РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета по выбору «АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» (первый год обучения)
Изучение предмета по выбору «Акварельная живопись» в нашей художественной школе тесно связан с предпрофессиональной подготовкой обучающихся, как будущих студентов колледжей и вузов художественной направленности таких профессий, как живописец, дизайнер, архитектор и др.
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Акварельная живопись» (далее - программа «Акварельная живопись») составлена в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.2015 № 2668.
Цель программы «Акварельная живопись»: обучение академической многослойной акварельной живописи, освоение профессиональных основ академического рисунка и живописи.
Задачи:
Образовательные:
- получение конкретных знаний по живописи в целом и акварельной живописи – в частности;
- умение использовать полученные знания в своей практической деятельности, а именно использовать различные техники и приёмы в работе с акварелью в живописи, самостоятельно и последовательно выполнять живописную работу.
Развивающие:
- использование специфики предмета для пространственного мышления, активизация образного и логического мышления;
- развитие навыков самостоятельного ведения живописной работы акварелью, использования основных техник в акварельной живописи, последовательного и самостоятельного ведения живописной работы;
- развитие видения и передачи цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды, творческих способностей и потребностей овладения живописными приёмами.
Формирующие:
- формирование интереса и способностей к художественному творчеству, необходимости профессионального роста, приобщение обучающихся к лучшим традициям академической и современной живописной школы;
- формирование основ общей эстетической культуры, культуры исполнения живописной работы акварелью;
- формирование позитивного отношения к прекрасному в жизни и в природе;
- воспитание любви и уважения к Отечеству, истории своего народа.
Рабочая программа учебного предмета по выбору «Акварельная живопись» предназначена для обучающихся 3-х классов детской художественной школы при пятилетнем сроке обучения, начиная с двенадцатилетнего возраста, и рассчитана на первый год обучения на 99 часов аудиторных занятий; самостоятельную, домашнюю работу, по 1 часу в неделю, то есть 33 часа. Максимальная учебная нагрузка 132 часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа № 8»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО «ДХШ №8»
Сударикова А.В.
«____» _______________ 2019г.
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
В.ОО. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета по выбору
«АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
(первый год обучения)
Прокопьевск 2019 г.
ОДОБРЕНО
На заседании Методического совета
Протокол № 1 «26» августа 2019 г.
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
протокол № 1от 26 августа 2019г.
Разработчики:
Морозов В.В., преподаватель, член «Союза художников России»;
Медер Л.Д., преподаватель.
Рецензенты: _________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. | Пояснительная записка ______________________________________ | 4 |
2. | Объём учебного времени предусмотренный учебным планом МБУ ДО «ДХШ №8» на реализацию учебного предмета «Акварельная живопись», сведения о затратах учебного времени, графике проведения промежуточных аттестаций _________________ | 8 |
3. | Учебно – тематический план __________________________________ | 8 |
4. | Содержание программы «Акварельная живопись» _______________ | 11 |
5. | Требование к уровню подготовки обучающихся _________________ | 16 |
6. | Формы и методы контроля, система оценок _____________________ | 17 |
7. | Материально-технические условия реализации программы «Акварельная живопись» ____________________________________ | 17 |
8. | Список литературы _________________________________________ | 19 |
9. | Приложение _______________________________________________ | 20 |
- Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Живопись – один из основных предметов в системе предпрофессионального обучения изобразительному искусству в художественной школе. Живопись является не только видом изобразительного искусства, и частью жизни и быта человека, наиболее способствующей формированию эстетического восприятия мира. Живопись учит мыслить цветом, видеть мир во всём цветном многообразии, чувствовать культуру цвета и использовать это в обычной жизни.
Акварельная живопись является самой свободной формой живописи, благодаря ее прозрачной водной природе. Акварельные краски на бумаге могут плавиться, растекаться, а смеси создают красивое сочетание цветов в живописи разных стилей.
