« Соотношение творчества и обучения дошкольников в изобразительной деятельности»

      Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет, с упоением рисует.Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает.

Но к подростковому возрасту это увлечение проходит. И проходит чаще всего по вине взрослого, который не понимает, что каждый человек по своей природе творец и разбудить эти, дремлющие до поры до времени,

творческие наклонности – задача педагога.

      Очень многое зависит от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многогранный мир красоты. Внимательный, терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые интересные занятия, непременное условие успеха.

Дети должны расти в атмосфере артистического совершенства, в культуре, ценности которой основаны на творчестве и таланте. При поддержке со стороны воспитателей все дети могут развить свои особые таланты.

      В группе процесс обучения педагог старается ориентировать на ребенка, поэтому детям предоставляется возможность по собственному выбору участвовать в различных занятиях по искусству, под руководством руководителя, при контроле уровня сложности заданий.

При работе маленькими группами или с одним ребенком воспитатель предоставляет детям возможность выбора темы занятия и используемых материалов  (в старшем дошкольном возрасте). Постоянно необходимо побуждать детей, предлагая идеи.

При традиционных занятиях педагоги зачастую предлагают детям скопировать рисунок или какую- нибудь модель.

     Например, все дети рисуют деревья с одинаковыми коричневыми стволами, зеленой кроной и розовыми цветами.

У всех домов треугольные крыши, одно окно. Все рисунки похожи один на другой.

В этом случае дети не решают творческих или интеллектуальных задач. Они приучаются ставить идеи и творчество педагога выше своих, собственных.

Более эффективно,  мне кажется, предложить ребенку настоящую натуру или несколько изображений соответствующего предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sootnoshenie_tvorchestva_i_obucheniya.docx852.2 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0924/0007f863-f3af2d48/img14.jpg

« Соотношение творчества и обучения дошкольников в изобразительной деятельности»

                                                                                                              Тараскина М.В.

Воспитатель

дошкольных  групп

МБОУ гимназии « Перспектива»

                                                                  г.о. Самара

      Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет, с упоением рисует.Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает.

Но к подростковому возрасту это увлечение проходит. И проходит чаще всего по вине взрослого, который не понимает, что каждый человек по своей природе творец и разбудить эти, дремлющие до поры до времени,

творческие наклонности – задача педагога.

      Очень многое зависит от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многогранный мир красоты. Внимательный, терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые интересные занятия, непременное условие успеха.

Дети должны расти в атмосфере артистического совершенства, в культуре, ценности которой основаны на творчестве и таланте. При поддержке со стороны воспитателей все дети могут развить свои особые таланты.

      В группе процесс обучения педагог старается ориентировать на ребенка, поэтому детям предоставляется возможность по собственному выбору участвовать в различных занятиях по искусству, под руководством руководителя, при контроле уровня сложности заданий.

При работе маленькими группами или с одним ребенком воспитатель предоставляет детям возможность выбора темы занятия и используемых материалов  (в старшем дошкольном возрасте). Постоянно необходимо побуждать детей, предлагая идеи.

При традиционных занятиях педагоги зачастую предлагают детям скопировать рисунок или какую- нибудь модель.

     Например, все дети рисуют деревья с одинаковыми коричневыми стволами, зеленой кроной и розовыми цветами.

У всех домов треугольные крыши, одно окно. Все рисунки похожи один на другой.

В этом случае дети не решают творческих или интеллектуальных задач. Они приучаются ставить идеи и творчество педагога выше своих, собственных.

Более эффективно,  мне кажется, предложить ребенку настоящую натуру или несколько изображений соответствующего предмета.

Воспитатель может помочь в чем-то ребенку, посоветовать, но помощь не должна быть чрезмерной. Можно разговаривать с ребенком, направлять, показывать технические приемы (на отдельном листочке). Дети должны чувствовать себя хозяевами самого процесса творчества и его результатов.

      Искусство – это не только инструмент развития определенных навыков, но и мощное средство самовыражения.

Наша тема это соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности. Нельзя  установить точного соотношения, но можно с точностью сказать, что творчества без навыков не бывает, и навыки . без творчества, тоже не появятся.

Дети с удовольствием изучают свойства различных изобразительных средств, экспериментируя с ними. Они наслаждаются тактильными ощущениями, когда работают с глиной, пластилином, соленым тестом, рисуют пальцами.

     Во время работы дети должны совершать удивительные путешествия в окружающий их мир, каждый раз решать новые задачи.

     Например, выбор формата листа бумаги или расположение на листе рисунка.

Например:

Собака – расположите ее на листе бумаги так, чтобы ее изображение было красивым. (Собака суетливо «бегает» по листу бумаги, пока дети не усадят ее в центре.)

