"Золотая Хохлома"

Николаева Евгения Владимировна

Одной из самых известных кистевых росписей является хохломская роспись. По своим возможностям, богатству художественного материала она с успехом может быть использована в учебном процессе современной общеобразовательной школы, при условии соответственным образом организованного учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc20 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Тема: «Элементы  хохломской росписи».

Задачи:

  1. Воспитать интерес детей к народному промыслу - хохломской росписи, уважение к народному мастеру.

2. Развивать внимание на основе решения художественной задачи - повтора элементов по мотивам хохломской росписи.

  1. Сформировать навыки и умения в кистевой росписи на примерах  элементов хохломской росписи.

Оборудование и материалы: хохломские изделия, таблицы с элементами хохломской росписи (капелька, листочек, усики, травки), листы А4, карандаш, ластик, краски гуашевые, мягкие кисти № 1, 2.  

Ход занятия:

Перед беседой прочитать стихотворение Кузьмина.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая Хохлома!

Показать детям изделия, выполненные в технике хохломской росписи.

- Это, ребята, Золотая Хохлома. Как вы думаете, почему эти изделия назвали золотыми?

Дать детям возможность взять предметы в руки, рассмотреть. Дети замечают, что у одних изделий золотой фон, у других золотые листья, цветы, ягоды в узорах.

- А кто догадался почему эти красивые предметы  называют хохломские? (По месту их изготовления.) Правильно.

Рассказать детям историю зарождения хохломской росписи.

- Родилось искусство хохломы в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень: Сёмино, Новопокровское, Кулигино, а концу 19 века им занималось более 150 окрестных деревень.

История рассказывает что первыми переселенцами заволжских лесов стали староверы. Среди них были иконописцы, применявшие технику золочения и травного письма в росписи утварей.

Название промысла связано со старинным торговым селом Хохлома, куда свозили на продажу посуду из окрестных деревень через Нижегородскую ярмарку. Хохломские изделия расходились не только по России, но их везли в Азию, Европу и даже в Австралию. Но к началу 20 века промысел пришел в упадок, так как купцы стали скупать товар за копейки.

В настоящее время главными центрами хохломской росписи является фабрика «Хохломской художник» в селе Сёмино и объединение «Хохломская роспись» в городе Семенов Нижегородской области. Ассортимент выпускаемой продукции сложился еще в 19 веке и сохраняется до наших дней: чашки, миски для питья, ложки, праздничные сосуды для кваса, вина, пива (братины, ендовы, чарки, ковши), блюда для блинов, пирогов.

- Ребята, внимательно посмотрите на изделия и скажите из каких элементов состоят узоры в хохломской росписи?

Учащиеся выделяют элементы: разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы, травка.

- А какие цвета красок использовали в росписи мастера?

(красный, черный, золотой и дополнительные: зеленый, желтый)

После беседы предложить детям выполнить практическое задание.

- Для того чтобы научиться расписывать, как хохломские мастера мы сейчас потренируемся выполнять несколько элементов на палитрах: капелька, листочек, усики, травки, а также цветы и ягоды.

Учащиеся выполняют задание вместе с показом учителя на доске.

  1. Капелька – набираете краску на кисть и делаете ее отпечаток
  2. Листочек – рисуете тонкую веточку и на нее насаживаете несколько капелек
  3. Усики – дугообразными линиями
  4. Травки – ставите кисть и немного ее протягиваете
  5. Цветы – середина и лепестки выполняется тычком
  6. Ягоды (рябина, смородина) – рисуете тонкую веточку и на нее тычком насаживаете ягоды

Анализ работ проводится вместе с детьми.



Предварительный просмотр:

Урок 2

Тема: «Хохломской узор».

Задачи:

1. Закрепить бережное отношение к народному искусству.

  1. Развивать творческое воображение на основе решения художественной задачи - повтор по мотивам хохломской росписи.

3. Сформировать умение уверенного кистевого письма

Оборудование и материалы: хохломские изделия,  открытки с хохломской росписью, таблицы с элементами (листиками, ягодками, цветами), краски гуашевые, лист А4, карандаш, ластик, мягкие кисти № 1, 2.  

