Конспект занятия по изобразительной деятельности "рнаментальная композиция "Натюрморт"

Кокорина (Лыткина) Ольга Сергеевна

Конспект занятия для младших школьников 8-10 лет.

Цель занятия - создание единой орнаментальной композиции "Натюрморт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Орнаментальная композиция «Натюрморт»

                                                                                                         

                                                                                       Кокорина Ольга Сергеевна

                                                                                       Педагог дополнительного

образования

                                                                                       

Соликамск, 2020

Время:   45 минут.

Возраст: 8-10 лет.

Тип занятия: комбинированный.

Тема:  «Орнаментальная композиция «Натюрморт»

Цель:  Создание единой орнаментальной композиции «Натюрморт».

Задачи:

  1. Учебный аспект
  • Познакомить детей с творчеством художника Н.А. Талавиры.
  • Изучить понятие «орнаментальная композиция».
  • Исследовать компоненты натюрморта и орнамента.
  • Создать образовательную среду на занятии, обеспечивающую снятию стрессообразующих  факторов учебно-воспитательного процесса.
  1. Развивающий аспект
  • Развивать творческое мышление на примере орнамента, а также композиционные навыки.
  • Развивать коммуникативные навыки посредством выполнения единой творческой работы.
  • Развивать воображение, мелкую моторику рук.
  1. Воспитательный аспект.
  • Воспитывать аккуратность.
  • Воспитывать положительное эмоциональное восприятие ребенка.
  •   Воспитывать трудолюбие, усидчивость.
  •   Прививать любовь к искусству.

Применяемые методики, технологии:

  • деятельностное  обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационные технологии;
  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • активные методы обучения.

Ход занятия

Речевая и неречевая деятельность педагога

Речевая и неречевая деятельность обучающихся

Примечания (слайд, применяемая методика, технология)

  1. Организационный момент.

П: Добрый день, ребята! Сегодня прекрасный день для новых знаний и открытий! Правда?

Ребята, чтобы наше занятие было продуктивным, давайте договоримся

На занятии быть нужно старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

Задания выполняй, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

Дети здороваются с педагогом.

Дети дополняют фразы педагога.

….. внимательным

….. не перебивая

….. понятно

…..руку поднимать

Игровые технологии

II. Сообщение темы и цели занятия.

П: Ребята, обратите внимание на выставку творческих работ, оформленную на доске.

Скажите, что объединяет работы, представленные на выставке?

П: Есть ли среди работ лишняя? Почему? Чем она отличается от других?

П: Вы уже догадались о том какая тема сегодняшнего занятия?

П: Мы соединим два эти понятия в одно

«Орнаментальная композиция «Натюрморт»

Чему бы вы хотели научиться на занятии? Чего бы вы хотели бы узнать?

П: Все верно! Сегодня вы научитесь создавать орнаментальные композиции, поработаете в командах, потренируетесь оценивать свои творческие работы, а также познакомитесь с творчеством замечательного художника Н.А. Талавиры.

Педагог демонстрирует художественные работы в жанре «Натюрморт». Среди них есть один орнамент.

Д: Все творческие работы – это натюрморты.

Дети определяют «лишнюю работу», аргументируют свой выбор.

Д: Натюрморт и орнамент

Дети самостоятельно определяют цель и задачи занятия.

Проблемное обучение

СЛАЙД 1

III. Актуализация знаний учащихся

П: Натюрморты мы уже с вами рисовали, напомните мне, что это?

П: Вспомните, что для вас было самым сложным при рисовании натюрморта?

П: второе понятие «орнамент». Как вы его понимаете?

П: Что люди украшают орнаментом?

 П: Попробуйте в паре изобразить орнамент. Можете использовать подручные материалы, составить орнамент с помощью пальцев рук. Мы выберем самый оригинальный орнамент.

П: Молодцы! Посмотрите, где люди в повседневной жизни используют орнамент. Это очень интересно и удивительно.

Мы создадим его в орнаментальной технике.

Д: Натюрмортом называется жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы, обычно относящиеся к повседневному быту.

Д: ответы детей.

Дети самостоятельно или с помощью педагога определяют понятие «Орнамент». Это   узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов: геометрических, растительных или животных.

Д: Одежду, посуду, оружие, текстиль, архитектуру и т д.

Дети в парах составляют орнаменты в течении 1-2 минут. По очереди демонстрируют получившиеся орнаменты. Выбирают самый оригинальный.