Акварельная живопись имеет собственную хронику в истории, так например, первобытный человек использовали пигменты, смешанные с водой для наскальных рисунков и наносил их пальцами, палками и костями; древние египтяне, в сою очередь, использовали краски на водной основе для украшения стен храмов и гробниц и создали первые рисунки на папирусе; а классическая техника живописи в Англии была в восемнадцатом и девятнадцатом веках доведена до совершенства.
Искусство акварельной живописи не теряет своей популярности уже несколько столетий и по праву считается одной из главных живописных техник в современном мире.
Обучение технике акварельной живописи способствует развитию у детей художественного вкуса и логики, практических навыков в изобразительном искусстве.
Изучение предмета по выбору «Акварельная живопись» в нашей художественной школе тесно связан с предпрофессиональной подготовкой обучающихся, как будущих студентов колледжей и вузов художественной направленности таких профессий, как живописец, дизайнер, архитектор и др.
Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительного искусства «Акварельная живопись» (далее - программа «Акварельная живопись») составлена в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26.10.2015 № 2668.
Программа «Акварельная живопись» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на:
- предпрофессиональное художественное образование и духовно-нравственное развитие детей;
- приобретение детьми знаний и навыков в академическом рисунке и акварели, умений рисовать и писать с натуры и по памяти, осуществлять копирование выдающихся произведений мастеров прошлого в строгой методической последовательности;
- приобретение детьми опыта работать самостоятельно и в коллективе;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области акварельной живописи с целью подготовки одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира, ознакомление с опытом мастеров прошлого и их достижениями;
- воспитание у учащихся духовно-нравственного восприятия окружающего мира, любви к красоте и видения прекрасного вокруг себя;
- формирование у учащихся внутренней гармонии и художественного вкуса;
- формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих приобрести основы мастерства в рисунке и акварельной живописи, системные знания в области изобразительного искусства;
- выработку у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению выполнять в классе задания параллельно с преподавателем и давать объективную оценку своему труду, умению организовывать свое личное внеучебное время для закрепления полученных знаний в классе и выполнения домашних работ.
Учебный процесс программы "Акварельная живопись" строится по принципу наглядности обучения, когда преподаватель параллельно с учениками выполняет каждое задание.
Срок реализации программы
Рабочая программа учебного предмета по выбору «Акварельная живопись» предназначена для обучающихся 3-х классов МБУ ДО «ДХШ № 8» при пятилетнем сроке обучения, начиная с двенадцатилетнего возраста, и рассчитана на первый год обучения на 99 часов аудиторных занятий; самостоятельную, домашнюю работу, по 1 часу в неделю, то есть 33 часа. Максимальная учебная нагрузка 132 часа.
Цели и задачи
Цель программы «Акварельная живопись»: обучение академической многослойной акварельной живописи, освоение профессиональных основ академического рисунка и живописи.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
Образовательные:
- получение конкретных знаний по живописи в целом и акварельной живописи – в частности;
- умение использовать полученные знания в своей практической деятельности, а именно использовать различные техники и приёмы в работе с акварелью в живописи, самостоятельно и последовательно выполнять живописную работу.
Развивающие:
- использование специфики предмета для пространственного мышления, активизация образного и логического мышления;
- развитие навыков самостоятельного ведения живописной работы акварелью, использования основных техник в акварельной живописи, последовательного и самостоятельного ведения живописной работы;
- развитие видения и передачи цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды, творческих способностей и потребностей овладения живописными приёмами.
Формирующие:
- формирование интереса и способностей к художественному творчеству, необходимости профессионального роста, приобщение обучающихся к лучшим традициям академической и современной живописной школы;
- формирование основ общей эстетической культуры, культуры исполнения живописной работы акварелью;
- формирование позитивного отношения к прекрасному в жизни и в природе;
- воспитание любви и уважения к Отечеству, истории своего народа.
