Методическая разработка "Развитие творческого мышления одаренных детей в процессе создания графической композиции на мятой бумаге на занятиях по изобразительному творчеству" Автор - Украинский Геннадий Александрович, педагог дополнительного образования

Третьякова Дана Владимировна

 

Методическая разработка  рекомендуется педагогам дополнительного образования, учителям рисования, педагогам внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrainskiy_metodicheskaya_razrabotka.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Развитие творческого мышления  одаренных детей в процессе создания графической композиции на мятой бумаге  на занятиях по изобразительному творчеству

Методическая разработка

Автор - Украинский Геннадий Александрович

 педагог дополнительного образования

 ГБУ ДО ЦТиО  Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург

 2020 год

Введение

 Творчество - это создание нового, прекрасного. Оно наполняет жизнь радостью, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество не всплеск эмоций. Оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности. Креативностью. Потому в воспитании и образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способность», «одаренность». На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов, при этом на первый лан выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средство их достижения. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это и есть то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости. Тенденция к выражению и проявлению всех способностей ребенка. Процесс создания творческой композиции развивает память, приучает думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Умение создавать творческую композицию необходимо специально развивать и это особенно важно для развития юных художников в возрасте от 8 до 16 лет.

Для того, чтобы привить интерес к созданию творческой композиции, необходима особая организация процесса поэтапного создания художественного произведения. Цель. Развитие творческого мышления детей посредством занятий по изобразительному творчеству. Теоретическая и практическая значимость исследования - создание системы зависимостей, подтверждающих возможность личностной ориентации ребенка на проявление креативности

Основная часть

В изобразительном творчестве существует много разнообразных приемов и техник работы на бумаге. Несмотря на это каждый художник продолжает искать все новые и новые приемы освоения плоскости листа с целью создания выразительных художественных образов.

Один из самых необычных способов подготовки бумаги к работе – это сминание  бумаги. Мятая бумага используется как основа для создания живописной или графической композиции.  Живописные образы, запечатленные на мятой поверхности, создают необычный эффект  по настроению загадочности и таинственности. Эффект «кракле» мятой и треснувшей поверхности, применяемый в батике, становится уникальным средством художественной выразительности. В работе можно использовать мятую бумагу в сухом виде и смоченную в воде. Если в первом случае создаваемые образы носят характер «декоративный» и несколько «жесткий», то в случае использования влажной поверхности образы обретают характер «мягкий», «сказочный», «романтический», «загадочный».

Рисование по сухой мятой поверхности бумаги

Описание технологии

Первый этап. Листы белой или цветной бумаги формата А2 необходимо старательно промять. Когда лист превратится в белый комок, его нужно развернуть и рассмотреть получившиеся замины и складки.

 Второй этап. После первой попытки сминания бумаги замины получаются крупными и выразительными. Поэтому рекомедуется еще раз смять этот лист, но более тщательно, получившийся комочек, который по объему стал меньше, следует сильно нажать несколько раз, поворачивая его в ладонях так, словно лепим снежок.

Третий этап. Аккуратно распрямляем комок, возвращаем его к размеру первоначального листа. При расправлении необходимо ладонью постоянно разглаживать лист бумаги.

Четвертый этап. Рассматриваем получившуюся поверхность, на которой отчетливо виден свободный рельеф. При этом выпуклые части поверхности имеют разную высоту. На этом характере поверхности и будет строиться выразительность будущего образа: наиболее высокие места будут темнее тех, которые ниже. Это объясняется тем, что высоких поверхностей различные краски будут касаться несколько раз при заполнении изображения цветом. Нужно постараться увидеть в заминах разные образы (лист можно поворачивать). Наиболее понравившийся можно обвести акварелью любого цвета, но очень бледного тона.

Пятый этап. Теперь определяем цветовую гамму, в которой будем завершать образ. После выполнения основных пяти этапов, работа может быть продолжена.

Например:

1. Цветными карандашами или фломастером обрисовываются контуры белых ложбинок.

2. Часть контурных линий размывается водой - контур заполняет часть изображения, пластично сливаясь с соседними цветами. Получается более живописное изображение.

Рисование по мокрой мятой поверхности бумаги

Описание технологии

Первый этап. Бумага белого цвета сжимается в плотный комок.

Второй этап. Комок погружается в воду на несколько секунд и полностью смачивается. При необходимости смачивание продолжается в воде. Вода может быть слегка подкрашена краской каким-либо цветом. Это позволит сделать замятины более видимыми.

Третий этап. Быстро, но аккуратно, мокрый комок извлекается из воды и распрямляется на столе.

Четвертый этап. Изображение выполняется быстро, пока бумага влажная, причем сначала используются светлые краски, затем более темные (не забывайте промывать ворс кисти). Возможны и другие варианты работы. 3. На влажную поверхность капаем густым цветом, например ультрамарином и краплаком: в сочетаниях и переливах цвета стараемся увидеть образы, например, листьев или цветов. 4. При заполнении поверхности акварелью можно оставлять чистые, белые поверхности.

Заключение

Данную методику рисования на мятой поверхности можно использовать в развитии творческих способностей детей на занятиях по изобразительному творчеству Проводя сравнительный анализ проделанной работы, были обнаружены определенные изменения у детей в развитии творческого воображения. На мой взгляд, предложенная система позволила детям свободно овладеть художественными приемами.

 Игровая основа, на которой были построены задания, влекла детей. Позволила переживать положительные эмоции. Будило интерес к мыслительной деятельности. Наглядно-действенная основа позволяет включиться в поиск и ставит ребенка в ситуацию «открытий» для себя художественной композиции, проявить творческий подход. Данная методика позволяет ребенку развивать воображение, фантазию, получать новые более яркие образы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Люблинская А.А. «Детская психология» М. Просвещение. 1971г.

2. Матюшкин А.М. «Мышление, обучение, творчество» М. МПСИ 2003.

 3. Меерович М.И. «Технология творческого мышления» Практическое пособие. М. ACT. 4. Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей» М. Академия 2002.

5. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление» «Психологические методики» М. Книголюб. 2004.