Программа "Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства"

Зимина Любовь Николаевна

Цели программы:

—разработка педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях улучшения состояния и качества здоровья учащихся.

  •  Создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающим формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

—обеспечение систематического подхода по созданию здоровьесберегающей среды на уроках изобразительного искусства;

  •  формирование знаний, компетенций, личностных ориентиров и норм поведения, экологической культуры здорового образа жизни у обучающихся 2-8классов;
  •  Сохранение и укрепление здоровья личности посредством формирования эмоциональной сферы на основе высших гуманных ценностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

I

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность программы.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9-10 % выпускников школ можно считать здоровыми. Поэтому забота о состоянии здоровья детей выступает на первый план в образовательном процессе. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Интенсификация обучения - один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся - проявляется в разных формах. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является стресс..До 80% обучающихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно применять здоровьесберегающие технологии, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих уроках, и в общей программе работы школы.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда

здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

  1. Ожидаемые результаты: внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс позволит улучшить состояние здоровья школьников, позволит им осознанно относиться к своему здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  2.  Критерии становления и развития: повышение чувства собственного достоинства школьников, педагогов, их социального самосознания. Комфортный стиль межличностных отношений всех участников учебно- воспитательного процесса; максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физического развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями; выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий — обучение здоровью; увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки)
  3.  Законодательно-нормативное обеспечение программы: Конституция РФ; Декларация о правах ребенка; Закон РФ "Об образовании".

1.5 Цели программы:

—разработка педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях улучшения состояния и качества здоровья учащихся.

  •  Создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающим формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

—обеспечение систематического подхода по созданию здоровьесберегающей среды на уроках изобразительного искусства;

  •  формирование знаний, компетенций, личностных ориентиров и норм поведения, экологической культуры здорового образа жизни у обучающихся 2-8классов;
  •  Сохранение и укрепление здоровья личности посредством формирования эмоциональной сферы на основе высших гуманных ценностей.
  1. Задачи программы:

а). Образовательные:

формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям навыкам, повышение функциональных возможностей.

б). Воспитательные:

формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности.

в). Оздоровительные:

укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях современной информатизации учебно- воспитательного процесса.

а) Осуществление релаксационных техник через продуктивную художественную деятельность школьников.

б) Создание благоприятного психологического климата как фактора сохранения и укрепления здоровья.

в)        Внедрение инновационных здоровьесберегающих методик, улучшающих эмоциональное состояние школьников.

  1.  Объекты программы: обучающиеся 2-8 классов; учитель ИЗО.
  2.  Сроки реализации программы: 2017 - 2021гг.
  3.  Организация контроля за выполнением программы: администрация школы.

РАЗДЕЛ 2. Основные принципы программы:

  1. непрерывности здоровьесберегающего процесса;

I

  1.  принцип систематичности и последовательности;
  2.  доступности и индивидуализации;
  3.  принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению.
  4.  гуманизация и демократизация учебно - воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства;
  5.  научности — внедрять, модернизировать передовой научный опыт отечественных и зарубежных ученых и педагогов по созданию здоровьсберегающих технологий;
  6.  участия — привлечение школьников к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма;
  7.  социальной компенсации — обеспечение социальной и правовой защищенности детей, подростков и юношества, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;
  8.  преемственности — обеспечение комплексного сквозного подхода в обучении здоровью между разными ступенями обучения и видами детской деятельности;

РАЗДЕЛ 3. Основные направления программы.

  1.  Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  2.  Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
  3.  Научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром ;
  4.  Воспитание культуры здоровья;
  5.  Развитие творческих способностей;

З.б       Мотивация на здоровый образ жизни;

  1.  Ориентация детей на использование полученных знаний в повседневной

жизни;

  1.  Внедрение инновационных педагогических технологий;
  2. Сохранение и укрепление здоровья личности посредством формирования эмоциональной сферы на основе высших гуманных ценностей»

РАЗДЕЛ 4. Обеспечение реализации основных направлений программы.

Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства реализуются через личностно - ориентированный подход. Технологии - это системно организованная совокупность программ, методов и приемов организации образовательного процесса, не приносящего ущерба здоровью его участников.

1) Технология обучения здоровому образу жизни;                                                                                           2). Медико-гигиенические технологии.                                               3) Психолого-педагогические технологии.                                                                                           4)  Технология стимулирования и сохранения здоровья.                                                   5).Коррекционно – развивающие  технологии.

4.1Пути реализации программы:

С целью предупреждения переутомления учащихся и профилактики заболеваний использовать на уроках изобразительного искусства минутки релаксации, гимнастику для глаз, эмоциональные разрядки, физкультминутки и динамические паузы.

