Занятие в ДО средней группе в рамках СоцПроекта "Дружба Народов"

Салимова Альмира Анваровна

Занятие проводилось в рамках Социального проекта "Дружбы Народов" в саду "Чебурашка" средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий занятия 17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Наши соседи – наши друзья.

Ход занятия

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости? (олень)

Верно, это северный олень. Посмотрите какой он красивый. Скажите, а кто знает где его дом и чем он питается? (в лесу…)

А может олень нам сам покажет? Он хочет нам что-то показать. Скорей собирайтесь вместе в упряжку (обруч) и поскачем за оленем. Ой, смотрите, впереди болото, прыгаем по кочкам.

Ну вот, ребята, мы в тайге.

Посмотрите олень захотел есть, чем же питается северный олень? Он ест мох – ягель, который растет в нашем краю. Он копытами разрывает снег и добирается до ягеля. А где же люди, которые пасут оленей?

Звучит музыка (хантыйская песня)

Вы слышите, кто-то поет? Значит, мы уже пришли.

Смотрите какой интересный дом. Кто знает, как он называется? И Кто в нём живёт? (чум, ханты)

Это ЧУМ – жилище ХАНТОВ. Это наши соседи – коренные жители севера, наши друзья.

(Из чума выходят 2 куклы.)

Посмотрите, кто нас встречает. Хантыйка Энны:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла, рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. В красивом городе вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. А мой народ – ханты, ушли в другие места, и так и живут в лесу. Такое хантыйское хозяйство называется стойбище. 

В нем несколько чумов. Зимой в них очень тепло. А почему в нем так тепло, чем он утеплен   (оленьими шкурами).

В.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.

-Ребята, а, чем же еще так полезен олень у хантов?

Д.: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.

А вот как выглядит чум изнутри. (показываю картинки)

Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей).

А женщины? (выделывают шкуру, шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)

Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда)

Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры)

: Есть у меня 2 расписных мешка – тутяко, для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам  рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте.

 Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает мешок, достает верхнюю мужскую одежду)

- Одежда хантов хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ханты одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном. Малица (малъця) — длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Поверх малицы обычно надевают сорочка из плотной материи, иногда из сукна.

Показывает ремень

Малицу подпоясывают сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя.

Обувью служат кисы — высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы), с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя). Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».

У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре.

: Есть у меня второй мешок, где хранится женская одежда. Показывает ягушку.

Женскую одежду — ягушку — шьют из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летнюю ягушку шьют из сукна и украшают бисером. Женская обувь отличается лишь деталями выкройки.

Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, бисер, а так же используется Орнамент – это узор для украшения одежды и быта.

 (Показ::Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)

Посмотрите какая красивая одежда у хантов. (показываю наглядный материал)

А чем же расшита и украшена одежда? (орнаментом, узором)

В.: У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Но не только для красоты они расшивают свою одежду орнаментом. Ханты верят, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не может увидеть. И вот, для того, чтобы духи не приносили им зла, а наоборот, оберегали их, ханты наносят орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую — другие.

э: А хотите, я и вас научу составлять орнаменты? (ответ детей) Я приглашаю вас в свою мастерскую.

Дети проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам)

В: — Так как ханты живут в лесу рядом с животными, то и орнамент связан с животными и растениями. Посмотрите, этот орнамент, называется «оленьи рога»,  этот «заячьи ушки», «лапа лисы», «медведь».

Ханты вышивают свои орнамент бисером, и вырезают из шкуры.

А мы будем выкладывать орнамент из бумаги и рисовать цветными фломастерами.

Одна половина мастерской будет украшать наши будущие чумы, для стойбища, а вторая половина будет украшать одежду наших друзей – хантов.

(Дети складывают треугольники из бумаги и украшают заготовками из бумаги, рисуют фломастерами.)

Полоски бумаги складваем в треуголник, сгибая углы «как на самолетик», а потом украшаем его орнаментом.  Фигурки человечка – наклеиваем ему белый меховой ворот и наклеиваем голову – рисуем лицо. Наклеиваем из цветной бумаги орнамент. (Помощь в работе детям.)

Отлично, ребята, вы большие молодцы! У вас получились замечательные чумы и ханты.

Теперь мы их поселим вот на их стойбище. (наклеивают на ватман)

Отличная совместная работа у нас с вами получилась. Каждый смог передать орнамент и настроение человечка. Думаю наши гости рады такому соседству.

У кого мы были в гостях?

Как называется круглое жилище без углов?

Как назвается одежда хантов?

Молодцы!!!!! Наша мастерская закрывается. И нам пора возвращаться в группу.

Мы прощаемся с друзьями – хантами и до новых встреч!!!