Художественные материалы в детском творчестве

Логинова Наталья Павловна
Чем разнообразнее использовать художественные материалы, тем с большей увлечённостью и интересом будет работать ребёнок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozhestvennye_materialy_v_detskom_tvorchestve.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные материалы в детском творчестве

  Детское творчество является важным и благоприятным моментом для развития у ребенка творческих навыков и способностей, ведь именно в этом возрасте дети максимально любознательны и восприимчивы к новому и прекрасному. Педагоги и родители должны поощрять все формы любознательности, чтобы развивать у ребенка желание делать все новые и новые открытия, погружаться в творческие процессы. От такого, как мы направим ребенка в данный период времени, будет зависеть и его будущий потенциал.

 Что же касается непосредственно художественных материалов, которые применяются в творческой деятельности ребенка, то чем они разнообразнее, тем с большей увлечённостью и интересом будет работать ребёнок.

Развитие творческих способностей у детей — это не маловажный процесс.
В этом как раз и помогает использование в работе разнообразных художественных материалов.

№1 Карандаш (простой)
Каранда́ш (, дословно, — чёрный камень)— инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и т. п.), применяемый для письма, рисования, черчения
До изобретения графитных карандашей художники работали свинцовыми и серебряными палочками (нельзя стирать)
Но когда узнали особенности
 графита (природного минерала черного цвета), то отдали ему предпочтение перед всеми другими рисовальными материалами. В чистом виде стержень этого минерала очень хрупок и сильно пачкает руки. Сначала приходилось всячески ухищряться в пользовании графитом: стержни обматывали тесьмой, обмазывали глиной и т.п.
1790 г. стал временем рождения карандаша примерно в том виде, в каком мы используем его сейчас. Такой графитный карандаш появился благодаря французскому ученому Контье, испытавшему несколько новых способов укрепления минерального стержня за счет добавления в графит глины в разных пропорциях, что позволило создать вещество различной твердости, и, кроме того, впервые предложившему вклеивать стержень в деревянный пенал. Это предложение было подхвачено, и вскоре в Европе появились фабрики, специализирующиеся на выпуске графитных карандашей.
В 1802 году чешская компания Кохинур  запатентовала первый графитовый карандаш, выполненный из глины и графита. Компания была основана австрийцем Йозефом Хардтмутом
Свое название компания получила в честь уникального индийского алмаза Кохинор, найденного еще в 56 году до нашей эры. Это по праву лучшие карандаши.
Два основных типа:
мягкий и твердый.
Бездревесный карандаш
 (как вы можете догадаться) это графит без деревянного корпуса. В продаже часто бывает под названием «графит в лаке» или «графитовые стержни» (тогда они будут не покрыты лаком.
Механический карандаш” (очень тонкие и толстые)
 Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша. Техника применения графитного карандаша не представляет особой сложности. Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Легко стирается резинкой.

№2 Бумага
Работать любыми рисовальными инструментами следует на белой плотной бумаге с соответствующей зернистостью. Так правильно называется тип поверхности бумаги (в обиходе о том или ином листе этого материала говорят «гладкая», «лощеная», «шероховатая», «фактурная» и т.п.). Карандаш, например, требует шероховатой бумаги, а перо — гладкой, даже глянцевой.
Учебные рисунки целесообразно выполнять только на белой бумаге. Декоративные изображения можно делать и на белой, и на тонированной. Любая иная бумага, будь то оберточная, газетная или для обоев, подходит для набросков, зарисовок.

№3 Стирательная резинка
Стирают неудавшиеся места в рисунке при работе графитным карандашом обычными резинками.
Все резиновые ластики изготовлены на основе каучука.
Со временем теряют свои эластичные свойства. На воздухе или открытом солнце этот процесс происходит быстрее. Поэтому, чтобы стёрка долго не твердела, её лучше всего хранить в непрозрачном, плотно закрывающемся пенале.

Лучшие резинки фирмы «Koh-i-Noor»
Кроме обычных стирательных резинок существуют так называемые
ластик-клячка. Клячку придумали в компании Koh-i-Noor. Это синтетическая стирательная резинка пластичной формой.
При очень сильных перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного, не очень свежего хлеба. Положив в горизонтальном положении рисунок, следует насыпать на него хлебную крошку, и затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места рисунка до любого тона.
Карандаши с резинками по мнению профессиональных художников не очень удобны.

№4 Цветные карандаши
Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать  водой,  добиваясь живописных  приемов работы. Нельзя стереть.
Традиционно мягкость обозначается русскими буквами Т и М или латинскими Н и В и цифрами перед ними. Но на цветных карандашах степень мягкости указывается далеко не всегда. Определите мягкость грифеля, проведя карандашом несколько линий — мягкие карандаши рисуют легко и ярко, без сильного нажима оставляя красочные линии.
Лучшими считаются «Кохинор».