  •  Не допускать перегрузки школьников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предоставления.
  •  Учитывать индивидуальные психологические и физиологические особенности детей на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности на кружке «Лепка»
  •  На уроках изобразительного искусства пропагандировать здоровый образ жизни.

Использовать на уроках и во внеурочной деятельности как здоровьесберегающие технологии:

 1) Технология обучения здоровому образу жизни;                                                                                            2). Медико-гигиенические технологии.                                               3) Психолого-педагогические технологии.                                                                                           4)  Технология стимулирования и сохранения здоровья.                                                   5). Коррекционно – развивающие  технологии.                                                         6) Личностно ориентированное развивающее обучение.

7) Технологию проектной деятельности.

8) Технологию развития критического мышления

9) Игровые технологии

10) Технологию индивидуализации и дифференциации

11) Перспективно-опережающее обучение

12) Информационные технологии.

Для того чтобы названные технологии стали здоровьесберегающими и даже здоровьесозидающими, необходимо выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика,  мотиватора,  консультанта, психолога.

Этого можно добиться, если осуществить следующее:

  •  создавать на каждом уроке изобразительного искусства атмосферу творчества, определяемую ассоциативной активностью учащихся;
  •  предоставить учащимся средства для самостоятельной работы и оказать помощь в их освоении;
  •  оптимально использовать наглядные средства обучения, методы подключения всех органов чувств учащихся;
  •  психологически настроить весь класс на урок и ситуацию успеха для всех учащихся, на каждом этапе поощрять даже небольшой успех, обязательно поддерживать при неудачах, вместе радоваться при достижениях, вместе открывать неизведанное;
  •  включать в содержание урока советы, консультации, алгоритмы, как надо эффективно учиться .

Ведущим принципом взаимоотношений учите с учениками является доверие, что позволяет увлечь ребят новыми технологиями, методами и формами организации учебной деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы, свои возможности.

Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Это мудрое изречение древнего философа Декарта - побудительный мотив для творческих поисков. Поэтому выбираю для своей деятельности технологии, методы, формы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности школьника, способствующие формированию инициативности, самостоятельности мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения. Стараюсь создать благоприятные условия для развития личностного потенциала учащихся, учитывая индивидуальные особенности, осуществляя межпредметные связи. Ученик будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников , если на каждом уроке для него будет создана ситуация успеха. Поскольку учащиеся в ситуации успеха испытывают чувство радости, эмоционального подъёма, удовлетворение выполненной работой, мотивируем их дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активной позиции в учении. Тогда и возникнет мотивация к обучению, к познанию, самосовершенствованию. Поэтому в основе педагогической деятельности дожно лежать - личностно ориентированныеи системно-деятельностные подходы, которые способствуют раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала ,развитию его способностей, делая его успешным. Систематическое создание ситуации успеха является одним из путей достижения успешности. На этапе мотивации формирую у учащихся желание и стремление выполнить учебное задание. На организационном этапе предоставляю ученикам такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно. Непосредственно перед выполнением задания поощряю, подбадриваю учащихся. На результативном этапе стараюсь сделать всё, чтобы школьник испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он должен, прежде всего, узнать, что с заданием справился. Как показывает опыт, подлинная радость переживается при публичной оценке значимости достигнутого учеником результата. Это ведёт и к самоутверждению, и большему доверию учителя. Главное здесь дать понять школьнику, что он способен справиться с заданием самостоятельно, создать уверенность в себе, поверить в возможность своего успеха. На личностно ориентированном уроке я выступаю как координатор и , организатор работы всего класса, гибко распределяю детей по группам с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для проявления индивидуальности, для актуализации личностного потенциала учащихся.

Большое внимание уделяю духовному здоровью. Его формирование происходит на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности на кружке « Лепка». На занятиях изобразительным искусством, стараюсь привить в детях любовь к родному краю, к родной культуре

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

  1. 2.Уроки изобразительного искусства в МБОУ СОШ №9 осуществляются в условиях комфортности:

А) Санитарно-гигиенических: Свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка. Соблюдается температурный режим. Стены кабинета окрашены в спокойный светло - розовый цвет. Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО - двухместные столы трёх уровней. Осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока. Комфортный для человека уровень шума- 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах»- это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия. В кабинете имеется раковина и моющие средства , для гигиены рук.

Б) Психологических: Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Учёт психического и физического здоровья ребёнка; психологических особенностей класса. Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребёнку в учёбе. Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.

  1. Здоровьесберегающие компоненты, использующиеся на уроках изобразительного искусства: Динамические паузы, физкульминутки для глаз, например, рисуем глазами (нач. школа) Применение игровых моментов с движениями учащихся (нач. школа) Элементы релаксации (например, использование аудио записей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй») Свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения практической работы ( налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки; выбросить бумажки). Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока) Чередование видов учебной деятельности Ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности.