Цапля – непоседа, (формат листа, то голову не видно, то ноги спрятались)

Хорошо способствует развитию творческого воображения в ИЗО  -ТРИЗ

Главный инструмент изобразительной деятельности – Системный оператор.

Система – это приведение этого объекта в некоторую целостность и логическую связку с окружающим.

Например. Продолжим работу над изображением дерева.

Назначение и место

Древнее дерево

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1354525/19927532-30ef-45e5-9aa1-f98fd333db78/s1200?webp=false

 Будущее          

Части

Необходимо провести огромную предварительную работу:

  • Зачем мир создал дерево? И т.д.
  • Что было раньше?

 (В. А. Обручев

« Плутония» - описание древнего леса.)

               https://media2.24aul.ru/imgs/5d2ee1a851fbae0001774db4/

  • Д\и : «Чей ствол?»,  « Чья веточка?»,  « Чей листик?»;
  • Необходимо иметь множество репродукций, тогда и творчество появится.

На пустом месте оно возникнуть не может.

  • Прогнозируем будущее

Что будет, если не будет деревьев?

(«Если ты не посадил дерево,  не вырастил сына,  и не построил дом,  то ты

не жил».

« Если ты сломал цветок, то ты убил звезду» )

Вставляем фантастическое дерево, используя приемы фантазирования (6 волшебников):

  • Размер (Волшебник увеличения и уменьшения);
  • Дробления –объединения (например: Чудо дерево К И. Чуковского)
  • Оживления (Дед Лесовик);
  • Универсал ( Дерево ,которое может все)
  • Волшебник Наоборот. (Растет корнями вверх);
  • Волшебник Время. (перемещение во времени: Березка среди динозавров) и т.д.

Изобразительный этап  делится на две части:

  • Репродуктивный (целенаправленное обучение: лепка, аппликация, приемы рисования.)
  • Насыщение образами.

Каждый объект должен пройти все пять органов чувств.(запах, вкус, тактильные…)

  • Технические задачи:

Владение изобразительными материалами :карандаш, краски, уголь, пастель и т.д.

Эти задачи тоже можно решать до занятия в утренние и вечерние часы.

  • Изобразительные задачи:

Форма, цвет, величина, композиция. Декор.

  • Творческий этап.

Это создание таких Образовательных ситуаций, когда ребенок вынужден использовать или  выбирать по собственному усмотрению известные ему средства изобразительной деятельности, либо создавать новые.

Творческая задача, она напрямую не касается деятельности. Она характеризуется:

  • Достаточной свободой выбора средств;
  • Необходимостью открывать свой сундучок знаний;
  • Мотивация

По А. М. Нестеренко « Иерархия мотивов».

Подготовительная группа – спасение, помощь;

Старшая группа – борьба добра со злом;

Средняя группа – сказка, волшебство.

  • Ребенок должен испытывать гамму чувств (радость, удивление,досада,поражение).

Задачи творческого этапа.

  1. Учить детей видеть и оценивать мир по- своему;
  2. Учить детей фантазировать;
  3. Проявление инициативы и самостоятельности
  4. Учить ставить цель, планировать свою работу;
  5. Учить детей доводить начатое дело до конца.
  6. Видеть результат на уровне хорошо- плохо..

Если детям предлагается творческое задание, то эта работа в ст.и подготовительной группах может длиться до 1,5 часов.

Дети могут свободно перемещаться. Такие занятия проводятся один раз в квартал.

Свободное использование средств искусства – эффективный способ выражения эмоций и детям следует, почаще, предоставлять такую возможность.

«Как весело рисовать прекрасные каракули, когда нет

никого кто бы сказал: « Что это?», никого кто бы поучал: « Делай точно как я!».

Ты можешь малевать

  • лежа на полу,
  •  сидя за столом,
  • выводить каракули на доске, или на старой газете, или использовать оберточную бумагу.

Из всех каракуль и мазни(взрослым иногда кажется, что они никогда не кончится) в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я.

Чистая радость удовлетворение от того, что « ЭТО СДЕЛАЛ Я!» -все это моё!

Большинство детей рисует красками и .конечно, это правильно, но разве не интересно узнать, что получится, если рисовать грязной водой, кофейной гущей.

И совсем не обязательно рисовать кисточкой.

Посмотрите, что выходит, если для рисования использовать кончики пальцув, тряпку,  а птичьим пером ты сможешь рисовать….

(Из книги « Хочу сделать сам» А. Роговина)

«Пожалуйста. Не помогайте мне..

Дайте мне рисовать , как я хочу..

Пусть вам не нравится-

Для меня –это в самый раз

Когда вы навязываете свою помощь,

Я начинаю думать:

« Я ничего не умею делать как надо»

Вскоре я начинаю в это верить..

И мне становится так не по себе,

 что хочется все бросить

И тогда мне уже не обрести моего Я».

https://ne-kurim.ru/forum/attachments/001-png.139203/