Формы и методы учебных занятий
Для реализации данной программы предлагаются следующие формы проведения занятий:
- теоретические занятия – беседы, лекции;
- практические занятия – работа с натурой, работа по памяти, работа по ассоциациям, пленэр;
- уроки-экскурсии, киноуроки;
- консультации.
Работа обучающихся в освоении данной программы тоже может принимать различные формы:
- самостоятельная работа над эскизом;
- самостоятельная работа над длительными постановками с более сложными задачами;
- анализ собственной работы и работ других обучающихся;
- домашняя работа над краткосрочными этюдами, зарисовками, набросками;
- работа на пленэре;
- подготовка проекта на итоговую аттестацию.
Рекомендуются групповые занятия (от 10 до 12 человек), что позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного обучения.
Продолжительность урока 40 минут.
Для достижения поставленных целей используются следующие методы обучения:
- монологический (метод изложения);
- наглядный;
- диалогический;
- исследовательский;
- алгоритмический.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя и обучающегося. Программа содержит следующие сведения:
- сведения о затратах учебного времени, необходимого для освоения предмета;
- распределение учебного материала по году обучения и по полугодиям;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое и техническое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом
МБУ ДО «ДХШ №8» на реализацию программы, сведения о затратах учебного времени, графике промежуточных и итоговых аттестаций
Вид учебной работы | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |
I полугодие | II полугодие | ||
Аудиторные занятия | 48 | 51 | 99 |
Самостоятельная работа | 16 | 17 | 33 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 68 | 132 |
Вид аттестации | итоговый просмотр | итоговый просмотр |
Итого на 1 год:
- аудиторных занятий – 66 часов;
- максимальная нагрузка в учебном году – 99 часов.
- Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Общий объём времени (в часах) | Формы Контроля | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||
Первое полугодие | ||||
Раздел 1. Знакомство с предметом и материалами | ||||
Тема 1. Знакомство с предметом «Акварельная живопись» | ||||
1.1. Занятие 1. Предмет «Акварельная живопись», материалы и оборудование. Акварельные краски. | 4 | 1 | 3 | просмотр |
Тема 2. Приёмы работы акварельными красками | ||||
2.1. Занятие 1. Изучение приёмов работы акварелью (растяжка, смешение цвета). | 4 | 1 | 3 | обсуждение |
2.2. Занятие 1. Изучение приёмов работы акварелью («по-сырому», «alaprima», мазок, промывка, лессировка). | 4 | 1 | 3 | |
Тема 3. Изображение плоских предметов | ||||
3.1. Занятие 1. Кратковременный этюд («аlaprima» малых растительных форм с натуры). | 4 | 2 | 3 | обсуждение |
Тема 4. Цветовое взаимовлияние | ||||
4.1. Занятие 1. Этюд осенних овощей на нейтральном фоне («alaprima») с натуры | 4 | 2 | 3 | обсуждение |
Итого по разделу: | 27 | 9 | 18 | просмотр |
Раздел 2. Материальность формы | ||||
Тема 5. Постановка из 3-4 предметов быта (гризайль) | ||||
5.1. Занятие 1. Этюд 3-4 предметов разных по тону быта одним цветом. | 4 | 1 | 3 | обсуждение |
Тема 6. Цветовой контраст | ||||
6.1. Занятие 1-2. Натюрморт из овощей на контрастные цвета на контрастном фоне с натуры. | 8 | 2 | 6 | обсуждение |
Тема 7. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения | ||||
7.1. Занятие 1-3. Цветотональное решение в теплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». | 12 | 3 | 9 | обсуждение |
Тема 8. Понятие контраста, понятие пространства | ||||