№5 Фломастеры
Флома́стер (слово происходит от торговой марки «Flo-Master» (англ.) —
В Европу был привезён из Японии немецкой в
1960 году.
Инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок). Рисовать фломастерами детям значительно легче, чем карандашами. Даже от легкого касания фломастером бумаги на ней остаются отчетливые, яркие линии. Рисунок получается красочный, рисуется быстро, ему не нужно долго сохнуть
Каждому, кто рисует фломастером, надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна
Виды фломастеров
-традиционные фломастеры с вентилируемыми и невентилируемыми колпачками;
-толстые фломастеры;
-фломастеры с эффектами
акварели;
-фломастеры с дополнительными эффектами;
 
-фломастеры со штампами;
-воздушные фломастеры
;
-«волшебные» фломастеры — меняющие
цвета;

№6 Маркеры
Маркер был изобретен в середине прошлого века в Японии.
Маркер состоит из пластикового корпуса, вентилируемого или невентилируемого колпачка, волокнистого пористого стержня, пропитанного красителем, который заканчивается овальным или клиновидным наконечником.

Маркеры разделяют на неперманентные,то есть стираемые
и перманентные,то есть не стираемые..
Неперманентные маркеры – это фломастеры.
«Перманентный» в переводе с английского звучит как «устойчивый». Устойчивый в смысле качества наносимого изображения.
Перманентные маркеры известны не только благодаря стойкости своих чернил к воздействию влаги, но и способностью сохранять цвет под воздействием высоких температур и ультрафиолета. С гладкой поверхности след от маркера можно стереть при помощи спирта.

Линеры
Лайнер в отличие от маркеров и фломастеров обладает очень тонкой линией письма и предназначен для письма, подписей, эскизов, тонкого черчения.
В рисовании для обводки в декоративных работах.
Для доработки гелевыми ручками.

№7  Тушь 
Тушь широко применяется в графике при рисовании пером или кистью. Изготовляют тушь из газовой сажи. Связующим веществом является шеллак (природная смола) или желатин.
Хорошая тушь должна иметь  насыщенный чёрный цвет, не размываться водой  и легко сходить с пера.
Тушь была изобретена китайцами примерно в 1200 году до нашей эры.
Различные породы дерева, которые сжигают для получения сажи, придавали туши различные оттенки. До настоящего времени лучшая чёрная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.
Китайская тушь справедливо считается лучшей в мире.  
Бывает жидкая или же сухая - в палочках.

№8 Гелевые ручки
На самом деле, устройство столь полюбившейся жителям цивилизованного мира гелевой ручки имеет лишь незначительные отличия от устройства более традиционной шариковой: стержень, пишущий наконечник, резервуар для чернил и колпачок. Разница заключается в консистенции чернил и в том, что шарик расположен внутри стержня, а не снаружи. Именно поэтому гелевая ручка так легко скользит по любой бумаге, не оставляя после себя более четкие линии.
Виды гелевых ручек:
-Гелевые чёрные.

-Гелевые металлик.
-Гелевые пастельные (белые) - пишут по чёрной бумаге, по маркерам.

№9 Уголь
Материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом.

Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь дает более глубокий черный цвет.

Использовался художниками с глубокой древности.
Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки.
Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют жесткие кисти и
 растушки, которые изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.
Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Поэтому
Художники любят использовать уголь при подготовке картин,  особенно для больших по размеру полотен.
Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу, можно и плотную чертежную, которую следует слегка протереть мелкой наждачной бумагой.
Детям удобнее пользоваться
угольным карандашом.
Необходимо закрепить уголь по окончании работы.
Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

№10 Сангина
Натуральная сангина, состоит из глинистого вещества, окрашенного окисью железа, залегает в вулканических породах, имеет природный обжиг.
Материал для рисования в виде палочки-карандаша без оправы.
Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита.
В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел.
В настоящие время она изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ.

Красивый (от красноватого до темно-коричневого) теплый мягкий цвет. Сангина издавна используется при рисовании портретов и обнаженного тела. Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина и сепия  не требуют фиксации. Фиксировать сангину можно жидким желатином.
Часто художники сочетают сангину с углем, мелом.

Работают плашмя, торцом и тонким краем.
Применяют растушку.

Продаётся наборами, отдельными палочками и в виде карандашей.
Бумага шершавая, плотная, тонированная.