Ход занятия:

Показать детям хохломские изделия.

- Ребята, какие крупные элементы вы здесь видите? (Различные цветы, ягоды, листики.)

Далее рассмотреть цвета характерные для этих элементов.

Показать детям открытки с изображением изделий хохломских мастеров.

Показать детям миску с хохломским узором или образец.

  • Ребята, каким узором украшена миска, как вы узнали, что хохломским?

(по цвету, по элементам, по расположению узора).

В хохломской росписи сложились два вида письма: «фоновое» и «верховое». Каждый вид письма имеет свою специфику и особенности написания узора.

В «верховом» письме мастер наносит рисунок черной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия. (Показ)

При «фоновом» письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти. (Показ)

  • Сегодня мы будем учиться украшать хохломским узором миску.

Предложить рассмотреть узоры на образце. Отметить, что внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски. Это кайма.

  • Ребята, к какому виду письма относится этот узор? (К верховому)
  • Почему вы так считаете?

- Скажите, из чего состоит узор на миске. (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки.)

Вызвать ребенка к доске, предложить провести пальцем вдоль ветки и сказать, какая ветка (изогнутая), как расположены на ветке ягоды и листики (по три ряда), где расположены завитки и травка (между ягодами и листиками), назвать цвета, которыми нарисованы элементы узора на черной миске. (красный, золотой).

            - Хотя узор нарисован всего двумя красками, но сочетание черного фона с яркими красками сделало изделие нарядным.

Далее предложить посмотреть, в каком порядке следует рисовать элементы узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку, на ней изображают ягоды и листья; затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку (узор должен получиться густым и занять много места на изделии). С помощью вопросов закрепить представление последовательности изображения элементов узора и предложить детям приступить к работе.

В ходе занятий, когда дети нарисуют ягоды и листья, можно им посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или усики), а на листьях нанести черные прожилки. Следить, чтобы завитки и травку дети рисовали кончиком кисти.

При анализе рисунков вместе с детьми найти миски, наиболее похожие на хохломские. Спросить, чем они похожи на хохломские (узор, расположение, цветосочетание), на каких мисках узор получился густым, где он занимает на изделии много места, где особенно тонкая травка и завитки.



Предварительный просмотр:

Урок 3

Тема: «По мотивам хохломских мастеров».

Задачи:

1. Воспитывать любовь к народному творчеству, развивать интерес к хохломской росписи

2. Развивать творческое воображение на основе решения художественной задачи - импровизации по мотивам хохломской росписи.

3. Сформировать умения составлять композицию по мотивам хохломской росписи

Оборудование и материалы: хохломские изделия, таблицы с композиционными схемами, шаблоны изделий, краски гуашевые, лист А3, карандаш, ластик, мягкие кисти № 1, 2.  

Ход занятия:

  • Из каких элементов состоит орнамент в хохломской росписи?

Перед тем, как мы приступить к росписи, рассказать учащимся технологию изготавливления хохломской посуды.

- А сейчас мы как настоящие мастера распишем изделие. Обведите их по шаблону, приложив в центр листа.

- Сначала рисуем на изделии одну большую ветку – криуль. (Показ) Затем составляем композицию из элементов хохломской росписи: капельки, усики, травка, ягоды, цветы, листья, причем каждый элемент должен быть привязан к криулю (от криуля могут отходить дополнительные ответвления).

  •         Ребята, какие виды письма в хохломской росписи вы знаете? («верховое» и «фоновое» письмо)

Сегодня мы будем выполнять роспись «верховым» письмом.

Этапы выполнения росписи.

  1. Закрыть фон изделия желтым цветом. Так как мы выполняем роспись по мотивам хохломской росписи, то вместо золотого цвета используем желтый.
  2. Просушить.
  3. Выполнить роспись. Тонкой кистью – стебель; ягоды, цветы – тычком.

Оценивание проводится в виде выставки детских работ.