8.1. Занятие 1-3. Натюрморт из двух предметов (сферической и цилиндрической форм) на контрастном фоне. Четкие тональные отношения. Влияние среды на предметы. | 12 | 3 | 9 | обсуждение |
Итого по разделу: | 36 | 9 | 27 | просмотр |
Итого за первое полугодие: | 64 | 16 | 48 | итоговый просмотр |
Второе полугодие | ||||
Раздел 3. Материальность и фактура в живописи | ||||
Тема 9. Изображение стекла и керамики и других материалов | ||||
9.1. Занятие 1-2. Тематический натюрморт из стеклянных и керамических предметов быта с натуры. Сближенные цветовые отношения. | 8 | 2 | 6 | обсуждение |
9.2. Занятие 3-4. Изображение металлических поверхностей. | 8 | 2 | 6 | обсуждение |
9.3. Занятие 5-6. Тематический натюрморт из предметов быта с чучелом птицы или небольшого животного с натуры. Контрастные цветовые отношения. | 8 | 2 | 6 | обсуждение |
9.4. Занятие 7. Этюды осенних овощей на нейтральном фоне («alaprima») с натуры. | 4 | 1 | 3 | обсуждение |
9.5. Занятие 8. Этюды осенних овощей на нейтральном фоне («по-сырому») с натуры. | 4 | 1 | 3 | обсуждение |
Итого по разделу: | 32 | 8 | 24 | просмотр |
Раздел 4 Изображение человека | ||||
Тема 10. Наброски цветом | ||||
10.1. Занятие 1. Краткосрочные этюды одетой сидящей и стоящей человеческой фигуры с натуры. | 4 | 1 | 3 | обсуждение |
Тема 11. Портрет | ||||
11.1.Занятие 1-4. Портрет человека на контрастном к лицу фоне с натуры. | 16 | 4 | 12 | обсуждение |
Итого по разделу: | 20 | 5 | 15 | просмотр |
Раздел 5. Тематический натюрморт (итоговая зачётная работа) | ||||
Тема 12. Итоговый тематический натюрморт | ||||
12.1. Занятие 1-4. Сложный натюрморт из предметов быта, различной формы и фактуры с натуры. | 16 | 4 | 12 | обсуждение |
Итого по разделу: | 16 | 4 | 12 | просмотр |
Итого за второе полугодие | 68 | 17 | 51 | итоговый просмотр |
Итого за год обучения | 132 | 33 | 99 |
4. Содержание программы «Акварельная живопись»
Раздел 1. Знакомство с предметом и материалами
Тема 1. Знакомство с предметом
1.1. Занятие 1. Предмет «Акварельная живопись», материалы и оборудование. Акварельные краски.
Цели и задачи: материалы и оборудование для акварельной живописи. Свойства акварельных красок. Живопись «по-сырому». Выполнение упражнений на изучение свойств акварельных красок. Заливка. Мазок. Компоновка упражнений в листе.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: «Весенняя лужайка», «Осеннее дерево» способом «вливания» различных цветов акварельной краски.
Количество часов: 3.
Тема 2. Приёмы работы акварельными красками
2.2. Занятие 1. Изучение приёмов работы акварелью (растяжка, смешение цвета).
Цели и задачи: выполнение упражнений на формирование навыков использования всех приёмов акварельной живописи. Заливка. Мазок. Техника«alaprima». Лессировка. Цветовые растяжки. Отмывки. Компоновка упражнений в листе.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: «Радуга», «Разноцветная змейка» способом лессировок.
Количество часов: 3.
2.2. Занятие 1. Изучение приёмов работы акварелью («по-сырому», «alaprima», мазок, промывка, лессировка).
Цели и задачи: основные свойства цвета. Цветовой тон. Насыщенность. Светлота. Цвета основные и составные. Выполнение растяжек от жёлтого к красному цвету, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т. д. Эмоциональная характеристика цвета. Цвета холодные и тёплые. Цвета хроматические и ахроматические. Упражнения на составление сложных цветов из двух красок. Компоновка упражнений в листе.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: смешение красок с чёрным цветом: «Ненастье», «Морские камешки».
Количество часов: 3.
Тема 3. Изображение плоских предметов
3.1. Занятие 1. Кратковременный этюд («alaprima» малых растительных форм с натуры).