№11 Сепия        
(лат. sepia, от греч. sepнa - каракатица), светло-коричневое красящее вещество. Натуральная сепия изготовлялась из так называемого чернильного мешка морского моллюска - сепии
В XX в. сепия приготовляется искусственным путём. Используется для рисунков пером и кистью. Сепией называется и само произведение, созданное в этой технике любой коричневой краской или тушью.
Фото в коричневых тонах также называют сепией.
Сепия - в виде мелка коричневого цвета, похожий по своим свойствам на другие мягкие материалы (уголь, сангину, соус, пастель) Что интересно, раньше такую сепию делали из глины в которую подмешивали чернила каракатицы. Сепией художники рисуют с давних времен, а все потому что у нее достаточно много хороших рисовальных качеств.
Сепия выпускается в трёх видах: в виде жидких чернил для рисования пером и кистью, в виде мелков, которые используются для рисования широкими штрихами (хорошо подходят для фона), в виде карандашей, которые позволяют рисовать мелкие детали.
Бумага плотная гладкая для пера и шероховатая для мелков и карандашей.

№12 Пастель сухая

Пастель - материал в виде палочки,  состоящей из красочного пигмента и связующего, в качестве которого используются камеди – смолистые выделения некоторых растений. Работу, выполненную пастелью также называют пастелью.
Предполагают, что впервые пастель применили французские художники второй пол. 15 в.
Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок. В этом случае мы говорим о пастели как графическом материале.
Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Такую пастель можно отнести к живописи.
Сухую пастель можно разбить на три категории: мягкая пастель, твердая пастель и пастельные карандаши. Твердость пастели определяется количеством связующего вещества, входящего в её состав. Пастельные карандаши — это твердая пастель в форме карандаша. Все категории сухой пастели, независимо от производителя, могут смешиваться вместе.
Сухая пастель не может смешиваться с масляной пастелью.

Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст.
Пастель необходимо закреплять. Работу оформляют под стекло.
Лучшая пастель голландская Rembrandt имеет 218 цветов.
Faber Castell
Для детей можно использовать пастель Подольского завода и фирмы «Сонет».

№ 13 Масляная пастель
В состав масляной пастели  помимо пигментов и камеди входит масло.
Масляная пастель дает очень яркие сочные цвета. Работы получаются необыкновенно красочными и долговечными. Пастель не смазывается и не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обычной пастели.
Масляная пастель прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников.                                                                   
Пастель  мягко ложится на цветную слегка шероховатую бумагу, на бумагу для рисования, на так называемую сахарную бумагу, а также на картон, дерево и керамику.
Прекрасно смотрится белая масляная пастель на яркой цветной бумаге, также интересным является вариант использования этого материала на черной бумаге, тогда цвета на ней могут выглядеть немного иначе. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого.

Не поддаётся растушёвке. Можно размывать разбавителями. Идеальный материал для детского творчества
Хорошего качества пастель корейской фирмы
 MUNGYO.
Для детей можно использовать пастель фирмы «Сонет».

№ 10 Соус

Соус — один из видов пастели. Сухой, мягкий материал.
Соус как материал рисунка стал известен в конце 19-начале 20 века.
Соус приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея. Затем соус прессуется и поступает в продажу в виде цилиндрических палочек.
Известны два способа работы соусом: сухой и мокрый.
Прежде чем начать работать соусом сухим способом, палочку соуса растирают о кусочек шероховатой бумаги. Затем, взяв эту образовавшуюся на бумаге пыльцу на растушку, наносят ее на рисунок, предварительно подготовленный карандашом.
Чаще всего соус применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо бумагу наклеить на доску. Бумага должна быть не
крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы выдержать неоднократные размывки водой и частое применение резинки.
Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, святым молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.
Богатство технических приемов работы соусом, приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом, свидетельствуют о том, что соус—великолепный материал для рисунка, его технические возможности далеко не исчерпаны.

№15  Акварель
Живопись — искусство цвета
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
Акварель. Название происходит от лат. aqua — вода. Основная особенность акварели — прозрачность ее красок при письме. Связующими веществами акварельных красок являются растительные прозрачные клеи, легко растворимые в воде.
Акварельные краски были известны еще древнеегипетским живописцам. До нас дошли росписи на папирусах. С XV в. начинает применяться чистая акварель (без примеси белил), отличающаяся чистотой и прозрачностью красок.
Акварельная живопись является одной из сложных художественных техник. В отличие от масла и темперы она практически не допускает переделок — новым покрытием красками можно только утемнить, но сделать темное светлым уже нельзя.
Особенность акварельной техники — в ее влажном письме. Кисть должна быть набухшей от краски, краска сама должна течь по бумаге, а кисть только помогать ей правильно распределяться.
Рисунок под акварель должен быть очень легким, контурным. Если рисунок требует тщательной проработки, то его полностью делают на другом листе, а затем переносят на основной только самые необходимые контуры.
В акварели в основном употребляются кисти из мягкого хвостового волоса некоторых животных. В первую очередь это колонковые и беличьи кисти.  Лучшая бумага для акварели крупнозернистая.
Самой простой палитрой для акварели может быть обыкновенная фаянсовая мелкая тарелка
Лучшими отечественными красками считаются краски завода художественных красок «Невская палитра».

