока.

Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами (карикатура и шарж). Вы узнаете, как можно посмеяться над человеком средствами изобразительного искусства.  Свои зрительные   образы вы попробуете воплотить в рисунках

Рассматривают портрет, анализируют его   и делают вывод.

Слушают ответы одноклассников и соотносят со своими выводами.

 Использование терминов   карикатура. шарж

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: логические – сравнивают  предмет   по нескольким основаниям.

Регулятивные: определяют тему и задачу урока.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выра-жают свои мысли.

IV.        Этап изучения нового материала

Сообщение новых знаний

Рассказ учителя  о карикатуре и шарже с опорой на иллюстративный ряд презентации.

 

Показ педагогического рисунка на доске.

Слайд 3.  Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.  

Слайд4. Великим художником - сатириком  был француз Оноре Домье.

Слайд.5. Что необычно в изображении этих людей? (большая голова, маленький рост, неприятное выражение лица). В картине  Домье разоблачает  взаимный  обман,  надувательство адвокатов.

Слайд 6. Исключительная роль  карикатуре  принадлежала  в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники-карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага.

 Слайды  7 -12. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы. (творческий коллектив советских художников,  в который входили  Михаил Куприянов, Порфирий Крылов  и Николай Соколов ).

Зачем  в годы войны такие  рисунки?  Эти произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

Слайд 13.   Шарж -   сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели.

Слайд 14. Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружелюбно. Смех его чисто приятельский.

Слайд 15.  В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство и комическое  преувеличение характерных черт.

 Слайд 18.  Художники карикатуры и шаржа используют знание мимики лица, утрируют их выражение ради художественной выразительности.

Этапы рисования шаржа.  Слайды 20-24.

Показ педагогического рисунка на доске.

Дают точную формулировку новым терминам «карикатура, шарж»

Физминутка

Переключить  внимание обучающихся, снять усталость, восстановить силы

Поясняет выполнение физминутки

Положили  голову на парту и представили зрительно дружеский шарж

V. Этап художественно-творческой деятельности обучающихся

Применение новых знаний  и умений  при рисовании сатирического портрета

Индивидуальная  работа  учащихся.

Дифференциро

ванный подход.

 Я предлагаю нарисовать дружеский шарж на самого себя.

На столах у вас лежит схема рисования шаржа.  Рассмотрите  её.

-Кто будет работать

по схеме?

 -А кто самостоятельно?

Во время творческой работы учитель:  

1) следит за организацией рабочего места;

2) следит за правильностью выполнения работы;

3) оказывает индивидуальную  помощь обучающимся, испытывающим затруднения;

4) контролирует объем и качество выполненной работы.

Рассматривают схему рисования шаржа.

Рисуют дружеский шарж.

Использовать в работе   прием преувеличения в изображении пропорций лица. Подобрать цветовое решение шаржа.

Познавательные: учатся работать по схеме.

Регулятивные: под руководством  учителя составляют план и последовательность действий.

VI. Итог урока.

      Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Опрос.

Выставка детских работ.

Оценивание работ обучающихся

- Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.

Заполните, пожалуйста, лист-опросник, отвечая на мои вопросы:

1) О каких его видах мы говорили?

2) Какова цель карикатуры?

3) Чем отличается шарж от карикатуры

Поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения по образцу на экране.

- Как вы себя чувствовали в роли художников - карикатуристов?

- С какими трудностями вы столкнулись, работая над шаржами?

Приклеивают свои работы на доску.

Отвечают на вопросы.

Проводят взаимопроверку.

Личностные: положительное отношение к юмору, понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.