Как развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства с помощью нетрадиционных техник

Зинченко Дарья Алексеевна

Статья рассказывает о вовлечении в творческий процесс учащихся, в том числе и тех, кто испытывает некоторые затруднения при реализации творческого процесса, с помощью современных техник и направлений рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зинченко Д.А. «Как развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства с помощью нетрадиционных техник»

Сегодня перед учителем стоит задача заинтересовать и вовлечь в творческий процесс учеников, не только обладающих от природы способностями в сфере изобразительного искусства, но и тех, кто испытывает некоторые затруднения при реализации творческого процесса.

По своей структуре урок изобразительного искусства, несомненно, сложный, сочетающий в себе целое многообразие знаний и навыков – как со стороны учителя, так и у ученика. Это  художественные и выразительные средства, композиция, перспектива, пропорции и прочее.

В современном обществе человек ежедневно сталкивается с огромным количеством информации, не всегда удается ее переработать и использовать в нужных целях. С аналогичной проблемой перенасыщения информацией сталкиваются и школьники, достаточно сложно их серьезно заинтересовать, сконцентрировав на продолжительное время их внимание.

 Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности, и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

Нововведения, а именно применение нетрадиционных техник, способны вызвать и привить интерес учащихся к изобразительному искусству. Как справедливо отмечает А.С. Басова, «нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах». Именно такие техники позволяют раскрыться воображению и фантазии учащихся, проявить творческий подход, внести что-то новое в процесс выполнения заданий на уроках изобразительного искусства.

Существует множество факторов, обуславливающих выбор конкретной нетрадиционной техники для работы с учащимися: возраст, степень подготовленности учащихся, количество отведенного времени на выполнение задания, психологические особенности детей, материал для выполнения, тематика выполняемого задания.

Если говорить о своеобразии самих детских рисунков, то следует отметить ряд обстоятельств. «Во-первых, ребенок еще не владеет теми изобразительными средствами, которыми располагает современная ему культура общества. [..] Во-вторых, в рисунке проявляется своеобразие многих сторон детской психики.» (В.С. Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта»).

В настоящее время существует множество новых техник и направлений рисования, что позволяет в значительной степени разнообразить учебный процесс на уроках изобразительного искусства, творчески подойти к решению поставленных образовательных задач.

К нетрадиционным техникам рисования можно отнести следующие:

- точечная роспись (point-to-point)

- декупаж

- энкаустика

- квиллинг

- граттаж

- кракелюр (кракле)

- монотипия

- набрызг

- кляксография.

Точечная роспись представляет собой технологию нанесения рисунка на выбранную вами поверхность посредством нанесения точек. Для этого не обязательно уметь рисовать, на первый план выходят фантазия, усидчивость и аккуратность нанесения узоров. Для нанесения узоров техникой точечной росписи можно использовать практически любые краски и лаки, но чаще всего для нанесения узоров используются акриловые контуры.

Декупаж – это техника декора с помощью вырезанного (или вырванного) изображения, которое приклеивается на поверхность заготовки и затем закрепляется лаком. Декупаж можно делать практически на любых поверхностях: деревянных, стеклянных, металлических, пластиковых, ткани, коже, керамике, картоне и др.

Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.

Квиллинг - изготовление декоративных композиций с помощью скрученных в спираль полосок цветной бумаги. В основе техники лежит простейший прием – длинная полоска специальной бумаги скручивается в спираль с помощью тонкого стержня. Затем заготовке придается продолговатая, согнутая с одной стороны или любая другая форма, в результате получаются различные лепестки, лучи снежинок и так далее. Обычно требуется изготовить довольно много элементов, которые затем собираются в единую композицию.

Граттаж - (от французского gratter — скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

Кракелюр - техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Ее широко применяют как самостоятельно, так и в сочетании с декупажем или другими техниками. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный). Одношаговый кракелюр считается более простым в исполнении. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении. 

Монотипия - (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - одна из простейших графических техник. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Набрызг – техника рисования, состоящая в разбрызгивании красок. Для занятий можно использовать старую зубную щетку, расческу с частыми зубчиками. Применять данную технику можно при создании рисунков абстрактного типа, также набрызг используют при рисовании через трафарет. В то же время можно совмещать нанесение через трафарет и свободный набрызг.

Кляксография – техника, в которой рисунок создается с помощью клякс. Здесь не нужно быть одаренным, чтобы у тебя получился шедевр. Учащимся нравится эта техника, так как у всех получается. С помощью воображения и фантазии создаются очень необычные рисунки, и каждый ребенок может увидеть в них нечто уникальное.

Помимо перечисленных техник существует множество других, а также вполне возможно проявить фантазию, оригинальность и совместить нескольких техник при выполнении учебного задания.

Подводя итог, следует отметить, что применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства позволяет заинтересовать и вовлечь  в творческий процесс, развить креативные способности учащихся, расширить их кругозор, развить зрительную память, фантазию, приобрести новые знания, умения, навыки для дальнейшего использования в творческих работах.

Список литературы

  1. А.С. Басова «Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства». Пенза, «Наука и просвещение», 2017.
  2. В.С. Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта». М., «Педагогика», 1981.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., «Лабиринт», 1998.
  4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., «АПН РСФСР», 1963.
  5. https://ru.wikipedia.org
  6. https://www.artzagotovka.ru/статьи/точечная-роспись-или-point-to-point/
  7. http://comehome.by/chto-takoe-dekupazh-eto/
  8. http://www.tairtd.ru/information/articles/Sozdanie-odnoshagovogo-i-dvukhshagovogo-krakelyura-.html