Конспект урока "Русская народная вышивка" 5 класс

Зинченко Дарья Алексеевна

Конспект урока "Русская народная вышивка" 5 класс к учебнику изобразительного искусства Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_vyshivka_5_klass.docx268.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Зинченко Дарья Алексеевна.

Должность: учитель изобразительного искусства.

Класс: 5

Тема урока: Русская народная вышивка.

Тип урока: урок открытия нового знания (объяснение нового материала).

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Тема раздела: Древние корни в народном искусстве.

Учебник: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс. Издательство Просвещение, 2007.

Цели урока:

Предметные: Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли,  древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения.

Метапредметные: 

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные:

проявлять активность для решения познавательных задач.

Личностные: уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Решаемые учебные проблемы: изображение эскиза орнамента вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Основные виды орнамента, его символы и принципами композиционного построения. Единство конструкции и декора в предметах народного быта.

Вид средств ИКТ, используемых на уроке: компьютер, проектор, альбом для рисования, карандаши, акварельные краски, кисти. Таблицы по ДПИ с изображением вышитых полотенец.

Методическое назначение средств ИКТ: обучающее, демонстрационное при изучении нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметный. Понять специфику образного языка народной вышивки родного края; приобрести опыт выполнения творческого проекта (украшение полотенца вышивкой) на основе народной традиции, опыт совместной поисковой деятельности, связанной с изучением особенностей украшения рушников своего края.

Метапредметный. Самостоятельно определить задачу урока; выявить близость орнамента народной вышивки с памятниками устно – поэтического творчества (народные песни); осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, организовать выставку рушников.

Личностный. Бережно относиться к рукотворным памятникам старины; реализовать творческие способности, развить наблюдательность, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной практической творческой деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Объяснение темы урока
  4. Постановка художественной задачи
  5. Практическая работа. Выполнение творческого задания
  6. Актуализация знаний. Рефлексия
  7. Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей).

Мы продолжаем знакомиться с темами, которые посвящены изучению народного искусства. Очень важно знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой мы являемся. Культура – это память. Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом.

2. Вступительная беседа. Проблемное изложение, выход на тему урока

Учитель демонстрирует созданные учащимися на предыдущем уроке рисунки, демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

Беседа.

- Зачем люди украшали свои жилища?

- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что он служит только украшением?

Человек хотел жить в гармонии с природой, потому как понимал, что полностью от нее зависит. И чтобы чувствовать себя защищённым, чтобы силы природы были к нему благосклонны, окружал человек себя древними образами, украшая ими предметы быта.

- Мы говорили, что изделия из дерева украшались резьбой и росписью. А как украшались изделия из ткани? (ответ учеников - Вышивкой)

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема сегодняшнего урока: «Русская народная вышивка».

3.        Объяснение темы урока

Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
Сегодня мы рассмотрим образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, узнаем их символическое значение. А так же поговорим о предмете быта, который сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти – полотенце.

- Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)
- Какие полотенца называются
бытовыми?

Бытовые полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля). В старину их называли рушниками.

Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с представленными на слайде:

а) по количеству в помещении;
б) по размеру.
в) будете ли вы вытирать ими руки?
(Нет)
г) почему?
(Красивые, жалко и др.)
д) чем еще праздничные полотенца отличаются от бытовых
? (Наличием
 вышивки)
- Что же такое вышивка?

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. 

Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды - обереговая.

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи. В  вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.

Были полотенца повседневные, а были нарядные – для праздников и ритуалов. Полотенца развешивали на ветвях священных деревьев по праздникам. Полотенцем украшали красный угол избы. На полотенце принимали родившегося ребенка.

Полотенце было неизменным участником свадебного обряда. На свадебных полотенцах часто вышивали парных коней и птиц-пав в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

В русской вышивке часто использовались орнаменты.  Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов обихода.

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа.  Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый.
Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.

Красный цвет был главным.  Красный  - цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Это мужской, сильный цвет. Красные узоры вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

В узорах вышивки часто можно встретить изображения птиц. Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на тех птиц, что живут в природе. Ведь птицы на вышивках – это символы тепла и солнца.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью людей.

Задание на закрепление материала.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце (два человека)

Безымянный

     

Физкультминутка

Мы устали, рисовали

наши рученьки устали,

мы немного потрясем,

и опять творить начнем.

Мы устали, рисовали

наши глазоньки устали,

мы немного поморгаем

и опять учиться станем.

4.        Постановка художественной задачи

Сегодня мы, как и древние русские умельцы, попробуем научиться мастерству составления узоров для вышивания. Только мы будем не вышивать, а рисовать. Учитывая символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки, выполните эскиз орнамента вышивки на полотенце.

  1. Практическая работа. Выполнение творческого задания

Импровизация по мотивам вышивок на полотенцах. При выполнении работы следует обратить внимание на построение композиции. Ломаной линией подчеркнуть контур птицы, животного, женского божества и т.д. Подсказать, что поверхность традиционного образа можно украсить мелкими геометрическими узорами. Во время практической работы проводятся целевые обходы:

-контроль правильности выполнения работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Актуализация знаний. Рефлексия

Ребята,  наш  урок подходит к концу.

Давайте вспомним, что интересного и нового сегодня вы узнали на уроке?

Что такое вышивка, каково ее назначение? Что вам известно об орнаменте?

Какие цвета являются в вышивке основными?

Что символизируют красные и белые цвета?

Можно ли одинаково украсить свадебное и повседневное полотенца?

7.        Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся. Запись домашнего задания

-экспресс-выставка работ учащихся;

-выставление оценок.

На сегодняшнем уроке мы говорили о русской народной вышивке и ее символическом значении. Увидели, что древние образы, которыми окружал себя человек, можно увидеть и в орнаменте вышивок. Узнали, какой глубокий символический смысл вкладывали в украшение самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

Запишите домашнее задание. Найти изображения мужчин и женщин в народных костюмах в иллюстрациях к детским книгам.

Лист самоанализа усвоения учебного материала учащимися.

Ф.И.О. учащегося ______________________________________

Класс ________________________________________________

Тема

Теоретический/

практический материал

Знаю/ умею

Не понимаю/ не умею

Возникшие проблемы

Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному русскому искусству. А это и была главная цель нашего урока. Наведите порядок на своем рабочем месте. Всем спасибо. Урок окончен.