Конспект урока по изобразительному искусству для 2 класса на тему:«Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

Зимина Любовь Николаевна

Конспект урока по изобразительному искусству  для 2 класса на тему: «Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству  для 2 класса                              на тему: «Изображение и фантазия. «Сказочная птица».

       Технологическая карта урока.

1. Тема урока: «Изображение и фантазия. Сказочная птица»

2. Тип урока – комбинированный урок.

3. Цели урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «фантазия». Привить навык использования фантазии, воображения при выполнении учебной задачи. Познакомиться с выразительными возможностями различных художественных материалов и техник.

Задачи урока: - обучающие: формировать способность к художественному познанию мира;

- воспитывающие: формирование эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

- развивающие: формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:  предметные умения: - использование различных художественных материалов, приёмов и техник;

- изображение сказочной птицы  по представлению и на основе фантазии;

- применять практические навыки выразительного использования линии, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Метапредметные :  

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Познавательные:

- ориентироваться на многообразие способов решения творческих задач;

-- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-- проводить сравнение, по заданным критериям;

-- устанавливать причинно-следственные связи,

-- строить рассуждения в форме связи простых   суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии;

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,  строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - формулировать собственное мнение и позицию;  - задавать вопросы;

Личностные:                                                                                                                                                               имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте окружающего мира;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Методы и формы обучения.

Метод обучения – объяснительно – иллюстративный.

Формы обучения  - индивидуальная и фронтальная.

Основные понятия и термины:

творческая фантазия, сказочный персонаж, цвет, тёплая цветовая гамма, тон, композиция, художественные материалы.

Образовательные ресурсы: интернет- ресурсы https://yandex.ru/images/search?text=Урок%20ИЗО%20для%202%20класса%20на%20тему%20"Сказочная%20птица"&stype=image&lr=12&source=wiz

Наглядно – демонстрационный материал.

Мультимедийный ряд:                                                                                                                     Работы учащихся прошлых лет

Музыкальный ряд:

Оборудование.

Для учителя – доска, компьютер, проектор.

Материалы и инструменты для учителя - цветные мелки, магниты, бумага. Простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь,  пастель, цветные гелиевые ручки.

Материалы и инструменты для обучающихся : альбом, карандаш.  Художественные материалы для работы по выбору: акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, пастель, цветные гелиевые ручки.

 Организационная структура урока.
1 этап. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая, и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Деятельность учителя.  Проверка готовности обучающихся к уроку.(наличие необходимых инструментов и материалов)

Ребята, любите ли вы сказки? Какие?

Ответы детей ………………….

Молодцы ! Вы прослушали и прочитали в детском саду и школе много сказок и я думаю вам не составит труда ответить  о каком сказочном персонаже я поведу речь.

В замечательной стране.
На Земле, иль на Луне
Поселилась чудо-птица —
Настоящая царица.
Удивляют красотой
Перья, хвостик золотой.
Светом радужным искрится
А зовут ее — Жар-птица.        

Шконда Наталья

Дети  эмоционально хором ---- Жар-птица.        

Сладких яблок аромат,                                                                                                                   заманил ту птицу в сад.                                                                                                                  Перья светятся огнём.                                                                                                                             И светло в ночи как днём

Учитель . Правильно это жар – птица.

Учитель показывает слайд № 1.

А скажите, видели вы когда – нибудь, такую птицу в реальной жизни? Не в мультфильме ни в книге ,а в природе?

Эмоциональные ответы детей …… нет, не видели.                                                            Учитель .А почему не видели?

Дети ….. потому, что это сказочная птица. В природе она не водится.

Учитель. Правильно. Это сказочная птица.  Её образ придумал народ и поселил в сказках как образ неземной красоты и мечту о счастье.

Учитель _____ Кто догадался, что мы сегодня будем рисовать на уроке?

Эмоциональные ответы детей… Мы будем рисовать Жар- птицу.

Учитель – Правильно . Мы будем рисовать сказочную птицу. Жар – птицу.

2 этап. Изучение нового материала.

Создание зрительного образа сказочной птицы.

Цель: обогатить имеющийся опыт и расширить кругозор детей по данной теме для выполнения рисунка сказочной птицы.

                                                                                                                                                               Но прежде чем рисовать Жар – птицу,  давайте посмотрим, какие ещё птицы населяют сказочный мир.

Может кто из вас знает других сказочных птиц?

Ответы детей……… Царевна - Лебедь.   

Учитель … правильно. А в какой сказке живёт царевна - лебедь?

Ответы детей…. В сказке А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане».

Учитель показывает слайд № 2.

Царевна – Лебедь.   Хрупкая, красивая девушка – птица, может исполнять любые желания, но очень чувствительная к злобе и вранью.

  Учитель.   А  каких вы ещё знаете сказочных птиц?                                                                                                                                                           Дети затрудняются с ответами.

Учитель. В сказках встречаются такие персонажи.

Золотой петушок из одноименной сказки А.С. Пушкина, мудрая и всезнающая птица.

Учитель показывает слайд № 3.

Петух в русских сказках является олицетворением солнца, а также ведает временем и может видеть сквозь большие расстояние и предвидеть события.

Учитель показывает слайд № 4.

Алконост – птица радости, птица добра, счастья и вестник хороших начинаний.   Птица, которая жила в самом раю. У неё лицо красивой девушки, а тело птицы. Голос  нежный и ласковый. От пения  алконоста человек забывает все свои горести и несчастья.                                                                          Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения.

Учитель показывает слайд № 5.

