Статья «Развитие способности к самовыражению обучающихся колледжа на уроках изобразительного искусства»

Атабекова Генриетта Гарриевна

Реализация творческих замыслов обучающихся во многом зависит от умения преподавателя организовать учебный процесс так, что бы каждый урок был открытием в мире прекрасного. Такая работа предполагает творческий подход и постоянный поиск вариантов изложения материала и применения различных форм. Только через них можно развивать  способности к самовыражению обучающихся колледжа на уроках изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  «Развитие способности к самовыражению обучающихся колледжа на уроках изобразительного искусства»

 Разработал преподаватель изобразительного искусства

Атабекова Генриетта Гарриевна

                                                                                   "Искусство не роскошь.        Это великая радость жизни,

      её вкус, её краски, её аромат…"

А.Н. Бенуа

     Актуальность темы обусловлена требованиями современного общества к выпускнику колледжа. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования выдвинули новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Сегодня среднее профессиональное образование должно  помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

     Я считаю, что уроки изобразительного искусства должны  "увлечь обучающихся колледжа, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”.

     Проблема раскрытия и развития способности к самовыражению  не имеет стадии завершения. Можно лишь говорить о совершенствовании процесса обучения и о поиске нового в общении с обучающимися.

     В любой профессии, в любом труде  способность к самовыражению является основой движения вперёд. Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный творческий потенциал. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать  прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

     Реализация творческих замыслов обучающихся во многом зависит от умения преподавателя организовать учебный процесс так, что бы каждый урок был открытием в мире прекрасного. Такая работа предполагает творческий подход и постоянный поиск вариантов изложения материала и применения различных форм. Только через эти сущностные характеристики можно развивать личность.

     На своих уроках я не требую от всех обучающихся одинаково высокого уровня освоения способов деятельности. Обосновано это многими причинами: неодинаковыми условиями воспитания детей, разным уровнем развития их способностей, различным темпом усвоения знаний и умений и т.п.  Следовательно, одни сразу схватывают сущность каждого способа и легко превращают его в средство художественной деятельности, а другие достигают этого немного позже.

     Можно выделить основные компоненты, развитие которых влияет на развитие творческих способностей  (тактические задачи преподавателя):

1. Развитие эстетических чувств: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому предмету.

2. Развитие композиционно – образного мышления, воображения.

3. Развитие зрительной памяти, способствующей созданию ярких зрительных образов.

    Следовательно, в центре урока изобразительного искусства  должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей, способностей к самовыражению.

     К методике проведения уроков я стараюсь подойти творчески, организуя игровые индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

     Для развития творческих способностей студентов  использую в своей работе творческие недели, экскурсии, проекты-исследования и т.д. Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость детей,  максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. Музыкальное сопровождение, видеофрагменты, презентации, раздаточный материал способствуют активизации творческой деятельности и создают обстановку для сотрудничества.

     Выстраиваю систему занятий таким образом, чтобы обучающиеся смогли оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. Ребятам, на мой взгляд, нужно предоставить необходимое пространство, свободу для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, поведения. Поэтому я использую метод, связанный с самостоятельным поиском и открытием студентами тех или иных истин – это метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем: перед обучающимся ставят проблему, познавательную задачу, и он при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследует пути и способы её решения. 

Например, формулируя  вопрос к содержанию текста или картины, дополнительно задаю несложный вопрос к отвечающему студенту.  Пример: «Каким образом в картине художнику удалось с такой выразительностью передать красоту осенней природы?».

     На уроках изобразительного искусства необходимо как можно чаще давать обучающимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время работы, говорить о собственном настроении. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь детей в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. Все это благоприятно сказывается на изменении приемов при решении новых задач, проблем.

С целью развития творческого мышления побуждаю ребят и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставлю перед ними задачи - не сверить свои результаты с образцом преподавателя, с ответами обучающихся, с учебником, со словарем, а самостоятельно проверить задачу. Метод самостоятельного поиска ответа очень хорошо закрепляет пройденный материал и способствует творческому самовыражению.

В работе с детьми на уроках изобразительного искусства стараюсь приблизиться к решению проблемы «самовыражения» через образ, цвет, графическую гармонию. Поэтому на уроках ИЗО стараюсь обратить внимание ребят на взаимодействие формы и линии. Необходимо развивать восприятие цвета и формы, наблюдая красоту цветовых и линейных отношений в природе и в искусстве, научить его мыслить.

  • Как научить мыслить подобным образом обучающегося колледжа? Несмотря  на риторический вопрос, попробуем, все-таки найти ответ.

При рассматривании произведений художников, раскрываю замысел картины, рассуждаю о композиционном центре, в котором сконцентрирована основная идея, мысль. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, как правило, выделяет главное цветом, светом, объёмом. Чтобы написать картину, художник должен расположить на определённом формате холста или бумаги все предметы таким образом, чтобы выделялось главное.

Это можно проследить на картинах, которые я предлагаю для сравнения. Обращаю внимание детей на то,  как композиция влияет на состояние и  идею произведения. “Завтрак аристократа”, Федотов (динамика, порыв, страх, напряжение); Малявин “Праздник” (буйство красок, радость жизни). Пейзажи Левитана (тишина покой, неторопливость).  После таких рассуждений целесообразны упражнения, развивающие способность видеть и чувствовать различные варианты композиционных решений, соотношения образующих их форм, цвета, размеров, которые, воздействуя определённым образом, вызывают ассоциации с эмоциональным различным состоянием.

     Творческие практические задания помогают обучающемуся  не только испытать радость от встречи с неизвестным и неожиданным, но увиденным и открытым только им. Внимание ребят  стоит обратить на то, какое настроение вызывает у нас окружающий мир, каковы его цветовые сочетания.  Преподаватель не должен навязывать своего мнения, а лишь помочь выразить ребятам свои чувства. Это важно для понимания чувств окружающих людей, в этом случае развивается эмоциональная отзывчивость.

     Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость обучающихся, максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке. Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический и прозаический текст. Литературный материал помогает выстраивать драматургию урока. Тексты помогают мне формировать у детей начальные представления о специфике языка искусства, об истории искусства, помогают найти интересные ассоциации и приёмы, что, в свою очередь, помогает детям лучше понимать явления искусства. Тексты я собираю  по временам года, а  литературный ряд  - в соответствии с тематикой практических заданий.

      Обучение станет творческим процессом и для обучающихся  и для преподавателя, если оно с самого начала будет строиться как исследовательская деятельность самих ребят.

     Таким образом, все необходимые знания и умения лучше всего приобретаются именно в творческой деятельности, поэтому преподавателю ИЗО в колледже  следует тщательно подходить к подбору заданий, которые действительно помогут в развитии творческих способностей обучающихся.