Цели и задачи: локальный цвет, дополнительные цвета, цветовой нюанс, цветовой (хроматический) контраст. Упражнения на составление сложных цветов из трёх красок. Натурный этюд осенних листьев разных по форме и окраске. Отработка приёма вливания цвета в цвет. Компоновка в листе.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: этюд осенних листьев разных по форме и цвету.
Количество часов: 3.
Тема 4. Цветовое взаимовлияние
4.1. Занятие 1. Этюд осенних овощей на нейтральном фоне («alaprima») с натуры.
Цели и задачи: натурный этюд из двух драпировок на дополнительных цветах (красный - зелёный, жёлтый - фиолетовый и т. д.). Работа способом перенесения влажного мазка с одного участка на другой. Компоновка в листе. Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: копирование различных образцов лоскутков тканей по тому же принципу.
Количество часов: 3.
Раздел 2. Материальность формы
Тема 5. Постановка из 3-4 предметов быта (гризайль)
5.1. Занятие 1. Этюд 3-4 предметов разных по тону быта одним цветом.
Цели и задачи: этюд 3-4 разных по тону предметов быта одним цветом. Компоновка в листе. Закрепление понятий «пространственная среда», «тон», «силуэт». Лепка формы предметов одним цветом с учётом светотеневых отношений. Выполнить работу в технике многослойной живописи, лессировкой. Последовательность, поэтапность исполнения. Выдержанность тональных отношений от самого тёмного до самого светлого в натюрморте.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: натурные этюды одним цветом предметов быта.
Количество часов: 3.
Тема 6. Цветовой контраст
6.1. Занятие 1-2. Натюрморт из овощей на контрастные цвета на контрастном фоне с натуры.
Цели и задачи: влияние цветовой среды на предметы. Цветной лист бумаги, сложенный как полупризма на контрастном к нему фоне с натуры. Передача изменения тона и цвета предмета от источника света.
Материалы: Акварель, акварельная бумага формата А3.
Самостоятельная работа: натурные этюды несложных предметов по тому же принципу.
Количество часов: 6.
Тема 7. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения
7.1. Занятие 1-3. Цветотональное решение в теплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс» в живописи. Понятие «среда». Изображение сложного тематического натюрморта с натуры.
Цели и задачи: влияние фона и освещения на изображение предметов в живописи (одинаковые предметы, если их положить на свету или в тени, визуально будут немного менять цвет. На закате листья деревьев кажутся красноватыми, потому что хлорофилл отражает часть красных или красноватых солнечных лучей. При ярком освещении цвета будут, как бы выбеливаться. Когда начинает темнеть, тона перестают различаться. Первыми становятся плохо видны красные, потом оранжевые, дальше желтые и дальше все остальные по порядку расположения в спектре. Дольше всех остаются видимыми синие цвета.). Изображение сложного натюрморта с натуры с передачей особенностей влияния фона и освещения.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А2.
Самостоятельная работа: изображение сложного тематического натюрморта с натуры с передачей особенностей цвета в зависимости от фона и освещения.
Количество часов: 9.
Тема 8. Понятие контраста, понятие пространства.
8.1. Занятие 1-3. Натюрморт из двух предметов (сферической и цилиндрической форм) на контрастном фоне. Четкие тональные отношения. Влияние среды на предметы.
Цели и задачи: цветовой контраст. Виды цветового контраста (пограничный, одновременный, хроматический и светлотный).
Хроматический контраст - изменение восприятия цветового тона, связанное с воздействием соседствующих цветов.
Светлотный контраст - изменение зрительного восприятия степени светлоты цвета под влиянием расположенных рядом цветовых участков, например, серый цвет кажется светлее на черном фоне и темнее – на белом.
Изображение контрастного несложного натюрморта с передачей особенностей пространства.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А2.
Самостоятельная работа: изображение несложного тематического натюрморта с натуры с передачей контраста и особенностей пространства.
Количество часов: 9.
