Техника рисования акварельными цветными карандашами в детском изобразительном творчестве. Статья. Авторы: педагог дополнительного образования Третьякова Дана Владимировна, педагог дополнительного образования Украинский Геннадий Александрович

Третьякова Дана Владимировна

Данные материалы посвящены углубленному изучению техники рисования цветными акварельными карандашами на основе опыта педагогов дополнительного образования  ГБУ ДО Центра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга – Третьяковой Даны Владимировны и Украинского Геннадия Александровича.

 Статья включает в себя историю техники, описание материалов, их свойств,  рассказ о технических приемах работы акварельными карандашами, фотографии готовых работ. В статье приведены фотографии работ, выполненных под руководством педагога Украинского Геннадия Александровича.

Эти материалы рекомендуются педагогам дополнительного образования, учителям рисования, педагогам внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника рисования

акварельными цветными карандашами

в детском изобразительном творчестве

Третьякова Дана Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБУ  ДО Центр творчества и образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Украинский Геннадий Александрович,

педагог дополнительного образования

ГБУ  ДО Центр творчества и образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация к статье

Данные материалы статьи посвящены углубленному изучению техники рисования цветными акварельными карандашами на основе опыта педагогов ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Статья включает в себя историю техники, описание материалов, их свойств,  рассказ о технических приемах работы акварельными карандашами, фотографии готовых работ. В методических рекомендациях приведены фотографии работ, выполненных под руководством педагога Украинского Г.А.

Эти материалы рекомендуются педагогам дополнительного образования, учителям рисования, педагогам внеурочной деятельности.

Содержание

  1. Вступление.

  • История цветных карандашей
  • Технические характеристики
  1. Основная часть
  • Актуальность техники.
  • Техника работы цветными акварельными карандашами.
  • Требования  Способы штриховки.
  1. Заключение

C:\Users\Dana\Pictures\ччяя.jpg

Вступление

Цветной карандаш – это инструмент для рисования, который представляет собой узкое пигментированное ядро, заключенное в цилиндрическую деревянную оболочку. В отличие от графита или угольного карандаша, ядро цветного карандаша имеет масляную или восковую основу и содержит другую пропорцию пигментов, добавок и связующих элементов. Водорастворимые (акварельные) карандаши и пастельные карандаши также производятся как цветные стержни для механических карандашей.

Цветные карандаши могут отличаются качеством и удобством использования. Концентрация пигмента в ядре, светостойкость пигментов, долговечность и мягкость стержня – это одни из ключевых показателей качества бренда и его рыночной цены. Не существует особой разницы в качестве между карандашами на масляной/восковой основе и водорастворимыми цветными карандашами. Несмотря на это некоторые производители оценивают водорастворимые карандаши как менее светостойкие чем созданные на масляной/восковой основе. Однако они очень популярны среди художников. Рост популярности цветных карандашей как инструмента рисования послужил основой создания “Colored Pencil Society of America” Эта ассоциация была основана в 1990 году как некоммерческая организация, посвященная художникам старше 18 лет использующим цветные карандаши. CPSA не только продвигает цветные карандаши как инструмент искусства, но и стремится установить стандарты для производителей цветных карандашей. Другие страны, как Великобритания, США, Канада, Австралия и Мексика сформировали свои организации и сообщества для художников, использующих цветные карандаши. Обычно цветные карандаши хранятся в пеналах, чтобы предотвратить механические повреждения.

История цветных карандашей не до конца изучена. Использование карандашей на восковой основе задокументировано и берет начало в Греческом Золотом Веке и далее упоминается римским ученым Плинием старшим.

 Материалы для рисования на восковой основе использовались художниками на протяжении столетий, благодаря их устойчивости к выгоранию, а также живости и яркости цветов. Несмотря на то, что цветные карандаши использовались для «проверки и маркировки» на протяжении многих десятилетий, только лишь в начале 20-го века их начали производить в подходящем качестве для художников.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ или HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) — это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы.

