конспект занятия на тему "КУБИЗМ"

Иванова Ольга Михайловна

урок по изо на тему "Кубизм". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx842.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Конспект занятия

На тему

«КУБИЗМ»

https://espanarusa.com/files/autoupload/76/48/67/5qy5adsr376557.png

                                                        Педагог дополнительного образования

                                                                                                Иванова О.М.

2020

Конспект занятия на тему «КУБИЗМ»

Тема: Кубизм.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: изучение и осознание нового учебного материала по теме «Кубизм».

Задачи:

Образовательная: Сформировать представление о специфике художественного метода кубизма.

Познавательная: Познакомить с биографией художников, раскрыть значимость их искусства.

Воспитательная: Воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.

Ход урока

I Организационно-мотивационный момент

− Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный день для того, чтобы начать изучать новую тему по мировой художественной культуре. Вижу, вы все подготовились, тогда начнем.

II Повторение пройденного материла

− Но для того чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним с вами предыдущую. Что мы с вами изучали на прошлом уроке? Какие особенности символизма выделяли? Теперь посмотрите на слайд. На слайде вы видите две картины. Скажите, чем они отличаются, какие особенности этих картин? Выберите ту картину, которая относятся к нашей прошлой теме – символизм. А вторая картина к какому направлению живописи относится?

III Актуализация знаний

− Ребята, перед вами на слайде изображена картина. Опишите ее, ее особенности, что вас может быть отталкивает, что притягивает? Как вы думаете, как называется это направление в живописи, в котором написана картина? Вспомните, мы с вами записывали определение кубизма. Кто-нибудь помнит его?

«Куби́зм — стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении.»

− Таким образом, определите тему нашего урока.

IV Изучение нового материала

− XX век стал свидетелем революций в искусстве. Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. В 1908 г. Анри Матисс вошел в мастерскую к своему другу Жоржу Браку, чтобы посмотреть его работы: «О, они сделаны из кубиков!», - воскликнул Матисс. Его слова стали крылатыми и обрели свое имя кубизм.

− Кубизм означал радикальный переворот во всем мировом искусстве. Не только человек, но и сам когда-то цельный образ мира, теперь лишился своей узнаваемости. Художники на своем холсте изображали предметный мир не в обычном нами виденье, а в виде комбинаций правильных геометрических объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса.

− Повышенный интерес к форме вёл к разграничению в использовании цветов. Тёплые цвета для выступающих элементов сюжетного мотива, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины.

− Теперь, после услышанного, определите характерные черты кубизма.

− Но существуют так же несколько этапов развития кубизма, о которых нам расскажет один из ваших одноклассников.

  • Первый этап кубизма называется «Сезанновский». Для него характерна склонность к абстракции, упрощению форм предметов, стремление создать изображение путем разложения формы и совмещения нескольких ее видов.
  • Второй этап кубизма называется «Граненый или аналитический». Он характеризуется исчезновением образов предметов и постепенным стиранием различий между формой и пространством. Применяется прием сведения предмета до его знака, для узнаваемости достаточно лишь намека на предмет. Контрасты цвета и фактуры сводятся до минимума, чтобы они не мешали выявлению конструкции.
  • Третий этап кубизма – «Коллажный или синтетический». Художники создавали коллаж, на холст наклеивались разных очертаний и фактуры фрагменты бумаги – от газет и нот до обоев. Впоследствии композиции придавали завершенность лишь несколькими линиями.

− Ну а сейчас, давайте познакомимся с основными художниками, которые писали в направлении «Кубизм». А познакомят нас с ними ваши одноклассники, подготовившие сообщения.

1. Считается, что истоки кубизма были заложены французским художником Полем Сезанном, в честь которого называется первый этап развития кубизма, который в письме молодому художнику Пабло Пикассо рекомендовал рассматривать окружающий его мир как некую совокупность различных геометрических фигур - цилиндров, квадратов, конусов, сфер. За два десятка лет до основания кубизма, Сезанн написал картину «Пьеро и Арлекин», в которой использовал геометрические элементы. Данная картина вдохновила многих других художников на использование похожей техники, что привело к возникновению отдельного художественного направления.

− Следуя советам Сезанна, в 1907 году Пикассо создает свою первую картину, написанную в стиле кубизма «Авиньонские девицы». Картина – вызов обычным представлениям об искусстве. Нарочитая грубость формы и невиданная доселе грубость в обращении с натурой вызвали огромный интерес. Так знаменовалось рождение нового художественного направления в живописи – кубизм, а Пабло Пикассо стал творцом кубизма. Пикассо - один из тех художников, которые наиболее ярко выразили общую эволюцию искусства XX века. Художник огромного дарования и неустанного творческого труда.

Его самые знаменитые картины - «Три музыканта» (1921 г), «Плачущая женщина» (1937 г), «Дора Маар с кошкой» (1941 г)

2. Еще один основатель кубизма – Жорж Брак. Это французский художник, график, скульптор и декоратор. В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, но в то время сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В 1908–1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.

Самые его запоминающиеся картины в направлении кубизма – Дома в Эстаке (1908 г.), «Столик» (1911 г.), «Круглый стол» (1922 г.).

− Молодцы, вы хорошо подготовились! Теперь я хочу предложить карточки с предложенными вопросами для подготовки к следующей теме.

Слайд с карточками, где написаны вопросы по следующей теме:

  1. Определение Абстракции, изобразительные средства, используемы в картинах абстракционизма.
  2. Направления абстракционизма: геометрическая абстракция и лирическая абстракция.
  3. В. В. Кандийский и его знаменитые картины
  4. Малевич К. С. и его знаменитые картины

− Теперь давайте закрепим с вами пройденный материал.

Задание: Нарисовать картину используя направления «кубизм»

VI Подведение итогов

− Таким образом, расскажите, что вы узнали сегодня на уроке? С каким направлением в живописи познакомили? Кто являлся творцом кубизма? Какие знаменитые картины он написал? Кто был так же основоположником кубизма? Какие у него знаменитые картины?

VII Рефлексия

Продолжите фразу:

Я узнал ….

Я научился …

Я смогу ….

Оцените свою работу на уроке