Разработка открытого занятия "Понятие пейзаж"

Конева Виктория Анатольевна

Тема занятия:   Понятие пейзаж

Цели и задачи занятия:

  • Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях
  • Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.
  • Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством. Развивать элементарные навыки работы с акварелью.
  • Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать изучать изображать деревья. Развивать творческое воображение.
  • Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

Материалы: формат А3, простой карандаш, акварель, гуашь, ластик, салфетка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ponyatie_peyzazh.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:         Понятие пейзаж

Цели и задачи занятия:

  • Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях
  • Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.
  • Продолжать знакомить детей с изобразительным искусством. Развивать элементарные навыки работы с акварелью.
  • Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать изучать изображать деревья. Развивать творческое воображение.
  • Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

Материалы: формат А3, простой карандаш, акварель, гуашь, ластик, салфетка.

Ход занятия.

Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав,стихотворение и вставите ключевое слово:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

 А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом.

  • «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

- А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

-Космос – космический пейзаж.

Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым. Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(Космонавт-художник)

 -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)

-Как он называется, как вы думаете? («Деревня»)

-Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

 -А это, какой пейзаж? (городской)

Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, вистории русской живописи, мастером городского пейзажа.

 - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например: вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов, который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки».  Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан.

-Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

 Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

-А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

 Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Береза)

 Весной зеленела Осень в сад к нам пришла

Летом загорела, Красный факел зажгла,

Осенью надела Бусы факелом горят,

Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви -только на макушке. (Сосна)

 Я из крошки –бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

  • Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

-Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

  • Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

  • Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

-Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету, по размеру.

Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

  • Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.
  • -Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.
  • -Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

-А ещё есть такое правило расшифруйте:

Дальше – меньше

Ближе – больше

Дальше – выше

Ближе – ниже

А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину(с помощью ослабления нажима).

  • Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.
  • Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?
  • Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?
  • Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?
  • Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).
  • Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.
  • Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.

Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

  • Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.
  • Физкультминутка.
  • Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже

  • Практическая работа.

Приступаем к работе.

Какова же последовательность работы:

Рисунок простым карандашом.

Обводка угольком

Штриховка и тонировка.

  • Анализ работ.
  • Выставка рисунков
  • Итог занятия:

-Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

-Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.