Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество»

Анастасия Михайловна Маркелова

Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_tvorchestvo.docx581.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя традиций художественной культуры и создания новых художественно-культурных технологий, важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования. Поэтому современная педагогика уделяет огромное внимание не только всестороннему развитию личности ребенка, всех его задатков и способностей, но и изобразительным умениям и навыкам. Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания, которые направлены на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества. Главной задачей художественного образования становится приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
  2. Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в ЯНАО»;
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1—4 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2011 год;
  4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  5. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
  6. Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;
  7. Примерная программа для общеобразовательных школ по курсу «Изобразительное искусство» (автор - Шпикалова Т.Я.; М., Просвещение, 2010 г.);
  8. Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству («Программы для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 5-9 классы» В.С. Кузина и др. – М.; Дрофа, 2010г.);
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

Программа «Изобразительное творчество» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:

  • авторской программы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2013 год;
  • примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Изобразительное искусство», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.
  • А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»; 2013 год.
  • Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»; 2016 год;
  • Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»; 2017 год.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.

  • Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования  
  • Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

 Содержание программы составлено на основе основных содержательных линий авторской программы «Изобразительное искусство» Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р. Основные содержательные линии программы изменены и внесены в учебно-тематический план как разделы программы: «Цветоведение», «Нетрадиционные техники рисования», «Язык изобразительного искусства», «Жанры изобразительного искусства», «Декоративно-прикладное искусство», «Художественные традиции моей малой Родины», «Проектная деятельность»  с распределение часов в соответствии с требованиями к дополнительным общеобразовательным программам.

Особенность программы.

Данная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

Программа разработана для детей 7-12 лет, обучающихся во внеурочное время в объединении художественной направленности образовательного учреждения дополнительного образования. Программа составлена с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского народа (Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития художественного образования, 2002 год).

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, суть которого заключается в том, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный опыт. Программа разрабатывалась с учетом уже имеющихся знаний и умений детей дошкольного и младшего школьного возраста в области «изобразительное искусство» и имеет интегративный характер, включает расширение основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Актуальность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное творчество» направлена на одновременное решение задач художественного образования и эстетическое воспитание ребенка.  

У всех детей восприятие – образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души – благодатная нива для сеяния добра. С раннего возраста ребенка необходимо учить отличать прекрасное от уродливого, развивать познавательную и творческую активность.

Потребность в творчестве заложена в каждом ребенке изначально. Это способ познания мира и самовыражения. Взрослые должны лишь создать условия для их творческой деятельности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками и взрослыми. Вопросы гармонического развития и творческой самореализации детей, решение задач художественного образования и эстетического воспитания находят свое разрешение в условиях занятий в студии изобразительного творчества. Основа программы - это постепенное погружение в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность воспитанника.

Новизна, значимость программы.

Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:

  • Системно-деятельностный подход. Деятельность в данной программе представлена включением детей в активную художественно – творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере школы. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат;

  • Личностно – ориентированный подход. Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов обучающихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства;

  • Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этно-художественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям (особенностям культуры народов Крайнего Севера, ЯНАО, особенностям культуры лесных и тундровых ненцев).

Цели:

  • Развитие художественной культуры личности, духовности, ощущение радости творчества, средствами отечественной культуры и искусства;
  • Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка;
  • Воспитание человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи:

  1. Развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках;
  2. Развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни школы, села, района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре;
  3. Формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теориях изобразительного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно – творческой деятельности;
  4. Воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать нравственно – эстетические основы личности ребенка, воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России, наследию своей малой Родины;
  5. Привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении.

Категория учащихся: дети 7-12 лет. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и накопленного опыта изобразительной деятельности, и рассчитана на возрастные группы: младшую (7-10 лет), среднюю (11-12 лет). В соответствии с этим разграничением определилась и почасовая нагрузка по основным разделам внутри каждой группы. Дети могут пройти обучение, начиная с 1 года обучения и закончить обучение, а могут пройти обучение со 2 года обучения, исходя из умений и навыков в области изобразительного искусства.

Срок реализации: 3 года.

        

        Место программы «Изобразительное творчество» в учебном плане.

        В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа «Изобразительное творчество»» составлена исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам. Данная программа реализуется в двух объединениях художественной направленности: «Блик», «Изумруд».

Занятия по программе проходят по возрастным группам 2-3 раза в неделю по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек.