На уроках изобразительного искусства осуществляется ненавязчивая пропаганда здорового образа жизни.

Рассматривая скульптурные изображения людей , особенно древнегреческих спортсменов и воинов делаем акцент на красоту тела, пропорциональность фигур, проговариваем, что красоту и грацию фигуры обеспечивают регулярные занятия спортом. Рассматривая мужские и женские живописные портреты , обращаем внимание на цвет лица портретируемого и обсуждаем,

какие факторы могут отрицательно влиять на внешний вид человека.

Рисуя с натуры овощи и фрукты можно сказать о пользе этих продуктов для детей и взрослых. Рисуя на тему « Мир глазами детей», можно изобразить на рисунке счастливых  людей, сказав при этом, что по - настоящему счастливым может быть только здоровый человек. Рисуя на тему материнства и детства можно обратить внимание на то, что здоровые дети счастье для родителей и что здоровые родители - это залог материального и психического благополучия в семье. Рисуя древнерусских воинов , следует сказать, что наши предки старались придерживаться здорового образа жизни и обретали свою силу за счёт физического труда и общения с природой.

Изображая современных защитников Отечества также можно сказать, что армия держится на здоровых, физически крепких молодых людях, что наркоман и алкоголик не солдат, а беда для общества и своей семьи.

Раз в год учащиеся всех классов рисуют на формате А4, АЗ, различные плакаты по санитарии и гигиене, о пользе спорта, о вреде наркотиков, курения и алкоголизма. ( Степень сложности плакатов определяется возрастом учащихся и их творческим потенциалом)

  1. Анализ проведения урока изобразительного искусства с позиций здоровьесбережения:
  1.  обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
  2.  число видов учебной деятельности. Норма — 4 вида за урок : (опрос, практическая работа, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и т.д.)
  3.  средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.
  4. число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех.
  5.  чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут
  6.  наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся
  7.  место и длительность применения ТСО, ИКТ
  8.  позы учащихся, чередование поз
  9.  наличие оздоровительные моментов на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока , по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;
  10.  наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью, как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни через программный материал;
  11.  наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  12.  психологический климат на уроке;
  13.  наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
  14.  плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80%;
  15.  момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
  16. темп и особенности окончания урока:
  •  быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся; быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
  •  спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
  •  задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане - честен, самокритичен;

г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.

Каждый урок должен оставлять в душе ученика только положительные эмоции. Школьники должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Каждый урок должен воспитывать; стимулировать у детей желание жить, быть здоровым; учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно; вызывать у них позитивную самооценку.

4.5 Способы решения оздоровительных задач с помощью « арт - терапии».

Появление в научно-педагогической литературе термина «арт- терапия» не случайно. Речь идет о восстановлении здоровья человека воздействием изобразительного искусства. Воплощая свои впечатления, чувства он как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу.

Искусство оказывает огромный терапевтический эффект: воспитывает всеобъемлющую любовь , умение сопереживать.

t

Эмоции, как известно, влияют на функционирование органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на здоровье ребёнка.

На уроках используются нетрадиционные методы работы с детьми:

В изотерапии на уроках  можно применять такие методики при работе с детьми:

Рисование на мокрой бумаге. На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

Восковой рисунок. Лист бумаги  частично натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками. В результате получаются необычные, неожиданные и эффектные  рисунки.

Штампы.  В качестве штампов можно использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе : камешки, шишки, листья,   мелкие веточки, кора деревьев, цветы, травинки. Создать из отпечатков листьев, травинок, шишек и прочего   целостную композицию или образ.

Техника раздувания краски. На сухую бумагу наносится любая водорастворимая  краска с большим количеством воды. При помощи соломинки для коктейля раздувается получившийся рисунок. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребёнок  делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Изображение своего настроения. Можно предложить  ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».                                                           Кляксы.2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Рисование по точкам. Можно   заранее  заготовить для школьника  схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Набрызгивание. Взять цветной лист бумаги.  Окунуть старую зубную щетку в белую краску и провести по щетине большим пальцем  руки или другой жесткой щеткой. Получается звёздное небо, либо снежная буря. Можно провести эксперименты  и с иными  красками (красной, зелёной и т.д)

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются

Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего это изображение отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.

                                                  Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы. Используя скотч, клей, ножницы и бумагу создается объемная композиция. Можно вырезать из газет и журналов фигурки, составив из них историю. Также возможно использование для создания композиции оберток от конфет, оберточной и туалетной бумаги, картонных коробок и т.п. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Данный метод эффективен в групповой работе с детьми  на практических занятиях по изобразительному искусству. Он  способствует сплочению группы, развитию творческих способностей, снятию эмоционального напряжения.