№16 Гуашь

Гуашь состоит из тонко протертого пигмента и связующего вещества. Для большей укрывистости (плотности красочного слоя) гуашевые краски содержат белила, что при высыхании делает их несколько белесыми.
Гуашью работают главным образом плакатисты, графики и студенты художественно-промышленных ВУЗов.
Так как гуашь — краска кроющая, непросвечивающая, рисунок под нее можно делать без особых предосторожностей, не перенося его с другого листа, а прорабатывая прямо на будущем живописном поле. Гуашь дает возможность вносить исправления в процессе работы и быстро сохнет.
Эти качества делают её очень удобной для детского творчества.
Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны. После высыхания светлеет.
Лучшие отечественные фирмы «Мастер-класс», «Сонет», «Гамма».
Палитра пластиковая.
Кисти синтетика, художественная щетина.
Бумага плотная, мелкозернистая. Белая, тонированная, цветная.

№ 17  Темпера
Темпера (лат. temperare — смешивать). Темперная живопись существует очень давно, ее знали еще в Древнем Египте. Древняя русская живопись также была темперной.
Темпера, как и гуашь — кроющая непрозрачная краска, разводится водой , быстро сохнет и дает матовую бархатистую поверхность. В отличие от гуаши темпера, раз высохнув, снова уже не растворяется водой.
Темпера хорошо соединяется как с бумагой и картоном, так и с грунтованным и негрунтованным холстом, древесно-волокнистой плитой и даже металлом. Она сама может служить как бы грунтом под масляные краски — можно начать работу темперой, а закончить ее маслом, без какой-либо переходной стадии.
В темпере связующим веществом служит эмульсия. В зависимости от ее состава темпера получает название: казеиново-масляная, яичная или  ПВА.
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и эпоху Возрождения, когда ею работала целая плеяда выдающихся художников, таких, как Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие. Древнерусские Иконы тоже написаны в этой технике. Такие промыслы как Палех – это тоже яичная темпера.
Яичный желток, является естественной эмульсией.

В состав казеиново-масляной темперы входит эмульсия из казеинового клея и льняного масла. Эта темпера продается в тюбиках. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев.
Высохшая казеиново-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит», поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи, где избыточная влага стен.
Поливинилацетатная темпера представляет собой смесь пигмента с клеем ПВА. Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно. Быстрое высыхание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.
Эта темпера продается в тюбиках и банках.

№18 Масло
Живопись масляными красками – это одна из самых распространенных техник, которые используются художниками. Масло по праву считается основным материалом в живописи: начиная с XVI века и по сей день не теряет популярности. Придумали нидерландские художники братья Ван Эйки в 14 веке.
В состав масляных красок входит цветной пигмент и масло — чаще льняное.
Масляные краски, славящиеся своей долговечностью, имеют яркие цвета и плотную фактуру.
Они всегда находятся в отдельных тюбиках. Обязательные атрибуты: это холст, палитра, кисти, мастихин, растворитель, маслёнка.
Чаще всего масляными красками пишут на льняном или хлопковом холсте, или на деревянной панели. Сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя.
Кисти – высококачественная щетина и синтетика.
П
алитра может быть деревянная, пластиковая, стекло с подложкой.
Выпускаются в тубах.

№ 19  Акрил
Акрил — сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных материалов. Акриловые краски сделаны на водной основе и не требуют каких-то специальных разбавителей
Они одновременно обладают свойствами акварели и масла. 
Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. А цвета акриловых красок, независимо от художественной цели, всегда остаются яркими. После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой.
Акриловые краски бывают разных видов: матовые, глянцевые, перламутровые, блестящие, а также жидкие или густые. Акрил быстро завоевал популярность в самых разных областях: живопись, оформление интерьера, красота. Акрилом разрисовывают ногти, пишут картины.
Для акриловой живописи используют различные художественные инструменты: кисти, мастихины, валики, тряпки, мастерки, и прочие экспериментальные приспособления
После высыхания  образуется не размываемая плёнка. Не имеют запаха.

УСПЕХОВ  В  ТВОРЧЕСТВЕ!