Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса. Тема урока: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»
Создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Знакомство с отрезной аппликацией. Дать представление о композиции. Овладение умением творчески перерабатывать реальные формы.
Научить использовать пятна для решения художественно – творческих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl.tehnologtcheskaya_karta_uroka_.pyatno_kak_sredstvo_vyrazheniya._ritm_pyaten.docx | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса. Тема урока: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»
Базовый учебник. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Е. И. Коротеева; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2020 г.
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | ||
Цели урока | Создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Знакомство с отрезной аппликацией. Дать представление о композиции. Овладение умением творчески перерабатывать реальные формы. Научить использовать пятна для решения художественно – творческих задач. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: Научатся приемам составления композиции из разрозненных элементов. Получат возможность научиться находить решения поставленных учебных задач | Познавательные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов , предлагают творческие варианты решения поставленной задачи, используют полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия Планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?) Проявляют эстетические чувства. Анализируют выполненные работы. | |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно - иллюстративный, аналитический, исследовательский, игровой. Формы: фронтальная и индивидуальная Фронтальная работа – беседа. Просмотр презентации выполненной учителем по данной теме. Коллективное обсуждение работ. Индивидуальная работа с учащимися – на тонированной бумаге формата А4 составить композицию из вырезанных силуэтов птиц. | ||
Образовательные |
2http://mesherskiy.ru/?item=aad241de-bce3-4bc8-81db-fa62ed4ddc69&termin=ad15fd50-cb6d-424a-92e8-bb68ac49c 3.Ритмичная музыка для спорта и танцев. https://yandex.ru/video/preview?text=слушать%20ритмическую%20музыку%20для%20танцев&path=wizard&parent-reqid=1606581784294757-1653583509077776808900165-prestable-app-host-sas-web-yp-81&wiz_type=vital&filmId=3080285279999154729 | ||
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: листы белой и цветной бумаги, ластик, простой карандаш, линейка, ножницы, клей. | ||
Наглядно- | Мультимедийный ряд: Презентация к уроку выполненная учителем: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен». Образцы работ выполненных учителем. Работы учащихся прошлых лет по данной теме. | ||
Основные понятия и термины | Пятно. Ритм пятен. Силуэт. Вырезная аппликация. Композиция. |
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Формируемые | Промежуточ - ный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I.Организационный момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению | Проверяет отсутствующих и готовность обучающихся к уроку. Задумал как - то один художник нарисовать на бумаге натюрморт - изобразить фрукты на тарелке. Приготовил всё необходимое для работы: бумагу, краски, кисточку, палитру. Окунул кисточку в зелёную краску, хотел нарисовать грушу и вот незадача: большая капля краски слетела с кисточки и шлёпнулась на белый лист. Образовалась большая бесформенная клякса. Художник поначалу расстроился, но приглядевшись к пятну, увидел, что клякса похожа на лягушку. Подправил немного пятно, и вот уже на листе появилась весёлая озорная лягушка. Дорисовал кочки , болото и вышла настоящая картина. Бывает и такое в творчестве художника. Что художнику помешало нарисовать натюрморт? Почему художник нарисовал вместо груши лягушку? Ребята как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (учитель показывает на листе бумаги пятна разных форм). Предположительные ответы детей. « О пятнах»« О кляксах» « О лягушках» | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Регулятивные: | Устные ответы. |
II. Изучение нового материала. | Просмотр презентации: « Пятно, как средство выражения. Ритм пятен». Физкультминутка . |