Сирин - вестник печали, посланник из загробного мира. У Сирина тело птицы, а  голова прекрасной женщины. Сирин поет песни радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, однако  его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок. Встреча с птицей Сирин для любого существа означает близкую беду.

Её песнями  часто по преданию заслушивались моряки и гибли в морской пучине.

Учитель показывает слайд № 6

Гамаюн.  Вещая птица с человеческой головой, посланник небес, глашатай богов.   Она видит будущее и  предсказывает все, что случится.  Птице дана мудрость всех времён и  народов.  Если человек услышал пение гамаюна, то скоро ему улыбнется удача.

 Полёт Гамаюна часто сопровождается смертоносной бурей, надвигающейся с востока.

Учитель показывает слайд № 7

В древнегреческих мифах Феникс это похожая на орла птица с золотистыми и красными перьями. Самыми поразительными качествами Феникса были необычайная продолжительность жизни и способность после самосожжения возрождаться из пепла.

Феникс был олицетворением древнейшего человеческого желания быть  бессмертным.

Учитель показывает слайд № 8.

Стратим. Мать всех птиц, повелительница морей и мира, который держит под своим правым крылом. Взмахнув этим крылом, она насылает бури и страдания - подняв крыло она дает миру свет, опустив крыло - дает тьму и смерть

Учитель показывает слайд № 9.

Финист - ясный сокол - это русский образ жениха, бесстрашно бьющегося за свою любовь. Он бессмертен и олицетворяет силу, мощь, счастье и вечную молодость.

Днём сказочный Финист превращается в птицу, а ночью – в прекрасного царевича. Это вечно молодая и победоносная птица-воин, защитник Руси, защитник заветов предков и справедливости. В русских песнях и сказках сокол всегда был очень почитаемой птицей. Соколом величали на Руси и добрых молодцев.
Во многих сказках герои превращаются именно в сокола, чтобы быстро преодолев огромное расстояние, неожиданно напасть на врага или столь же неожиданно появиться перед очаровавшей их красавицей.
Есть и другие сказочные птицы вещий ворон, курочка ряба, гуси – лебеди.

Вы видите, что сказочные птицы хоть и похожи на настоящих, но всё же  могут сильно отличаться от них. Всё зависит от фантазии художника.

Как вы понимаете слово фантазия?                                                                 Фанта́зия  в переводе с греческого языка означает  воображение — ситуация, представляемая человеком  или группой людей  не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия — это импровизация на свободную тему.

Фантазия это  способность к творческому воображению, способность к выдумкам.

Фантазировать – значат воображать, сочинять, представлять.

У сказочной птицы может быть очень яркое оперение, какое у настоящей птицы вы никогда не увидите.

У сказочной птицы голова может быть как у человека.

Облик сказочной птицы может быть самым фантастическим, неземным, нереальным.

Рисуя сказочную птицу нужно проявить фантазию.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

( Вращения  руками.  Наклоны в разные стороны. Приседания.  Потягивание  вверх)

На прошлом уроке мы с вами вспоминали, какие птицы населяют нашу планету. Вы видели и знаете многих птиц. Одну из них – сороку мы даже  рисовали.

Птицы все разные, по  разному выглядят, по разному питаются, по разному строят гнёзда, живут в разных местах.

Но у всех птиц есть общие приметы.                                                                                          Что общего у птиц по внешнему виду ?

Предположительные ответы детей.

У птиц есть голова, туловище и хвост. У птиц две ноги. У птиц два крыла. У птиц есть перья. У птиц есть клюв. У птиц два глаза.

Учитель. Молодцы. Всё верно подметили и обобщили.

Рисуя сказочную птицу мы, конечно же, должны будем нарисовать ей голову, туловище, хвост, крылья, ноги, глаза .  

3 этап. Творческая практическая  деятельность.

- Итак, мы сегодня  рисуем необыкновенно – красивую сказочную птицу  - Жар – птицу.

1). Первое, что нам нужно сделать, это определиться как будет выглядеть наша птица;  её размеры, относительно листа бумаги. Будет ли она изображена спереди или сбоку.

2. Располагаем лист бумаги вертикально или горизонтально по желанию обучающегося.

Ближе к верхнему краю листа нарисуем  голову, шею и овальное туловище.

3. Пририсовываем к туловищу крылья.

4. Определяем размер хвоста относительно туловища и изображаем его  общую форму.

5. Рисуем птице глаз и хохолок.

6. Изображаем на крыльях украшающие элементы в виде волнистых линий, кружков, завитков и т.п.

7 .  Тонкими линиями  намечаем перья на хвосте.

8. Прорисовываем декоративные элементы на хвосте; завитки, кружки, зубчики, волны и т. п.

9. Украшаем завитками хохолок.

10. Выполняем работу в цвете.

Жар – птица  - огненная птица. Её обыкновенно рисуют в тёплой цветовой гамме.

Кто может сказать, какие цвета относятся к тёплой цветовой гамме?

 Ответы детей.

(красный, оранжевый, жёлтый и их оттенки )

Правильно. Цвета тёплой цветовой гаммы напоминают нам цвет солнца, цвет огня.

4 этап. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа.

Вопросы к обучающимся.

- ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- какие сказочные птицы вам запомнились ?

- что такое творческая фантазия?

- какие цвета входят в тёплую цветовую гамму?

Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, всё ли у вас получилось ?

Удалось ли вам передать образ сказочной птицы?

 Какие вы испытали трудности в работе? Как их преодолели.

На уроке мы с вами хорошо потрудились. Молодцы!