Презентация "Экслибрис, или искусство любви к книге."

Сушко Анастасия Владимировна

 

Презентация "Экслибрис, или искусство любви к книге." подготовлена для занятий по графической композиции для учащихся детской художественной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сушко Анастасия Владимировна , Преподаватель МАУДО«Детская художественная школа» г.Петропавловск -Камчатский. Экслибрис , или искусство любви к книге.

Слайд 2

«В своей основе книжный знак — это выявление любви и уважения к книге. Это - сгусток мыслей и чувств, посвященных книге ». ученый-книговед, профессор, член-корреспондент АН СССР А . А. Сидоров Г.А.Кравцов . Экслибрис для А.А.Сидорова . 1969 А.И. Кравченко ( ксилогравюра ) Экслибрис для А.А.Сидорова . 1921 г. В.А.Фаворский . Экслибрис для А.А.Сидорова

Слайд 3

Маленький штампик на книге — и бездна смыслов, которые можно в него вложить. Эксли́брис (от латинского ex libris — «из книг») — это небольшой книжный знак, который наклеивался владельцами библиотек на книгу, как правило на внутреннюю сторону переплета. Возникновение экслибриса тесно связано с появлением средневековой рукописной книг и . В мастерских по переписке книг, находившихся в период раннего средневековья при монастырях, делались владельческие надписи на книгах, которые начинались со слов " из книг " или " из библиотеки " ( ex bibliotheca ) и далее следовал и имя и фамилия владельца книги, название библиотеки или монастыря.

Слайд 4

Кроме обозначения имени и фамилии владельца на экслибрисе мог находится рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. экслибрис-наклейка (сер. XIX в.) с изображением императорской короны с сиянием и вензелем «Н.А.», принадлежащие одной из библиотек Николая II

Слайд 5

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом.

Слайд 6

Отобрать самое нужное и важное, в небольшом произведении сказать о многом, но сделать это просто и понятно – сложная задача, и недаром очень многие прославленные художники пробовали себя в искусстве книжного знака . Над созданием экслибрисов работали лучшие художники мира: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбах младший, Лукас Кранах-старший, В.А. Фаворский и др. Автор Дюрер Альбрехт , XVI в. Владелец: Помер Гектор, настоятель церкви св. Лаврентия в Нюренберге Экслибрис А.Бенуа «Зеркало с ожерельем ». Автор К.А.Сомов 1900г. Автор В.А . Фаворский , экслибрис для издательства «Узел».

Слайд 7

Среди художественных экслибрисов различают: г ербовые в ензелевые сюжетные

Слайд 8

Гербовый экслибрис на книгах графа Н.М. Ламздорфа . Гербовые экслибрисы воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков. Его создание подчинено канонам геральдического искусства. В России особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался до 1920-х гг. , позднее с упразднением сословий потерял вою актуальнось .. Гербовый экслибрис М.П. Лазарева - флотоводец и мореплаватель, участвовал в кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена. Девиз герба означает «Учись терпеть». Автор: Дюрер Альбрехт XVI век.

Слайд 9

Вензелевые - ( от польского " вензель " - узел) представля ет собой первоначальные буквы имени и фамилии владельца, соединяющие в декоративно-орнаментальной композиции. Отлича ется изящностью и мо жет рассматриваться наряду с книжными украшениями - элементами украшения книги. Великий князь Михаил Николаевич Романов (1832-1909)

Слайд 10

Сюжетные экслибрисы стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки. Мо жет также состоять из изящных декоративных элементов.

Слайд 11

Шрифтовой экслибрис представля ет собой наборн ы й ярлык с текстом в рамке, напечатанным типографским набором.

Слайд 12

А втор самого первого русского рисованного экслибриса - это игумен Досифей , в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки за 1493—1494 годы он рисовал от руки свой экслибрис – круглую , почти замкнутую букву «С », внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – священоинока Досифея .

Слайд 13

Первый печатный экслибрис в России появился на свет в начале 18 века, благодаря знаменитому Ивану Федорову, российскому первопечатнику. Сначала книги украшали только гербовыми экслибрисами, но позднее появились и красивые сюжетные рисунки – как правило, с коротким девизом, характеризующим владельца библиотеки. Примерно с этого времени, с легкой руки Петра I, положившего начало широкому распространению светских изданий, экслибрисы становятся неотъемлемыми принадлежностями частных библиотек. Рисунок экслибриса делается предметом горячего обсуждения и становится почти так же важен, как личный герб. Он приобретает публичность. Как показало время, владельцы библиотек были совершенно правы, уделяя столь тщательное внимание экслибрису. Их книги пережили много поколений и сейчас, дойдя до наших дней, могут многое рассказать о культуре и обычае времен своего создания, о личности их владельцев. По экслибрисам легко проследить преемственность поколений – родилась традиция рядом с экслибрисом предыдущего владельца книги оставлять свой книжный знак.

Слайд 15

В последнее время экслибрис был незаслуженно забыт. Частные собрания книг сегодня очень редко имеют экслибрис. Тем не менее, экслибрис это оригинальное и стильное украшение книг, находящихся в личных библиотеках. Но всё новое – это хорошо забытое старое. В отношении экслибриса эта поговорка полностью себя оправдывает. Книжные знаки становятся всё более популярными в последние годы. . Наряду с классическими техниками гравюры сегодня изготовление экслибриса это еще и высокотехнологичный процесс, выполняющийся на современном оборудовании, которое позволяет добиться высокого качества книжного знака. Даже самый сложный рисунок, эмблема или монограмма будет отчётливой и рельефной.