Конспект занятия раздел "Нетрадиционная техника рисования" "Граттаж"

Валеева Лейсан Рафинатовна

В данном материале содержится техника исполнения рисования в нетрадиционной форме - граттаж (процарапывание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Объединение «Дизайн и проектирование»

Открытое занятие

Тема: нетрадиционная техника рисования – граттаж

Дата: «09» ноября 2019г.                                                                                      Контингент: учащиеся второго года обучения

Педагог дополнительного образования: ВалееваЛейсанРафинатовна

Цель: раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.

Задачи:

Обучающие: - Закрепить умения детей владеть   нетрадиционной техникой рисования Граттаж.

                       - Учить использовать свои знания и умения в новых ситуациях.

Развивающие: развивать у детей творческого мышления, усидчивости, внимания.

Воспитательные: воспитывать трудолюбия, любви к окружающему миру.

Оборудование: картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага, восковые   мелки или   свеча, черная гуашь,  жидкое мыло, широкая кисть,  деревянная заостренная палочка,  газета или бумага.

Этапы

Ход занятия

УУД

  1. Организационный момент
  1. Сбор детей
  2. Приветствие
  3. Формулирование темы
  4. Подготовка рабочего места

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы

Ребята, на первом занятии мы с вами познакомились с техникой граттаж. Выполнили поэтапно предварительную работу.

Предварительная работа и сам процесс выполнения работы демонстрируется детьми (а так же показ слайдов):

1. Нам понадобится плотный картон.

2. Картон положили перед собой на заранее приготовленную газету, для того чтобы не испачкать стол.

3. Картон необходимо покрасить разноцветными восковыми мелками.

4.Покрашенный картон необходимо натереть свечкой.

5. После грунтовки, лист покрасить чёрной гуашью. Для того чтобы гуашь покрывала воск и не скатывалась, добавляем жидкое мыло.

Поверхность картона должна быть абсолютно сухой перед началом работы, поскольку влажный картон будет крошиться и разрушаться в процессе снятия краски, и вы не сможете создать ясную, отчетливую линию.

Сегодня я познакомлю вас со следующим этапом техники граттаж. Ребята давайте вспомним

-Что такое техника граттаж?

Ответ детей:

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). 

Рисунки в технике граттаж выполняются деревянной заостренной палочкой на предварительно подготовленной поверхности.

Для этого достаем заранее приготовленные заготовки.

А тема нашего сегодняшнего занятия «Растительный и животный мир». Мы должны создать рисунок в изученной технике.

Как вы думаете, чем лучше всего можно передать всю красоту и необычность растений и животных?

Ответы детей:

- Красками, цветными карандашами.

Педагог:

- Верно. Ваши рисунки должны быть красочными. Мы сегодня будем процарапывать рисунок! Думаю, что этот способ лучше всего сумеет передать всю красоту растительного и животного  мира.

Педагог:

-Для работы я вам приготовила варианты шаблонов.

На 1 столе лежат рисунки - растительный мир.

На 2 столе лежат рисунки – птицы.

На 3 столе лежат – обитатели морских глубин.

Познавательные УУД

  1. Формируем умение извлекать информацию из готовых работ, иллюстраций.
  2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
  3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение слушать и понимать других.
  2. Формируем умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
  3. Формируем умение выражать мысли в устной форме.

    4.Формируем умение работать в группе.

  1. Планирование деятельности

Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности: 
- стол перед началом работы следует застелить газетой;

- рабочий инструмент лежит в пенале;

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.

- Итак, ребята теперь я вам покажу как нужно правильно наносить рисунок:

Начинаем процарапывать, и на черном фоне появляется рисунок. После нанесения основных контуров можно вносить дополнительные штрихи, открывая некоторые участки рисунка полностью, а какие-то частично.

Регулятивные УУД

  1. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  2. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  3. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  1. Применение знаний

Педагог

- Вот вы и освоили простейшую графическую технику. Но не торопитесь с ней расставаться. Почаще возвращайтесь в работе к уже знакомым приемам. С каждым разом усложняются стоящие перед вами задачи — ведь ваше мастерство растет.

Личностные УУД

  1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

  1. Понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу.

Учить готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану.

  1. Рефлексия

Педагог задает вопросы:

  • Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
  • Насколько трудно/легко было выполнять?
  • Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

(Просмотр работ, выявление достоинств и недостатков)

  1. Итог занятия

Педагог задает вопросы:

- С какой новой техникой вы познакомились? 
- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике? 
- Какие выразительные средства применяются в этой технике? 

 Оценивание работ. 

Уборка рабочих мест

- Спасибо за занятие!