C:\Users\Dana\Pictures\папаа.jpg

Производители цветных карандашей

Производители, которые первыми начали производство цветных карандашей для художников, включают Faber-Castell в 1908 году и Caran d’Ache в 1924 году и далее Berol Prismacolor в 1938. Другими известными производителями являются: Blick Studio, Bruynzeel-Sakura, Cretacolor, Derwent, Holbein, Koh-i-Noor Hardtmuth, Lyra, Mitsubishi (uni-ball), Schwan-Stabilo и Staedtler. В связи с появлением книг-раскрасок и ежедневников-раскрасок для взрослых в 2016 году, продажи цветных карандашей в США выросли втрое.

Основная часть

Актуальность акварельных карандашей в детском творчестве

Рисование цветными карандашами входит во все программы детского развития. Цветные карандаши – современный художественный материал, который  юные художники могут использовать как  в графических, так и в живописных работах благодаря своей универсальности. Последние годы цветные карандаши активно используются в арт-терапии и реабилитации. Ими ребенку легко провести линию, осуществить штриховку, раскрасить рисунок.

Акварельные карандаши – это мягкие цветные карандаши, которые легко точатся и не ломаются благодаря пластичности стержня. Карандаши могут быть использованы для четких, жирных линий. Грифель акварельного карандаша мягче, чем у обычного цветного, а цвет насыщеннее и ярче, но при этом грифель крепкий и не крошится при рисовании. Акварельные карандаши Albrecht Durer Faber-Castell имеют внутри специальную защитную проклейку, благодаря которой грифель не ломается, даже если карандаш уронить на пол. Это очень актуально, так как дети постоянно роняют карандаши на пол, и очень нервничают, когда их приходится часто точить.

Акварельные карандаши — это цветные карандаши, в составе грифеля которых находится водорастворимый пигмент. Поэтому при попадании воды на карандашные штрихи получаются акварельные эффекты, а ваш рисунок оживает и играет новыми красками. Во всём остальном акварельные карандаши такие же, как и другие: их можно стирать ластиком или клячкой, затачивать точилкой, ножом или наждаком. Акварельные карандаши можно отличить от остальных по отметке в виде кисточки, капли или надписи «watercolor» или «Aquarell». Качественные и хорошие акварельные карандаши имеют насыщенный цвет даже при размытии, а растворимость в воде 100% и без крупиц.

Основные преимущества акварельных карандашей:

  • Более предсказуемый результат
  • Можно обойтись без использования чернографитного карандаша, который может просвечивать после размытия и наметить рисунок и композицию прямо акварельными карандашами.
  • Идеальны для начинающих постигать акварельную живопись.
  • Детальная проработка мелких участков.
  • Компактность и удобство работы в путешествии.
  • Лёгкое смешение цветов без палитры прямо на рисунке.
  • Рисунок можно скорректировать ещё до размытия использую клячку.
  • Многофункциональность.

Как рисовать акварельными карандашами?

На первый взгляд простой инструмент даёт художнику большие возможности и способы рисования:

  • по сухой бумаге при помощи штриховки
  • по сухой бумаге,  а затем готовый рисунок размывается влажной кистью или распылителем;
  • по сухой бумаге по мере рисования постепенное размытие кистью;
  • по влажной бумаге;
  • набирая цвет влажной кистью прямо с грифеля карандаша;
  • растворяя в воде мелкие частички грифеля (можно поскрести лезвием) и рисовать, как обычными акварельными красками.

Какая бумага подходит?

Карандаши цветные акварельные рисуют на любой бумаге. Можно использовать гладкую или фактурную, белую или цветную, пастельную, акварельную или обычную бумагу для графики различной плотности. Если ваша задумка предполагает акварельные эффекты и размытие водой, нужно выбирать акварельную бумагу с плотностью не менее 200 г/м2, которая раскроет цвета и впитает влагу. Если воду применять вы не собираетесь, а рисунок так и останется сухим, то подойдёт бумага плотностью от 120 г/м2.