Раздел 3. Материальность и фактура в живописи
Тема 9. Изображение стекла и керамики и других материалов.
9.1. Занятие 1-2. Тематический натюрморт из стеклянных и керамических предметов быта с натуры. Сближенные цветовые отношения.
Цели и задачи: выполнение натюрморта цветом. Компоновка на листе бумаги. Совершенствование приёмов работы акварельными красками при передаче материальности гладких и прозрачных объектов. Лепка формы цветом с учётом светотеневых отношений. Закрепление понятий «натюрморт», «образ», «пространственная среда», «колорит».
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А3.
Самостоятельная работа: натурный этюд натюрморта из стеклянных и керамических предметов, различных по форме и тону.
Количество часов: 6.
9.2. Занятие 3-4. Изображение металлических поверхностей.
Цели и задачи: выполнение натюрморта цветом. Компоновка на листе бумаги. Совершенствование приёмов работы акварельными красками при передаче материальности металлических объектов. Лепка формы цветом с учётом светотеневых отношений. Закрепление понятий «натюрморт», «образ», «пространственная среда», «колорит».
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А3.
Самостоятельная работа: натурный этюд натюрморта из металлических предметов, различных по форме и тону.
Количество часов: 6.
9.3. Занятие 5-6. Тематический натюрморт из предметов быта с чучелом птицы или небольшого животного с натуры. Контрастные цветовые отношения.
Цели и задачи: выполнение натюрморта цветом. Компоновка на листе бумаги. Совершенствование приёмов работы акварельными красками при передаче материальности объектов, разных по форме и фактуре (чучело птицы или небольшого животного). Лепка формы цветом с учётом светотеневых отношений. Закрепление понятий «натюрморт», «образ», «пространственная среда», «колорит».
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А3.
Самостоятельная работа: натурный этюд натюрморта из предметов, различных по форме, фактуре и тону.
Количество часов: 6.
9.4. Занятие 7. Этюды осенних овощей на нейтральном фоне («alaprima») с натуры.
Цели и задачи: выполнение этюда натюрморта цветом. Компоновка на листе бумаги. Совершенствование приёмов работы акварельными красками при передаче материальности осенних овощей на нейтральном фоне. Лепка формы цветом с учётом светотеневых отношений. Закрепление понятий «натюрморт», «образ», «пространственная среда», «колорит».
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: натурный этюд натюрморта из овощей, различных по форме, фактуре и тону.
Количество часов: 3.
9.5. Занятие 8. Этюды осенних овощей на нейтральном фоне («по-сырому») с натуры.
Цели и задачи: выполнение этюда натюрморта цветом. Компоновка на листе бумаги. Совершенствование приёмов работы акварельными красками при передаче материальности осенних овощей на нейтральном фоне. Лепка формы цветом с учётом светотеневых отношений. Закрепление понятий «натюрморт», «образ», «пространственная среда», «колорит».
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А4.
Самостоятельная работа: натурный этюд натюрморта из овощей, различных по форме, фактуре и тону.
Количество часов: 3.
Раздел 4 Изображение человека
Тема 10. Наброски цветом
10.1. Занятие 1. Краткосрочные этюды одетой сидящей и стоящей человеческой фигуры с натуры.
Цели, задачи: выполнить два наброска сидящей фигуры человека в цвете с натуры. Изучение анатомических пропорций человеческой фигуры. Понятия положение в пространстве, движение, характер большой формы. Пятновое решение наброска, узловая детализация, мера обобщения. Индивидуальные особенности фигуры.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А2.
Самостоятельная работа: натурные наброски кистью фигуры человека.
Количество часов: 3.
Тема 11. Портрет
11.1.Занятие 1-4. Портрет человека на контрастном к лицу фоне с натуры.
