Конспект урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества" 5 класс

Зинченко Дарья Алексеевна

Конспект урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества" к учебнику изобразительного искусства 5 класс Неменский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Зинченко Дарья Алексеевна.

Должность: учитель изобразительного искусства.

Класс: 5

Тема урока: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод обучения: наглядный, практический, контроль.

Форма учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Тема раздела: Декор – человек, общество, время.

Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Издательство Просвещение, 2007.

Цели урока:

Предметные: Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного  искусства, различать по материалам и их свойствам.

Выявлять и называть характерные особенности  материалов в современном  декоративно-прикладном  искусстве.

Высказываться по поводу  роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить  и  определять в произведениях декоративно-прикладного  искусства связь  конструктивного, декоративного  и изобразительного  видов деятельности, а также  неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи изученные ранее  термины,  связанные декоративно-прикладным  искусством.

Метапредметные: 

Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка

Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Личностные: формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всем многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.); развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности.

Решаемые учебные проблемы: Выполнение аналитически- творческих заданий.

Вид средств ИКТ, используемых на уроке: компьютер, проектор, альбом для рисования, карандаши, акварельные краски, кисти, гелиевые ручки, фломастеры. Произведения декоративно-прикладного искусства разных времен, художественные открытки, репродукции и слайды. Греческая и египетская музыка.

Методическое назначение средств ИКТ: обучающее, демонстрационное при обобщении ранее изученного материала.

Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные: Научиться использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка. Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок. Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.  Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи. 

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека. 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа. Игровой момент
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа. Выполнение творческого задания
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Экспозиция из предметов декоративного искусства различных цивилизаций (Фотографии, картинки с изображением предметов). Звучит греческая и египетская музыка.

Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из предметов декоративного искусства (греческие вазы, египетские украшения, одежда).

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок не в классе как обычно, а в музее декоративного искусства разных цивилизаций. Посмотрите на экспонаты окружающие нас. О чем вам говорят костюмы людей, предметы быта, украшения?

Предполагаемые ответы учащихся:

- принадлежность к разным сословиям

- люди, носившие эти костюмы относятся к разным древним цивилизациям            (Египет, Древняя Греция, Китай, Средневековье)

- предметы быта украшены характерными орнаментами.

Учитель: Молодцы ребята, наши уроки не прошли даром. Давайте подумаем, как все то, о чем вы мне рассказали объединить в одно предложение – которое и будет темой нашего занятия.

Предполагаемые ответы учащихся:

- человек украшал себя и предметы быта

- по украшенным предметам мы можем определить роль ее хозяина.

- роль украшений в жизни людей.

Учитель: Да, ребята, вы почти во всем правы. Вы очень наблюдательны и умеете анализировать и делать правильные выводы. То есть можно сказать о роли декоративного искусства в жизни человека. 

Тема сегодняшнего урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».

2. Вступительная беседа. Игровой момент. Проблемное изложение, выход на тему урока

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока? Не забывайте, что это последний урок в четверти.

Примерные ответы учащихся:

- повторить все изученное

- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам.

Учитель: Верно. Целью урока является повторение, закрепление и проверка уровня усвоения материала о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества. Понимание того, что знания символики особо необходимы в нашем современном мире.

Для выполнения заданий и проверки усвоенных знаний давайте разобьемся на группы (Деление на группы при помощи выбора пуговиц определенного цвета).

Рассаживаемся по группам (разворачиваем парты друг к другу). Необходимо помнить, что мы находимся в музее, соблюдать правила поведения (говорить тихо, не ругаться, относиться к экспонатам бережно и с уважением). Ну, что вы готовы отправиться в залы?

3.        Объяснение темы урока

Экскурсовод: Ребята вы отлично справились с этим заданием, настало время перейти к выполнению следующего. У нас в архиве музея есть берестяные, папирусные, глиняные таблички с зашифрованными словами, давайте попробуем их расшифровать. Нам поступило письмо от археолога с какими-то криптограммами, может кто-то взяться за это дело? (Разгадывание кроссворда индивидуально в группах, самооценка правильности отгадывания путем сопоставления с эталоном).

Экскурсовод: Ну что ж, вы мне помогли навести здесь порядок, отправляемся в следующий зал.

Динамическая пауза. Звучит египетская и греческая музыка. Предлагаю исполнить греческий танец, в движении ощутить красоту египетской и греческой музыки.

На днях к нам в музей поступили экспонаты, правда они пришли частями – они были разбиты. Для того, чтобы правильно расположить их и оформить экспозицию, сейчас мы всё попробуем восстановить. Вы мне поможете, правда?