C:\Users\Dana\Documents\положения\Положения по конкурсам 19-20\-28iLVeAHTM.jpg

Техника работы цветными акварельными карандашами с помощью штриховки

В коллективах изобразительного творчества в дополнительном образовании большое внимание в работе с детьми уделяется графическим техникам. Педагоги отдают предпочтение технике работы  пастели, масляной пастелью, акварельными карандашами.

Превалирующее большинство работ, выполненных акварельными карандашами, создается  в технике «по-сухому» при помощи штриховки и растушевки. Размывка акварельных карандашей используется редко. Поэтому  в данных методических рекомендациях хотелось бы раскрыть секреты и графические  приемы работы цветными акварельными карандашами на основе штриховки.

Особенности подготовки к работе

  • Любой рисунок, как и с красками, начинается с наброска простым карандашом.
  • Если вы ошиблись, исправить рисунок будет довольно сложно, так как ластик особо «не берет» карандаши.
  • Желательно освоить штриховку, растяжку и прочие виды передачи текстуры..
  • Необходимо подобрать подходящую бумагу.

 Что касается бумаги, она разная, она бывает белая  и тонированная. Но давайте выясним, какая наиболее подходит для рисования цветными карандашами. Сразу скажу, что бумага для скетчей не очень подходит. Она тонкая. Это только для тех, кто собирается рисовать в два и более слоя. Сделать легкий набросок — без проблем. Не подходит и бумага для акварели с очень выраженной текстурой. При нанесении штрихов у вас будут оставаться белые пятна. Но если ваша задумка заключается именно в этом, тогда не вопрос. В искусстве не бывает абсолютных правил. Наиболее подходит белая бумага плотностью не менее 200 гр.  и бумага для пастели разной тонировки.

Способы штриховки акварельными цветными карандашами

1. Параллельная или контурная  штриховка

Это техника классического рисунка и она будет использоваться чаще других.

Точим карандаш, чтобы он был очень острым. И по диагонали кладём штрихи, равномерно нажимая на карандаш, с одинаковым расстоянием между линиями. Вначале то и дело местами будут проступать четкие линии от того, что вы неравномерно нажимаете на карандаш. Рука не будет слушаться и нажим будет разный. Но это только первые десять минут.

Эта техника требует определенной тренировки. Ничего не бойтесь, если сразу не получилось. Пробуйте снова и снова. В идеале хорошо бы полностью закрыть лист А4.

Потом нарисуйте круг и штрихуйте вокруг него, кладя штрихи по форме.

Вообще штриховать нужно именно по форме, чтобы подчеркнуть объём объекта. Для примера я схематично показала, как будут располагаться линии штрихов при рисовании листа ежевики. Так как у него между прожилками есть дополнительный объем, лист как бы выгибается между ними.

2. Перекрестная штриховка. 

Для получения перекрёстной штриховки поверх первого слоя кладём ещё один под углом от первого примерно 30-45°. Ещё одно ее название конопатка. В основном используется для фонового покрытия.

Можно класть не только два слоя штрихов, но и больше. Главное, они должны быть под разным градусом. Если вы изначально положили второй слой под большим градусом, то положите еще один слой штриха под средним градусом между этими двумя.

C:\Users\Dana\Documents\положения\Положения по конкурсам 19-20\nfN2AWIqEEE.jpg

3. Тушевка

Это рисование боковой стороной грифеля. Карандаш при этом должен быть заточен ножом, что бы грифель был длинным. При рисовании цветными карандашами можно делать тушёвку просто незаточенным грифелем при легком равномерном нажиме, так как художественные карандаши сами по себе мягкие. На просторах интернета мне повстречалась художница из Австрии, которая делает тушёвку маленькими круговыми движениями. И получается очень красиво. Главное, чтобы не было видно линий штрихов.