Количество часов составляет 144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.

В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:

  • Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
  • Изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);
  • Декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;

Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.

Методы изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы занятий и методы обучения).

Формы: учебное занятие.

Типы:

- теоретические занятия;

- практические занятия;

- рефлексия (повторения, закрепления знаний и выработки умений);

- комбинированное занятие;

- мастер-классы для детей;

- контроль умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Формы контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты)

Таблица содержания программы по разделам

№ п\п

Разделы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Цветоведение

16

6

16

Нетрадиционные техники рисования

27

9

6

Язык изобразительного искусства

31

45

60

Жанры изобразительного искусства

35

37

60

Декоративно-прикладное искусство

10

20

30

Художественные традиции моей малой Родины

18

20

20

Проектная деятельность

8

12

24

Итого:

144

144

216

Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.

Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.

Личностные результаты освоения программы дополнительного образования:

  • Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
  • Овладение средствами художественного изображения;
  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
  • Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Метапредметные результаты:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, своего края, выраженных в изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
  • Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мир;
  • Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.

Предметные результаты:

  • Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
  • Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству;
  • Диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • Применять различные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной деятельности.

Основные задачи разделов.

Тематическое планирование и общее содержание разделов.

  1. Раздел «Цветоведение».

Основные задачи раздела:

  • расширить знания о разнообразии и характеристике цвета;
  • развить художественно - эстетические способности, творческую фантазию, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся.

В разделе «Цветоведение» излагаются и обобщаются основы цветоведения и колористики. Рассматриваются закономерности восприятия цвета, способы и методы достижения цветовой гармонии и колористических палитр.

Все виды изобразительного и прикладного искусства широко используют возможности его воздействия. Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Цветоведение».

Знать:

  • основные средства выразительности живописи;  
  • правила техники безопасности при работе с инструментами;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;    

Уметь:

  • использовать приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный);
  • использовать приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением

  1. Раздел «Нетрадиционные техники рисования».

Основные задачи раздела:

  • Обучить детей техническим приемам и способам изображения, с             использованием различных материалов.

Раздел «Нетрадиционные техники рисования» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

 Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Нетрадиционные техники рисования»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

знать / понимать:

  • нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения;
  • свойства материалов и правила работы с различными материалами;
  • технические приемы изображения;
  • графические материалы (карандаши цветные и простые, воско­вые мелки), их свойства и маркировку;
  • основы композиционного построения на формате, понятия: штрих, линия, мазок, тычок;
  • технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными ка­рандашами, ножницами.

уметь: 

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок, давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • пользоваться изобразительными материалами: воском, пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: ножницами, стеком, кистью, соломинкой, нитью, заострённой палочкой, пипеткой;
  • самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла;
  • самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами;
  • изображать отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты.
  1. Раздел «Язык изобразительного искусства». 

Основные задачи раздела:

  • формировать художественные знания, умения и навыки;
  • систематизировать знания о основах художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции.

Раздел «Язык изобразительного искусства» включает в себя основы изобразительного языка искусства, который очень разнообразен и многогранен. Архитектура – ее язык – пространство, оно выявляется при помощи конструкции. Скульптура – ее язык – пластика и объем. Она тоже организовывает пространство и связана с архитектурой. Графика – язык линий. Линия и сочетание черный и белых пятен. Живопись – основной язык – цвет (монохромный, полихромный).

Обучение языку изобразительного искусства ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных работ.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Язык изобразительного искусства»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

 знать / понимать:

доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России;

       • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура;

       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

        • основные правила станковой и декоративной композиции, средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

       • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа       

 уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

       • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

       • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

       • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

       • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

       • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев;     

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества.     

  1. Раздел «Декоративно-прикладное искусство». 

Основные задачи раздела:

  • обучить учащихся основам декоративно–прикладного искусства (использование фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умение согласовать между собой детали в целый ансамбль);
  •  формировать художественно-творческую активности, интерес к декоративному искусству.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» знакомит воспитанников с миром образов народного искусства и с многообразием различных культур.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой и т.д.

Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и практичность многих его видов и жанров. Именно поэтому для каждого отдельного года обучения в программе предусмотрены разделы, посвящённые декоративно - прикладному творчеству. Декоративно-прикладное искусство объединяет обширную область пластических искусств, которая служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Декоративно – прикладное искусство»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

 знать / понимать:

доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

       • понятие: народное декоративно-прикладное искусство;

       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

       • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

       • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор). 

уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;     

       • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

       • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

       • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

       • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

       • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики гжели, филимоновской игрушки и т.д.;

       • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ народных мастеров; 

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

       • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.

  1. Раздел «Жанры изобразительного искусства».

Основные задачи раздела:

  • систематизировать знания учащихся о жанрах и видах изобразительного искусства;
  • развивать интерес к отечественной и мировой культуре и искусству.

Раздел «Жанры изобразительного искусства» включает темы занятий, направленные на расширение знаний из общеобразовательной области «изобразительное искусство» по существующим устойчивым формам образно-композиционной организации художественного произведения. Основой составления тематического планирования по разделу является многообразие жанров изобразительного искусства.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Жанры изобразительного искусства»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

знать/понимать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, архитектуры;
  • основные жанры изобразительного искусства;
  • известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
  • выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
  • выдающиеся произведения русского изобразительного искусства;

уметь:

  • работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом и портретом;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  • передавать пространственные планы в живописи и в графических работах (линейная и воздушная перспектива);
  • эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
  • оформлять выставки работ.

  1. Раздел «Художественные традиции моей малой Родины».

Основные задачи раздела:

  1. Способствовать формированию мотивации к традициям своей малой Родины
  2. Создавать условия для сохранения современной молодежью особенностей и традиций народов Крайнего Севера.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Художественные традиции моей малой Родины»

В результате изучения данного раздела учащийся должен:

знать/понимать:

  • историю малочисленных народов Севера;
  • традиции и обычаи коренного населения, их самобытную культуру;
  • творчество художников Ямала;

уметь:

  • работать в определенной цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;
  • выделять все изученные построения ненецкого орнамента: линейный, замкнутый, сетчатый, симметричный, ассиметричный, динамичный или статичный;
  • составлять палитру темных и холодных цветов для создания стилизованного образа;
  • составлять цветочную, орнаментальную композицию, используя легенды, сказки народов Севера;
  • выполнять художественную композицию в разных техниках;

  1. Раздел «Проектная деятельность».

Основные задачи раздела:

  1. Создать условия, способствующие развитию навыков самостоятельной трудовой деятельности учащихся в области технического творчества.
  2. Развитие общеучебных умений и навыков в процессе проектной деятельности.
  3. Способствовать развитию и саморазвитию, мотивации к техническому творчеству учащихся через участие продуктов проектной деятельности в различных выставках, конкурсах, конференциях.

Ожидаемые результаты по изучению раздела «Проектная деятельность»

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

-  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-  умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);

-  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

-  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-  умения коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-  навыки делового партнерского общения;

-  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

-  умение проектировать процесс (изделие);

-  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

-  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

-  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

-  умение находить компромисс;

-  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

-  навыки монологической речи;

-  умение уверенно держать себя во время выступления;

-  артистические умения;

-  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.

Тематическое планирование раздела «Цветоведение»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

  1. 1.

«Колористика» и «Цвет».

1

1,5

0,5

3

0,5

3

0,5

2

-

-

-

-

  1. -

Природа цвета и света.

0,5

1

0,5

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Физиология восприятия цвета.

0,5

1

0,5

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Символика цвета.

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

0,5

2,5

Цветовые гармонии. Цветовой круг.

1

2

1

4

0,5

1

0,5

2

0,5

1

0,5

2

Цвет и эмоции.

0,5

1

0,5

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Цветовые ассоциации.

1

1,5

0,5

3

0,5

1

0,5

2

-

-

-

-

Цвет в рекламе.

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

0,5

3,5

Цвет в интерьере.

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

0,5

3,5

Цвет в живописи.

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

0,5

3,5

Итого:

4,5

5,5

6

16

1,5

5

1,5

8

3,5

8

2

16

Тематическое планирование раздела «Нетрадиционные техники рисования»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

4-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Рисование с применением восковых карандашей и восковой свечи

1

2

1

4

-

-

-

-

-

-

-

-

Рисование пальцами и ладонями.

0,5

1

0,5

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Рисование по сырому листу.

1

2

1

4

0,5

4

0,5

3

-

-

-

-

Томпонирование.

1

1

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Рисование брызгами (набрызг).

1

1

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Кляксография.

1

2

1

4

-

-

-

-

-

-

-

-

Отпечатки природными материалами.

1

1

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Ниткография.