Цели и задачи: этюд головы человека на цветном фоне с натуры. Понятие «портрет». Компоновка в листе. Применение знаний о пропорции человеческого лица, полученных на предмете «Рисунок», при выполнении предварительного рисунка к этюду. Индивидуальные особенности натуры. Лепка формы головы цветом. Закрепление понятия «пространственная среда». Поиск цветовых сочетаний для передачи телесности. Понятие «колорит». Раскрытие понятия «набросок» и «быстрое письмо».
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А2.
Самостоятельная работа: натурные наброски кистью головы и фигуры человека.
Количество часов: 12.
Раздел 5. Тематический натюрморт (итоговая зачётная работа)
Тема 12. Итоговый тематический натюрморт
12.1. Занятие 1-4. Сложный натюрморт из предметов быта, различной формы и фактуры с натуры.
Цели и задачи: проверка полученных знаний. Натюрморт из 3-4 предметов разных по форме и материалу с драпировками в тёплой или холодной цветовой гамме. Закрепление умений компоновать натюрморт в листе. Закрепление знаний о передаче объёма и пространства средствами живописи. Закрепление навыков работы акварельными красками при передаче материальности. Умение передавать целостность восприятия натюрморта.
Материалы: акварель, акварельная бумага формата А2.
Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.
Количество часов: 12.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом освоения программного материала является:
- знания основ свойств акварели, её возможностей и эстетических качеств;
- знания терминологии акварельной живописи;
- знание основ перспективы и светотени;
- знание основ цветоведения.
Обучающийся должен уметь:
- изображать акварельными красками объекты предметного мира, разные по форме, светлоте, материалу, фактуре;
- изображать в пространстве предметы (натюрморт), человека (портрет);
- видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- раскрывать образ предметного мира.
Обучающийся должен владеть:
- навыками использования живописного материала, акварели;
- навыками работы акварелью в различных техниках;
- навыками последовательного ведения живописной работы;
- целостным восприятием натуры.
Обучающийся должен демонстрировать способность и готовность использовать полученные знания и навыки в своей практической деятельности.
6. Методы и формы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится при помощи поурочных оценок работ, анализа работ с указанием ошибок и недочётов в счёт аудиторного времени, а так же методических просмотров по окончании каждого полугодия.
Итоговый просмотр учебных работ обучающихся проводится педагогическим коллективом один раз в полугодие.
При оценивании работ обучающихся учитывается уровень следующих умений и навыков:
- грамотно выбирать необходимый формат листа;
- грамотно компоновать изображение на листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых;
- грамотно передавать материальность различных поверхностей
С учётом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») – соблюдены все пункты данных критериев;
4 («хорошо») – не выполнены один-два данных критериев;
3 («удовлетворительно») – не выполнены три-четыре пункта данных критериев.
7. Материально-технические условия реализации программы «Акварельная живопись»
Для успешной реализации программы необходимо:
- кабинет, оборудованный мольбертами, стульями, табуретами, подиумами для демонстрации натуры, шкафами для хранения работ и палитр, планшетами;
- классная доска, осветительные приборы;
- мойка, слив;
- стенды для демонстрации репродукций;
- набор репродукций, альбомов, плакатов по цветоведению и акварельной живописи;
- компьютер, сетевые образовательные ресурсы;
- подходящий натурный материал, драпировки.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к школьным библиотечным фондам, которые насчитывает более двух тысяч экземпляров.
8. Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. – М.: Владос, 2004
- Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов на Дону: Феникс, 2007
- Хеннес Румссмнг Полный курс масляной живописи.-М: АСТ.Астрель,2002
- Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов на Дону: Феникс, 2007
- Итттен И. Искусство цвета. – М., 2001
- Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО «СФЕРА», «Сварог», 1996
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
- Беда Г.В. «Живопись». В помощь начинающим и самодеятельным художникам.- М.:Искусство, 1986
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, 1977
- Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
- Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1974
Учебная литература
- Всё о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: АРТ-Родник, 2002
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996
- Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – М.: АСТ, 2005
- Школа изобразительного искусства /в десяти выпусках/. Выпуск 1-2. – М.: Изобразительное искусство, 1986 – 1989