Обратите внимание, что нужно держать  карандаш на достаточном удалении от грифеля. Так им легче маневрировать, плюс это обеспечивает равномерный нажим.

Тушевка позволяет мягко положить цвет. Она создаёт «ватный» эффект, особенно если бумага имеет фактуру.

С помощью тушевки также удобно делать лессировку. Акварельные  карандаши прекрасно смешиваются на бумаге за счет своей мягкости.

Тушевку можно класть поверх прямолинейного или перекрестного штриха для большей насыщенности и плотности цвета, а также для сглаживания неровностей.

4. Растяжка. 

Это плавный переход от светлого к темному

Еле-еле надавливая на карандаш, постепенно увеличиваем нажим.

Сначала могут появляться резкие переходы и линии, но вскоре вы натренируете руку. Попробуйте сделать растяжку всех цветов набора карандашей, чтобы понять на что они способны.

Выжимаем из карандаша все!

Для чего используется растяжка? Конечно, на ум приходит небо. На самом деле она используется почти везде с дополнением других техник.

С помощью растяжки раскрашиваем: лепестки цветов, фон, придание объема гладким предметам (фарфор, гипс, драпировка и так далее).

5.Изменение оттенка. 

По сути, это смешивание цветов на бумаге. Здесь вспоминаем основные правила смешивания и цветовой круг:

- желтый+синий=зелёный;

- красный+синий=фиолетовый;

- красный+желтый=оранжевый.

Зная и хорошо владея этими правилами, вы научитесь чувствовать цвет, поймёте, какой оттенок добавить, чтобы получился желаемый. Иногда малое добавление определенного оттенка вносит в работу богатство красок и делает ее интересной. Изменять оттенок можно, используя не только два цвета, но и больше.

6. Вливание цвета.

По сути, это та же растяжка, только цветная. Эта техника применяется постоянно, чтобы вы ни решили нарисовать.

Например, нам нужно сделать переход от жёлтого к красному. Представим, что рисуем осенний листок.

Сначала рисуем жёлтым, потом переходим в оранжевую гамму, далее красный. При этом заходим цветом на соседний цвет. Здесь нужно «маневрировать» нажимом. При ведении оранжевого карандаша по жёлтому нажим должен быть несильный, далее увеличиваем.

Стараемся сделать переход плавным. Для этого используем уже известную нам тушевку. Кладите штрихи слоями по форме предмета.

https://sun9-36.userapi.com/c853628/v853628800/46b9d/bKwwZvs1iXQ.jpg

Заключение

Вот и завершился наш небольшой обучающий экскурс в технику рисования цветными карандашами. Теория получена, теперь можно переходить и к практике.

Радость рисования карандашами заключается прежде все всего в их легкости и манёвренности. «Управлять» ими намного легче, чем красками, особенно если мы говорим о скетчинге, набросках.

Многие думают, что акварельные цветные карандаши — это инструмент для детского творчества. Но это замечательные профессиональные художественные материалы, которые в руках юного художника могут создавать настоящие графические  шедевры.

https://sun9-26.userapi.com/c853628/v853628800/46c2d/StrIw4-wSAs.jpg

                                        

Список источников

  1. Карандаш. – статья  https://ru.wikipedia.org/wiki/Карандаш
  2. Цветной карандаш. – статья   https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветной_карандаш
  3. Приемы работы цветными карандашами. -  https://www.livemaster.ru/topic/3093665-tehniki-raboty-hudozhestvennymi-tsvetnymi-karandashami-vidy-shtrihovok
  4. Акварельные карандаши. - https://artkvartal.ru/tutorials/akvarelnye-karandashi/
  5. Цветные карандаши. - https://www.livemaster.ru/topic/2973083-tsvetnye-karandashi-kak-instrument-vysokogo-iskusstva-osobennosti-raboty-s-hudozhestvennymi-karandashami