1

1

1

3

-

-

-

-

-

-

-

-

Коллаж.

-

-

-

-

-

-

-

-

1,5

4

0,5

6

Фраттаж.

-

-

-

-

0,5

3

0,5

2

-

-

-

-

Граттаж.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

8

11

8

27

1

7

1

9

1,5

4

0,5

6

Тематическое планирование раздела «Язык изобразительного искусства»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

4-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и ассиметрия).

1

2

1

4

1

3

1

5

2

4

1

7

Линия, штрих, пятно в природе и изобр.искусстве.

1

2

1

4

1

3

1

5

2

4

1

7

Свет и тень, тон и тональные отношения в природе и изобр.искусстве.

1

2

1

4

1

3

1

5

2

4

1

7

Линейная и воздушная перспектива.

1

1

1

3

1

3

1

5

1

4

1

6

Пропорции и пропорциональные соотношения.

1

1

1

3

1

3

1

5

2

4

1

7

Ритм в природе и изобразительном искусстве.

1

2

1

4

1

3

1

5

2

4

1

7

Фактура в природе и изобразительном искусстве.

1

1

1

3

1

3

1

5

1

4

1

6

Формат в изобразительном искусстве.

1

1

1

3

1

3

1

5

1

4

1

6

9.

Объем в природе и изобразительном искусстве.

1

1

1

3

1

3

1

5

2

4

1

7

Итого:

9

13

9

31

9

27

9

45

15

36

9

60

Тематическое планирование раздела «Жанры изобразительного искусства»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

4-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Древнейший жанр –анималистический

1

3

4

2.

Анималистическая картина.

4

1

5

1

2

-

3

2

2

3.

Виды изобразительного искусства по материалу: Акварель • Масло • Мозаика • Пастель • Темпера • Цифровая • Аэрография

-

-

-

-

1

1

2

1

4

4.

Живопись. Жанры живописи.

1

1

1

1

2

1

3

5.

Техники и направления живописи.

1

3

1

5

4

1

5

2

2

6.

Пейзажный жанр. Знакомство с городским и индустриальным пейзажем.

1

1

1

1

1

2

3

7.

Сельский пейзаж.

1

4

1

6

1

2

1

4

2

2

8.

Сюжетно-тематическая картина. Историческая картина.

1

2

1

4

9.

Батальная картина.

1

1

2

2

2

10.

Интерьерная картина.

1

3

4

2

1

3

2

2

11.

Натюрморт.  Натюрморт цветочный.

1

4

1

6

3

1

4

2

2

12.

Натюрморт с бытовыми вещами.

2

2

2

2

13.

Архитектурная живопись

1

1

1

2

3

14.

Скульптура. Скульптура малых форм.

1

1

1

2

1

4

15.

Скульптура в России.

1

2

3

16.

Графика. Особенности графики.

1

1

1

4

1

7

17.

Прикладная графика. Плакат.

1

2

3

2

2

18.

Почетный – портретный жанр.

1

1

2

19.

Разновидности портрета: одиночный, погрудный, поясной, в рост, парадный портрет, групповой, автопортрет

2

2

20.

Особенности написания одиночного портрета.

4

4

21.

Карикатура — жанр изобр. искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа

1

3

1

4

2

2

22.

Великие художники мира.

1

1

1

1

1

1

1

3

23.

Художественные музеи и галереи.

1

2

3

1

1

1

1

2

Итого:

9

22

4

35

10

22

5

37

9

44

7

60

Тематическое планирование раздела «Декоративно-прикладное искусство»

п\п

Наименование тем

1-й год обучения

2 – й год обучения

4 – й год обучения

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

1.

Дымковская игрушка

3

1

1

1

-

-

-

2.

Гжель

3

1

1

1

-

-

-

3.

Филимоновская игрушка.

4

1

2

1

-

-

-

4.

Хохлома

-

-

-

7

1

5

1

10

2

7

1

5.

Русская матрешка

-

-

-

5

1

3

1

6.

Русский пряник.

-

-

-

4

1

2

1

7.

Игрушки - свистульки

-

-

-

4

1

2

1

8.

Формотворчество на основании натурального материала, создание стилизованного декоративного образа

-

-

-

-

-

-

9.

Северный орнамент.

-

-

-

-

-

-

10.

Декор – человек, общество, время.

11

1

9

1

11

Русская изба.