Дети рассматривают слайд.

Проблемное обучение, игровые технологии.

СЛАЙД 2

IV. Изучение нового материала.

П: Как я уже сказала мы соединим два известных нам понятия натюрморта и орнамента в новое понятие -  Орнаментальная композиция «Натюрморт». Известным художником и автором программы Орнаментальная композиция «Натюрморт» является Наталья Анатольевна Талавира. Она художник декоративно-прикладного искусства, график, педагог. В крупнейших российских городах у неё прошло более двадцати персональных выставок, также Наталья Анатольевна выставлялась в Англии, Испании, Германии.

Она работает в жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж, особо любит анималистические портреты. Любимые материалы: пастель, гелевая ручка, карандаш, фломастер. Создано много текстильных панно в стиле пейчворк. Н.А. Талавира активно работает над декоративными панно, объёмно-пространственными композициями для оформления жилых и общественных интерьеров. На ее счету 3 огромных занавеса для Большого театра.Она автор текстильной формопластики – новой технологии в дпи. В настоящее время Наталья Талавира живёт, творит и преподаёт в Перми.

П:  Орнамент можно создавать как из одинаковых элементов, так и из разных, а также вставлять один элемент в другой.

П: Сейчас каждый из вас попробует себя в технике орнамента. Я раздам вам разные пока ничего не значащие фигуры, которые вы будете украшать геометрическим орнаментом. У каждого из вас будет свой узор на фигуре. Что мы с ними потом сделаем – секрет.

Заполните  полностью белую фигуру фломастером,  изобразив на ней узор.

Дети слушают педагога от творчестве художника, рассматривают, анализируют творческие работы.

Дети выполняют творческую  работу, предложенную педагогом

СЛАЙДЫ 3, 4, 5

СЛАЙДЫ 6,7

СЛАЙД 8

V. Физкультминутка

П: Давайте минутку отдохнем. Потянитесь в разные стороны, поморгайте глазками. Сыграем в игру «Теплый-холодный». Я буду называть цвет, если он теплый поднимаем руки высоко вверх, а если холодный приседаем. Я вас буду путать.

Дети отдыхают.

Здоровьесберегающие технологии.

VI. Практическая работа.

П: Вот мы и нарисовали узоры.

Посмотрите у каждого кусочка, оформленного вами есть порядковый номер. Я предлагаю поработать вам вместе для создания единого натюрморта. Запомните от каждого из вас зависит общий результат! Для удобства работы

Давайте выберем руководителя  общей работы . Он помогает собирать в единое целое весь натюрморт.

П:  Из кусочков 1, 2, 3, 4 – складывает вазу. Из кусочков 5, 6, 7 – выкладываем в вазе цветы, в кусочках 8, 9, 10 – узнаем предметы и выкладываем в картинную плоскость. Из разнородных кусочков орнаментированных плоскостей у нас должна получиться композиция «Натюрморт», по художественным законам.

Дети совместно оформляют натюрморт из орнамента. Педагог комментирует действия детей, хвалит, обращает внимание на полезность и значимость командной работы.

Также педагог курирует работу руководителя. Ребенок должен осознать важность доверенной ему роли.

Экран проектора выключен.

Деятельностное обучение

VII. Анализ работ

П: Замечательный натюрморт у вас получился!

(Имя руководителя), скажи, все ли приняли участие в совместной работе? Был ли кто-то, кто мешал совместной работе?

Обратите внимание на слайд, давайте проанализируем нашу сегодняшнюю работу.

Почему именно так вы расположили предметы?

Что будет являться композиционным центром работы?

Есть ли какие-нибудь недочеты у натюрморта?

Чему вы научились на этом занятии?

Дети комментируют вопросы педагога.

Дети анализируют собственную работу, отмечают положительные и отрицательные моменты.

СЛАЙД 9

VIII. Рефлексия

П: Все любят получать подарки! Правда? Для меня сегодняшнее занятие было подарком, и ВЫ мне его подарили. Надеюсь и я подарила вам новые знания и умения.

Педагог прописывает слово:

П -применю

О -обдумаю

Д -доволен

А –а больше всего

Р -рекомендую

О –очень понравилось

К –каждый работал

Этот метод позволяет проанализировать достижение поставленных целей, обсудить исчезли ли опасения, сбылись ли ожидания, определить трудности, наметить пути их решения на следующее занятие.

Дети отвечают на «букву», которая прописывается педагогом.

Активные методы обучения

СЛАЙД 10