Пуантилизм в живописи. Применение техники пуантелизма на занятиях в ДХШ.

Ивкин Евгений Васильевич

Краткая история.. Возникновение стиля и теория цвета. Художники, работающие в этом направлении. Применение техники пуантелизма на занятиях живописи и композиции. Последовательность выполнения городского пейзажа масляными красками в технике пуантелизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пуантилизм в живописи. Применение техники пуантелизма на занятиях в ДХШ.

 В  XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи. Значение термина одной из таких идей были эксперименты с цветом и попытка превратить процесс создания изображения на холсте в научный эксперимент. Так сформировалось новое направление в живописи - пуантилизм. Название основывается на характерной манере написания картин. Этот новый стиль не был стихийным и спонтанным, как классический импрессионизм, художник четко осознавал, что он делает и какого результата хочет добиться.  Название происходит от французского слова pointel - точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название - дивизионизм, что означает "разделение". Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек на определенном расстоянии друг от друга.

Возникновение стиля и теория цвета

Техника пуантилизма в живописи - это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Каждая из них занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная - с зеленой. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Желтые и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам зеленым цветом.

Художникам стало тесно в рамках импрессионизма после того, как они стали изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. В своих научных трудах они писали о восприятии цвета сетчаткой глаза, о световых спектрах, о цветообразовании.  Химическая теория цвета Эжена Шевреля о взаимном влиянии разных красок друг на друга и физическая теория Огдена Руда о смешении цветов дали толчок к новым опытам и поискам. Также в это время идут большие споры о психологии цвета, о его символизме и влиянии на психоэмоциональное состояние человека. Все эти научные изыскания привели к тому, что художники начинают по-новому подходить к живописной технике. В это время импрессионисты вели активные исследования возможностей красок для передачи световоздушного и водного пространства. Они стремились передать сиюминутное, живое ощущение движения природных стихий. Классическая техника не давала им такой возможности. В результате поисков и экспериментов в 1885 году появляется пуантилизм в живописи.

Первым, кто стал применять эти особенности на практике, был французский художник Жорж-Пьер Сера.  Он решил произвести своего рода революцию в изобразительном творчестве, основываясь на теории смешения цветов. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета - красный, зеленый и синий, смешивая которые, можно получить любой воспринимаемый человеческим глазом оттенок.

Сёра положил в основу своего стиля письма теорию цвета и оптику, а точнее принцип аддитивного смешения цветов - метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия (свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета). Смешение трех основных аддитивных цветов - красного, зеленого и синего - в определенном соотношении дает белый цвет. Смешивая их также можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Согласно теории цвета, любой цвет может быть создан из суммы трех любых цветов, каждый из которых не может быть создан сочетанием двух других.

Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публикев 1886 году, был "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", ввергшей в шок многих  критиков. Картина получилась невероятно живой, многомерной. Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.

Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.

 Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре. а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент.

Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы. И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие

По мнению многих критиков того времени, новый метод должен был свести на нет творческую индивидуальность художника, и превратить его работу в скучное механическое нанесение мазков. Однако, вопреки такому утверждению,  техника точками помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи   и тонко передающие нюансы цвета полотна, а также повысить декоративность картин Ж. Сера и  многим его последователям.

Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.

В картинах пуантилистов - последователей Сёра - также использовались чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы.  

 Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Если у  Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света.

Именно Синьяк довел теорию до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилизм в живописи. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными. Синьяк не только писал и в своих полотнах доводил пуантилизм до совершенства, но и создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности.

Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, как во Франции, так и за ее пределами, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Томарев Николай.

КамильПиссарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.

Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния. Хотя основоположником научно обоснованного стиля пуантилизма является Жорж Сёра, метод нанесения красок точками или мелкими раздельными мазками встречался еще в древности, в частности в искусстве аборигенов Австралии. Картина, написанная в пуантилистической манере, воспринимается зрителем как декоративная, практически близкая к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену. Сложно придумать более гармоничную технику живописи для декоративного, абстрактного сюжета, подчёркивающую контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающую контуры и пластику.

 Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна. Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.

Применение техники пуантелизма на занятиях живописи и композиции

Немало времени нужно  ребенку, чтобы обрести умения и навыки правильно держать в руке карандаши и кисти, наносить плавные линии на бумагу. Неудачи в традиционном рисовании нередко приводят ребенка к отказу от занятий. Но работа с цветом – важнейшая часть обучения, развивающая творческое мышление, внимание и память.  Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение  развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.Уже то, что контрастные по цвету точки, расположенные рядом, при удалении от них будут казаться единым по цвету пятном, вызывает неподдельный восторг у детей. И потому пуантилизм широко используется в детском творчестве.Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски.

Самый простой прием для младших групп – пальчиковое рисование, когда малыши наносят краску на бумагу подушечками пальцев.Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.

Источник:

"Пуантилизм-одна из техник нетрадиционного рисования" https://infourok.ru/statya-po-izodeyatelnosti-na-temu-puantilizmodna-iz-tehnik-netradicionnogo-risovaniya-3162076.html

Пуантилизм в живописи: история стиля.  Автор Александра Дег https://www.syl.ru/article/369796/puantilizm-v-jivopisi-istoriya-stilya-i-foto

 https://www. SYL.ru

© https://www.livemaster.ru/topic/213643-puantilizm-zhivopis-tochkami

Репродукции и фотографии:

  1. Жорж-Пьер Сёра фото художника
  2. Жорж-Пьер Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
  3. Жорж-Пьер Сёра «Гавань в Онфлёре»
  4. Жорж-Пьер Сёра «Камнедробильщик и тачка»
  5. Жорж-Пьер Сёра «Купальщики в Аньере»
  6. Жорж-Пьер Сёра «Мост в Курбвуа»
  7. Жорж-Пьер Сёра «Порт-ан-Бессен, воскресенье»
  8. Поль Синьяк Фото художника
  9. Поль Синьяк «Большой канал (Венеция)»
  10. Поль Синьяк «Вид Сены»
  11. Поль Синьяк «Гавань в Марселе»
  12. Поль Синьяк «Голландская мельница»
  13. Поль Синьяк «Женщина, закалывающая волосы»
  14. Камиль Писсарро  «Утреннее солнце на снегу»
  15. Камиль Писсарро  «Сад в Понтуазе»
  16.  Жорж Леммен  «Пляж в Хейсте»
  17. Тео Ван Риссельберге «Остров Левант»
  18. Ипполит Птижан «Сидящая молодая женщина»
  19. Джованни Сегантини  «Полдень в Альпах»
  20. Томарев Николай «Дом в лесу»