Мастер-класс для педагогов «Интуитивное (правополушарное) рисование»

Головченко Анна Александровна

Мастер-класс для педагогов «Интуитивное (правополушарное) рисование»

Свой очередной мастер-класс провела по приглашению коллег, в Петровском сельском поселении, Увельского района. Мастер-класс проходил в школе.

"Интуитивное (правополушарное) рисование".

Данный мастер класс будет полезен для педагогов, социальных работников, учителей общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

Актуальность темы: Развивать правое полушарие не только очень интересно, но и важно! Если в работу включены оба полушария – производительность мозга увеличивается в пять раз!Творческое состояние переносится на все сферы Вашей жизни: отношения с людьми, работу, учёбу, креативные проекты.

Методическая цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса, в процессе активного участия в творческой работе.

Цель: научитесь видеть вещи особым образом, познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска.

Задачи:Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник и материалов;

Развивающая: погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии;

Воспитательная: вызвать интерес к предложенной методике рисования; воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству.

Ожидаемые результаты мастер-класса: выполнение рисунка в технике гуашь; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Методическое оснащение: поэтапность выполнения работы, слайдовая презентация по теме мастер-класса, детские работы, выполненные ранее в этой же технике.

Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.

Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический)

Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал (на каждого участника): гуашь разных цветов (консистенция сметаны, кисти (синтетика №1 щетина№14,№10,№6, акварельная бумага, стакан с водой, салфетки из материи, влажные салфетки, баночки.

Структура мастер класса.

Вступительная часть (10 мин)

Теоретическая часть МК (10 мин)

Практическая часть МК (45 мин)

Кульминация творческого процесса (10 мин)

Рефлексия (9 мин)

Подведение итогов (6 мин)

Сценарий проведения мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Тема моего мастер-класса «Интуитивное (правополушарное) рисование».

Вводная часть.

Дети гораздо меньше подвержены страхам и стереотипам, поэтому ребенок смело берет в руки кисть и увлеченно водит по листу, размазывает краски, а когда заканчивает свою работу, он гордится тем, что у него получилось. Самое главное для любого ребенка – удовольствие от процесса. Когда человек становиться взрослым, он обрастает условностями и определенными стереотипами. У него появляется страх сделать что-то неправильно. Преодолеть внутренний зажим и вернуть детское отношение к художественному творчеству помогает интуитивное или правополушарное рисование.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников)

Конечно же вам известно, что наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы рассматриваете картинку, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Бывает так, что человек может сразу разглядеть и вазу и два лица, значит, он умеете управлять деятельностью обоих полушарий.

- Мы с вами попробуем разобраться, почему происходит так, что каждое полушарие видит по-своему?

Левое полушарие –отвечает за логику, разумный подход, критичный взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и рациональная оценка. Правое же полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории.

Как только ребенок рождается правое полушарие у него сформировано, и он обладает набором чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Развиваться они должны одновременно – в этом заключается успех развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.

Для успешного школьного развития, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.

Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария:

Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. После того, как воображение ребенка «разыграется», давайте команду приступать к выполнению работы.

* Зеркальное рисование. Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя это упражнение, ребенок задействует оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.

Рисование на цветной бумаге.

Правополушарное рисование.

История началась в США в 60-ых годах, когда американская учительница Бэтти Эдвардс основала удивительно эффективную методику обучения рисования, и назвала ее правополушарной. Основана методика была на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.

Таким образом, если левое полушарие с его разумным подходом отвергает рисование, то нужно предложить эту задачу правому, творческому, полушарию.

Основная часть.

Познакомимся ближе с правополушарным рисованием.

Правополушарное рисование – быстрыйинтуитивный метод творчества, он позволяет отключить логику и рациональную оценку происходящего, интуиции и рукам, которые сами все сделают. Посредством правополушарного рисования вы избавляетесь от собственных ограничений, блоков, зажимов, становитесь более открытым для нового.

Что дает правополушарное рисование?

• Убирают барьеры «я не смогу»«у меня не получиться».

• Полностью раскрывает "спящие" творческие способности.

Дети и правополушарное рисование.

Занимаясь рисованием по данному методу, потенциал ребенка раскроется полностью. Он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов.

Практическая часть основной части

1 этап – подготовка

- Уважаемые педагоги, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.

Правила работы на МК:

• рисунки выполняются в быстром ритме;

• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;

• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой.

• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.

2 этап – создание картины «Закат на море» и "Пейзаж"

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели:

И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается, а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой.

Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание.

Алгоритм выполнения творческой работы

раскрытие темы, целей и задачей данного мастер-класса, содержания занятия и его ожидаемые результаты.

Теоретическая часть МК: рассказ о технике мастер-класса используя наглядные пособия, знакомство с краской и особенностями работы с ней.

Практическая часть МК): участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению работы;

1) Закрашиваем горизонтальными мазками всю поверхность листа белой гуашью.

2) Нанесите краску тех цветов, которые видите на образце пятнами, не жалея краски.

3) Затем белой краской растяните цветные пятна размашистыми движениями.

4) Рисуем ствол дерева.

5) Делаем объем на дереве

6) Кистью «Щетина» создаем крону дерева постукивающими движениями. Используем разные оттенки зеленого.

Создаем теневые листья

Добавляем светлые листья. А так же можно нарисовать травку и цветы.

Кульминация творческого процесса(10 мин): выставка работ и фото участников.

Рефлексия (9 мин): самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Подведение итогов (6 мин):

 

В данной методической разработке представлен мастер-класс по теме "Интуитивное или правополушарное рисование", который знакомит обучающихся с этим методом необычного рисованияПравополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки. Как только ребенок рождается правое полушарие у него сформировано, и он обладает набором чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Развиваться они должны одновременно – в этом заключается успех развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.