9

2

6

1

ИТОГО:

10

3

4

3

20

4

12

4

30

5

22

3

Тематическое планирование раздела «Художественные традиции моей малой Родины»

п\п

Наименование тем

1-й год обучения

2 – й год обучения

3 – й год обучения

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

1.

Введение

1

1

1

1

1

1

2.

Коренное население Ямала

6

2

3

1

Коренное население Ямала

1

0,5

0,5

-

-

-

-

-

-

-

-

--

Занятие народов Севера

1

0,5

0,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Жилища северян

1

0,5

0,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Одежда народов Севера

2

0,5

0,5

1

-

-

-

-

-

-

-

-

 Орнаменты

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

3.

Верования и традиции народов Севера

11

3

7

1

10

2

7

1

5

1

3

1

Народные знания и обычаи (селькупы)

3

7

1

-

-

-

-

-

-

-

-

Народные знания и обычаи (тундровые ненцы)

-

-

-

-

10

2

7

1

-

-

-

-

Верования народов Севера (лесные ненцы, тундровые ненцы, селькупы)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Колыбельные песни. Иллюстрирование.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Иллюстрирование мифов и преданий ненцев Ямала.

-

-

-

--

-

-

-

-

5

1

3

1

4.Культура Ямала

9

2

6

1

14

2

10

2

Сказки народов Севера

-

-

-

-

4,5

1

3

0,5

7

1

5

1

Художники Ямала

-

-

-

-

4,5

1

3

0,5

7

1

5

1

Итого:

18

5

11

2

20

5

13

2

20

4

13

3

Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Понятие «конструктивный проект».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

Построение плана действий

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

Проект – это «пять «П»». Поиск информации

0,5

0,5

1

1

2

3

3

3

Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта.

0,5

0,5

1

1

2

3

3

1

4

Звездочка обдумывания

0,5

0,5

1

1

1

2

4

-

4

Технологическая карта.

0,5

0,5

1

1

2

3

4

4

Этапы реализации проекта

1

-

1

1

1

1

1

Практикум по реализации проекта

1

1

2

2

1

2

1

4

Изготовление продукта проекта

1

1

4

4

5

5

Внесение изменений, корректировка проекта.

1

1

1

1

2

2

Оформление документации

1

1

2

2

2

1

3

Презентация проекта

1

1

1

1

2

1

3

Итого:

4

7

1

12

5

18

1

24

1

31

4

36

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение программы:

  1. Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7-9 лет на занятиях по изобразительному искусству. Городецкая роспись.
  2. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мезенская роспись.
  3. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Узоры Северной Двины.
  4. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Жостовский букет.
  5. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Сказочная гжель.
  6. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Графические орнаменты.
  7. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Хохломская роспись. Лубочные картинки.
  8. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Тайны бумажного листа.
  9. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Секреты бумажного листа.
  10. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Каргопольская игрушка.
  11. Учебные видеофильмы:

«Петергоф»

«Эпоха Возрождения»

«Эрмитаж»

«Лувр»

«Пирамиды Древнего Египта»

«Эпоха эллинизма»

  1. Дидактический демонстрационный материал. Тема «Деревня».
  2. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности. Урало – сибирская роспись – 1.
  3. Дидактический демонстрационный материал для организации изобразительной деятельности. Полх – майданская роспись – 2.
  4. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
  5. Раздаточный материал.

Оборудование.

  • Доска.
  • Мольберты для рисования.
  • Набор муляжей для рисования (воск).
  • Набор муляжей для рисования (гипс).
  • Коллекция бабочек.
  • Манекен деревянный на шарнирах (модуль).
  • Набор декоративных бутылок.
  • Натурный фонд (предметы быта, посуда, игрушки, муляжи и т. д.).
  • Портреты художников.
  • Индивидуальная папка учащегося с личными принадлежностями для рисования.

Литература.

  1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
  2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
  4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
  5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
  6. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
  7. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
  8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.

Дополнительная литература

  1. Изобразительное искусство. 5,6,7 класс: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина/авт.- сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2007 год.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Изобразительное искусство. 1- 4 классы: поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 год.
  2. Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство», 1-4 классы. М. «Просвещение» 2013 год.
  3. Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство», 5-7 классы. М. «Просвещение» 2013 год.

Материально-техническое оснащение.

  1. Мольберты, ученические столы для черчения.
  2. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
  3. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику Шпикалова Т. Я.  «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2013 год
  4. Технические средства (проектор, компьютер)