Арт- терапию можно использовать также и во внеурочной деятельности; например на занятиях лепкой из глины.

Глинотерапия. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех детей , которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь лепка  снижает или убирает страх, сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Кроме того, с вылепленными  собственными руками фигурками дети начальных классов, как правило, начинают играть, что также способствует выплеску энергии и развитию творческой фантазии.

 Благодаря лепке ребёнок  может научиться управлять собой; Лепка не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств  при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида).

Подводя итоги,  можно отметить , что в арт-терапии задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, что в свою очередь благоприятно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека. Арт-терапия оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребёнка . В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений, которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии. Арт-терапия развивает мелкую моторику, рук.

 Творчество и воображение, создает эмоционально-положительный настрой у детей. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх. Ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника, что является особенно важным при работе с людьми с ОВЗ.          Арт-терапия— это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод специальной психологической коррекции для детей.

Раздел V. Физкультминутки.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:

*

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

  1. Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

  1. Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

  1. Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

б.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Физкультминутки для учащихся начальной школы

Лист на веточке сидел.

Во все стороны глядел:

Так глядел и так глядел.

Потом взял и полетел.

Вправо, влево,

Вверх и вниз,

И на кустике повис.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

Чтоб красиво всем писать

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

За рисунок нам пора.

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

Руки вверх поднимем

Раз - выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать,

Не качаться, не дрожать.

Три - опустили руки вниз,

Утром дети в лес пошли

(шаги с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли

(размеренное приседание),

Наклонялись, собирали

(наклоны вперёд),

По дороге растеряли

Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

Пальцы вместе, пальцы врозь

Пальцы вытянули дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Мяч в ладошки быстро взяли

И в ладошках повращали.

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем,

Ветер поднимается,

Листья опускаются.

Мы шагаем, мы шагаем,

Никогда не отстаем,

Руки кверху поднимаем,

Приседаем и встаем.

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-жёлтой головой.

Головою он вертел,

Всё увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали

И дальше пошли.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хороню, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  1.  Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  2.  Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  3.  Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4.  В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

  1.  Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
  2.  Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
  3.  Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в сто

Раздел VI. Оценка эффективности реализации программы

может осуществляться через следующие показатели:

1.Анкетирование обучающихся о степени удовлетворённости образовательным процессом на уроках ИЗО.

2) Социологические и психологические опросы.

3) Диагностики образовательного процесса. Показатели, по которым отслеживалась эффективность изменения (совершенствования):  успеваемость, качество знаний , предметные и метапредметные результаты.

Результаты использования (стартовая и итоговая диагностики): стабильно высокая успеваемость. Положительная динамика качества знаний и развития личностных, метапредметных и предметных результатов обучения .

4) Мониторинга применения  здоровьесберегающих  технологий.

Список литературы:

  1.  Устинова А. А. Теория и методика преподавания предмета «Изобразительное искусство». Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.
  2.  Белова И. В., Миненко П. П., Нестеренко О. Б. Школа здоровья и толерантности.

Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.

  1.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.
  2.  Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам.

Издательство «Образование - культура». Санкт - Петербург, 2002.

  1.  Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. Москва.: «Аспект Пресс», 2001.
  2.  Панфилова М. А. Игротерапия общения.

«Издательство ГНОМ и Д», 2002.

  1.  Степанова Е. Н., Александрова М. А. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов.

М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1.  Шоган В. В- Технологии личностно ориентированного урока.

Ростов н/Д: Изд-во «Учитель» 2003.

  1.  Цукарь А. Я. Уроки развития воображения.

М.: Рольф, 2000.

  1.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1.

Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.

  1.  Кульневич С. В„ Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2.

Ростов-н/Д: Издательство «Учитель» 2004.

  1.  Ершова А. П. «Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками».

Москва. «Просвещение», 1991.

  1.  Мухина B.C.Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: 21 век. Социальное пространство личности // Развитие личности. 2002. №1.

С 18-19

  1.  Привалова В. М. Символы визуальной христианской культуры // Христианство и мир.

Сб. материалов научно-практической конференции, Самара, 2000

 

Приложение

Рисунки обучающихся на тему профилактики вредных привычек и приобщения к здоровому образу жизни.

F:\рисунки по ТБ\013.jpg

Елисеев Вадим 7 А класс

Сидоренкова Дарья 7 А класс

        Шкундина Ксения 7 А класс

        

Захарова Елизавета 7 А класс

Богданов Никита 7 Б класс

        

Чечеткин Артем 7 А класс

Михальцова Юлия 7 А класс

        Сариогло Лилия 7 А класс

        Лопухова Виктория 7 А класс

        Пантелеева Карина 7 Б класс

Корнеева Полина 7 А класс