Конспект урока "картина-портрет"

Вильган Жанна Викторовна

Конспект урока " Картина - портрет" и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

   Творческий проект на тему: « Картина – портрет»

урок по изобразительному искусству для учащихся  3 класса

Автор: Вильган Жанна Викторовна,

учитель изобразительного искусства

                                                                   МБОУ СОШ № 29 г.Химки.

2020 г.

Тема урока : « Картина - Портрет »

Цель:  Познакомить учащихся с жанром портрет. Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека. Подвести детей к умению воплощать свой замысел на уровне художественного обобщения, используя личные наблюдения за окружающими их людьми. Приобщение  школьников к художественной культуре.

Актуальность портрета было во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно с помощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности. Что интересно в портрете можно показать не только характер человека, но и присущие им индивидуальные особенности, а также взаимосвязь человека с внешней средой, показать его значимость в этом мире, его восприятия мира. В современном искусстве портрет сохраняет свою значимость и высокую степень актуальности.

Задачи:

Обучающие:

  •  Познакомить с видами портрета
  • изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
  • Учить сравнивать, обобщать, выбирать художественные материалы для воплощения портрета.
  • Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие:

  •  развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
  • Развить творческую активность.
  • Развить навыки работы с различными материалами.
  • Развивать эстетический художественный вкус.
  • Развивать образное мышление, сравнивать и анализировать.

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать любовь к искусству.
  • Воспитывать стремление довести работу до конца.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; научатся отражать пропорции и мимику лица в портрете; рисовать портрет.

Личностные:  ответственно относятся к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности, проявление интереса к творчеству художников. Сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

Познавательные:  научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Регулятивные: сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование (для учителя): мультимедиа, презентация, репродукции картин, таблицы: «Пропорции лица», «Мимика. Схема построения».

Оборудование для (учащихся): альбом, краски, карандаш, баночка с водой, кисти, ластик, клеенка, палитра.

Инновационность проекта

Технологии: проблемного обучения, игровые, информацинно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: познавательная, игровая, изобретательная, коммуникативная. 

Средства : презентация Microsoft Power Point.

План урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Вступительная беседа. Игровой момент.(2 мин)
  3. Объяснение темы урока (13-15 мин)
  4. Физминутка.(2-3мин)
  5. Практическая работа.(20 мин)
  6. Актуализация знаний. Рефлексия (2-3 мин)
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.(2-3 мин)

                                                 Ход урока.

   I. Организационный момент

1.Приветствие.

2.Проверка готовности  учащихся к уроку.

  II. Вступительная беседа. Игровой момент

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Васька, твой сосед,-

Обязательно картина называется - ПОРТРЕТ!

-Что же будем рисовать? (портрет)

   III.        Объяснение темы урока.

  Портрет - это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только точно передать внешнее сходство, но и характер человека и его статус. Слово «портрет» пришло к нам из французского языка и переводится как «изображение», «описание».

  Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

  Портрет - это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника - передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности. (Слайд 1,2) 

 На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. (Слайд 3).

    На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. (Слайд 4).

   Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).( Слайд 5)

Портреты бывают разными по виду:

- Автопортрет-изображение  художника, выполнен  им самим с помощью зеркала  или по памяти. ( Слайд 6.)

 - Групповой портрет, включающий не менее трех персонажей.

 - Семейный портрет - изображение семьи. Двойной портрет -  изображение двух человек. (Слайд 7.)

- Камерный портрет - персона, представлена на тёмном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи. ( Слайд 8)

- Парадный  портрет - показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.  Чаще всего изображают человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий.( Слайд 9)

- Поясной портрет  или портрет с руками - изображение человека по пояс. Обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки. (Слайд 10)

Поэтапность  рисования портрета:

  1.  Сначала рисуем тонкими линиями лицо - в форме яйца.
  2.  К голове дорисовываем шею и плечи.
  3.  Для облегчения рисования ровно по центру рисуем вертикальную линию, делящую портрет на две части и две горизонтальные линии, делящие его на 3 части: 1.- лоб-брови; 2.- глаза-нос; 3.- рот-подбородок.
  4. На верхней линии рисуем дуги-брови.
  5. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
  6. Рисование носа - нос посередине, начало у бровей, сужается к переносице, рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.
  7. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, уголки поднимаем вверх для улыбки, сверху верхняя губа - две дугообразные линии немного темнее, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.
  8. По сторонам на уровне носа рисуем уши, дорисовываем шею плечи.
  9. Затем волосы: короткие или длинные, прямые или кудрявые, волнистые, с челкой или нет.
  10. Раскрашиваем.

      IV.   Физминутка

    V. Практическая работа.

   Простым карандашом нарисуйте портрет любого человека, но постарайтесь передать не только внешнюю красоту, но и настроение, в котором он находиться. Напишите на обратной стороне своих листов слово, которое будет характеризовать вашу работу, а в конце урока мы все вместе попробуем угадать по вашим рисункам, что вы в них зашифровали. Краски, фломастеры или цветные карандаши  помогут вам закончить рисунок. Постарайтесь сделать его ярким и выразительным.(Слайд 11-14)

VI. Актуализация знаний. Рефлексия

- Ребята, что мы изучали на уроке?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Какие виды портретов вы запомнили?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие были сложности?

 VII. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

1. Выставление оценок.

2. Выставка работ учащихся

3. Заключительное  слово учителя.

- Выполняя сегодняшнее задание, вы учились решать композиционные задачи при рисовании портретов. По вашим рисункам видно, что тема урока вами усвоена, вы хорошо соблюдаете пропорции при рисовании головы человека, а некоторые из вас ищут свои средства выражения образности, выразительности, оригинальности.