Сравнение идеала красоты в разные эпохи

Мартынова Светлана Ивановна

На основе изучения различных эпох, применяя сравнительно-исторический анализ, провести сравнение красоты в разных странах в разные времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сравнение идеала красоты22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила учитель искусства МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова

г. Новочеркасска Мартынова Светлана Ивановна.

Тема урока: «Сравнение идеала красоты в разные эпохи».

Цель урока: на основе изучения различных эпох, применяя сравнительно-исторический анализ, провести сравнение красоты в разных странах в разные времена. Познакомиться с обликом и костюмами человека различных эпох.

  1. Образовательная: создать условия для  фиксирования у учащихся собственного эмоционального образа   художественного произведения, эпохи, стиля;  дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является эталоном красоты; расширять словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: способствовать формированию у учащихся умений сравнительно-сопоставительного анализа; развивать ассоциативное мышление.
  3. Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.

Задачи:

1. Рассмотреть художественные произведения.

2. Найти сходство и различие, выявить особенности облика человека каждой эпохи.

3. Выполнить художественно-творческое задание

        Ход урока:

Сравнительно-исторический анализ основывается, с одной стороны, на сравнении – простейшей познавательной операции выявления сходства и различия объектов,     а  с другой – на принципах историзма, согласно которым, действительность    рассматривается в перспективе постоянного изменения во времени.

 Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов)

           Красота,  грация, изящество, гармония,  чудо, великолепие, живописность, изящность, картинность,  миловидность, нарядность, прелесть,  художественность.

В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?

           Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…

Формулирование целей урока.  Обратимся к слайдам презентации. Давайте сравним данные изображения?  По какому принципу объединены они? Какое изображение соответствует какой исторической эпохе? Почему?

 Рассмотрение нового материала. Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является эталоном красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Статуэтка эпохи палеолита – «палеолитическая венера» -  символ материнства.

Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

Что же является зталоном красоты в разные эпохи  у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.

- внешняя красота

- интеллектуальный уровень

-  обаяние, грация

- предметы

-  материнство

- набожность

О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?

Красота внутренняя – красота души человека.

Почему в большей степени в жизни важна красота внутренняя, а не внешняя? 

Послушайте высказывания великих людей – писателей, поэтов…

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя будущего обновления человечества.

Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Сикстинской Мадонной Рафаэля? Красота материнства. Готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда.

Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

Материнство.

Готовность к подвигу ради других людей.

Любовь жертвенная.

 «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»?

Подведем итог урока. В результате сравнительно-исторического анализа, который мы с вами провели, можно сделать вывод.

Если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь.

Домашнее задание выполнить письменно. Закончите предложения:

Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…

Я не могу назвать красивым человека, который…

Важнее всего для красивого человека…

Урок закончен. Спасибо за работу.