Нам предстоит пройти небольшое тестирование по изученным темам. Для этого будем использовать ручку и чистый лист бумаги.

1. К какому виду изобразительного искусства относится орнамент?

А) к живописи

Б) к графике

В) к скульптуре

Г) к декоративно- прикладному искусству.

2. Как называется орнамент, где изображен квадрат, треугольник, круг и т.д.?

А) квадратный

Б) плоский

В) геометрический

Г) зооморфный.

3.Назовите цветок, часто встречающийся в орнаментах Древнего Египта

А) хризантема

Б) лотос

В) тюльпан

Г) роза

4. Древнее искусство расписывания сосудов:

А) вазописьглаз-Гора.jpg

Б) расписальня

В) скульптура

Г) геральдика

5. Название символа …

А) глаз

Б) круг

В) луна

Г) уаджет

6. Символ бога, катящего диск, в Древнем Египте:

А) скарабей

Б) подвеска

В) саркофаг

Г) лотос

7. Символы власти в Древнем Египте:

А) сандали

Б) калазирис

В) парик

Г) скипетр

8. Отличительный знак рода-это….

герб

9. Основа любого герба (на чем изображается герб):

А) поднос

Б) эмблема

В) шлем

Г) щит

10. Отличительный знак клуба, сообщества

А) эмблема

Б) портрет

В) герб

Г) пейзаж

11.Как называют животных, которые держат щит на гербах?

А) щитоносцы

Б) щитоловцы

В) щитодержатели

12. Что венчает герб?

А) корона

Б) девиз

В) перья

13. Что изображено на гербе России?

А) Георгий-освободитель

Б) копье

В) Георгий- победоносец

Г) двуглавый орел

14. Краткое изречение под щитом называется…

А) слово

Б) пословица

В) девиз

Г) предложение.

Экскурсовод: - Что-то мы задержались в этом зале, пойдемте в другой - зал Геральдики.

4.        Постановка художественной задачи

Учитель: Ребята да вы только посмотрите на эти гербы разных стран, городов, семейные гербы (показ слайдов, изображения гербов, рисунки учащихся, вывешенные на доске). Какая красота! Вы согласны? Мы тоже с вами на уроках учились создавать различные гербы по-вашему желанию. Трудно было? – Да, но интересно.

Сегодня экскурсовод попросил нас выполнить эскиз герба наших групп, для размещения в их в зале Геральдики.

Эскизы гербов обсуждаются учащимися, предлагаются свои варианты, корректируются, оспариваются.

  1. Практическая работа. Выполнение творческого задания

Учитель: Сейчас вам предстоит самим создать эскиз герба вашей группы для музея декоративного искусства. Вы можете создать несколько вариантов и выбрать путем взаимодействия более удачный.

Учитель ведет индивидуальную консультационную работу с учащимися. Помогает спланировать коррекцию (оптимальный выбор композиции учащимся), придумать название своей работе, стимулирует саморегуляцию (внушает уверенность в собственные творческие способности отдельных учащихся, помогает планировать процесс творчества). 

  1. Актуализация знаний. Рефлексия

Ребята,  наш  урок подходит к концу.

Давайте перейдем к защите своих эскизов гербов и награждению победителей. Все гербы своих групп выставляются в зале Геральдика.  

Учитель: В конце нашего урока я хотела бы услышать ваше мнение. Действительно, ли знание символики необходимо в нашем современном мире? Приведите примеры.

Предполагаемые ответы учащихся:

Да, знание символов нам помогает различать представителей разных стран (олимпийские игры).

- Помогают ориентировать в принадлежности к различным иерархиям.

7.        Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания

Учитель:  Как вы считаете, нам удалось выполнить задания экскурсовода? Выставка ваших творческих работ говорит нам: «Да!»

Молодцы, ребята. Вы отлично поработали и заслуживаете похвалы. Ведь каждый из вас вложил частичку творческого труда в наше общее дело. Похлопайте в ладоши кому сегодня все удалось. Теперь похлопайте те, кто испытывал затруднения

Запишите домашнее задание. Индивидуальные задания по просьбе учащихся, рекомендации. На каникулах присмотреться к примерам современного декоративного искусства, если будет возможность посетить музей или выставочный зал.

Лист самоанализа усвоения учебного материала учащимися.

Ф.И.О. учащегося ______________________________________

Класс ________________________________________________

Тема

Теоретический/

практический материал

Знаю/ умею

Не понимаю/ не умею

Возникшие проблемы

Спасибо всем за урок!