Дети, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о пятнах. Слайд №3 Пятно – основное средство изображения на плоскости. Пятна могут иметь различный цвет, размер и форму. Слайд №4 Пятна нам могут кого – то и что – то напомнить. Одно пятно может передавать художественный образ и быть интересным Слайд №5 Силуэт – это внешнее очертание предмета, его тень (пятно). Выразительность изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта (что изображено), но и в самой форме пятна (как изображено) Пятна могут вызывать различные ассоциации. Дети, покажите, какие пятна на картинках кажутся вам агрессивными; дружелюбными; динамичными; неподвижными; тяжеловесными, легкими Слайд №6 С помощью пятна можно передать настроение. (Радость, веселье, грусть, печаль, тоску и т.п.) На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. Басё Скучно ворону одному, тоскливо, сиротливо Слайд №7 Если пятен много, то они могут группироваться, создавая определённый ритм. В изобразительном искусстве – ритм - это повторение в определённой последовательности линий, пятен, предметов, объектов. Слайд №8 Пятна могут быть одиночными, а могут группироваться определённым образом. Когда предметы, фигуры или пятна одинаковые и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга они образуют мерный ряд. (Равномерный ряд). Мерный ряд создаёт ощущение спокойствия и надёжности как забор. (Мерный ряд можно озвучить хлопая в ладоши). Слайд №9 Ритм пятен может быть хаотичным. Слайд №10 Пятна могут выглядеть спокойно, динамично, агрессивно. Слайд №11 Художники используют ритмы пятен в своих картинах, чтобы картина была более выразительной. К примеру, на картине А. Рылова мы видим стаю лебедей, парящих высоко под облаками. Птицы смотрятся белыми пятнами на голубом небе. Птицы летят в одном направлении не спеша, они создают торжественное движение и ритм. Слайд №12 Где ещё может встречаться ритм? Ритм может встречаться в танце, в музыке, в стихах, в природе. Слайд №13 К примеру: в оперении совы наблюдается ритм пятен, создавая красивый узор на крыльях, спине и хвосте. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер роняет росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся покажем – крылышки сложим назад. | Получают новую информацию, смотрят презентацию. Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют. .Выполняют упражнения. | Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа | Познавательные: определяют способ решения учебной задачи; усваивают информацию Коммуникатив- ные: используют возможности ИКТ, как инструмент, для достижения своих целей. Излагают своё мнение в диалоге. | Устные ответы. |
III. Творческая практическая деятельность. | Изображение силуэта птицы. Вырезание из бумаги одинаковых по размеру птиц. Составление композиции из 5 элементов. Наклеивание вырезанных из бумаги птичек на цветной фон. | Определяет задание и этапы работы. Задание: «Вырежи из бумаги птичек и составь из них композицию» 1) Птицы летят спокойно; 2) Птицы летят тревожно; 3) Птицы с шумом разлетаются Приступаем к выполнению творческой практической работы. Перед вами необходимые материалы. Первое, что необходимо сделать: нужно повторить правила безопасной работы с ножницами. а) Передавая ножницы их нужно держать за сомкнутые лезвия. (кольцами вперёд) б). При вырезании нужно поворачивать бумагу. в) Не работать ножницами с ослабленным креплением. в) Работать с ножницами нужно аккуратно, не отвлекаясь на разговоры и посторонние дела. г). Не оставляйте ножницы открытыми. Этапы выполнения практической работы. 1). Начертить и вырезать из бумаги 5 квадратиков размером 5Х5 см. 2).Складываем квадратики по диагонали вдвое 3).Рисуем птицу в треугольнике, рационально используя бумагу. 4).Вырезаем птицу 5). Разворачиваем силуэт птицы 6).Составляем композицию. а) Птицы летят спокойно; б) Птицы летят тревожно; в) Птицы с шумом разлетаются. Приклеиваем птичек, в соответствии с замыслом, на цветной фон. | Отвечают на вопросы по ТБ. Выполняют поэтапно Задание. | Индивидуаль -ная работа | Регулятивные: Личностные: | Наблюдение. Выполнение работы. |
IV. Итог урока. Рефлексия. | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа. |
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2. Почему наш урок называется «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»? 3.- Что же такое ритм? 4.- Как ещё можно было расположить птиц в композиции? 5 Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, всё ли у вас получилось. 6.Удалось ли вам передать в композиции ритм пятен? | Рассматривают выставку , оценивают работу свою и одноклассни - ков. | Фронтальная работа. | Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу своих одноклассников. Личностные: Проявляют эстетические чувства. Анализируют выполненные работы. | Устные ответы. |