Педагогический опыт. Разработка урока. Формирование у учащихся детской художественной школы приема выполнения печатной графики

Шепелева Екатерина Игоревна

Цель исследования:  Поиск эффективных способов формирования и развития графических навыков у обучающихся среднего школьного возраста (6 класс)  в учреждении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_po_formirovaniyu_navykov_raboty.docx12.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование навыков у обучающихся детской художественной школы приёма выполнения печатной графики. Методика проведения занятий по формированию практических навыков работы в технике «гравюра наклейками»  в процессе изучения с учащимися детской художественной школы №3

Цель исследования:  Поиск эффективных способов формирования и развития графических навыков у обучающихся среднего школьного возраста (6 класс)  в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: Изучение материала разработки темы «Формирование и развитие графических техник. 6 класс».

Предмет исследования:  Формирование графических навыков у обучающихся 6 классов  на занятиях по рисунку.  

Гипотеза исследования: Если педагог на занятиях по рисунку будет:

  • Учитывать возрастные особенности среднего школьного возраста;
  • Использовать различные инструменты, материалы и художественные техники;
  • Знакомить учащихся с различными техниками.
  • То формирование и развитие графических навыков у обучающихся будет успешным.

       Осуществление поставленной цели и проверка гипотезы может быть решена следующими задачами исследования:  

  • Познакомиться с научно-методической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературой по исследуемой проблеме, и проанализировать её.
  • Посмотреть различные подходы к обучению учеников среднего школьного возраста по теме исследования.
  • Изучить психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста.
  • Разработать собственную экспериментальную программу и проверить ее на основе приемов, способствующих формированию и развитию графических навыков с учетов возрастных особенностей испытуемых.

       Для проверки выдвинутой гипотезы и для решения задач использовались следующие методы:

1. Анализ изученной литературы;

2.  Изучение опыта педагогов;

3. Эксперементально-опытная работа ;

       Цели и задачи исследования определили структуру и содержание ВКР. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

       База исследования: МОУДОД  Художественная школа №3  г. Саранск

       Школа направлена на углубленное обучение художественных навыков, развитие у учащихся знаний и умений в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, эстетического вкуса, а так же на развитие художественно-творческой деятельности.

       Учебные занятия по теме методического исследывания проводились с учениками 3 класса живописного отделения.

       С целью выявления знаний об основных графических печатных техниках, был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие учащиеся в возрасте 11-12 лет.

       Данная работа ориентирована  на развитие  чувства прекрасного, она позволит расширить  знания обучающегося в области графического искусства, будет способствовать проявлению активности ученика, его инициативы и аккуратности в процессе работы, а так же методика нацелена на создание учащимися собственных оригинальных оттисков.

       Учащимся были заданы вопросы, на которые они должны были дать развернутые ответы:

1) Сталкивались ли Вы на уроках по рисунку с видами печатной графики? (Если да, то перечислить, с какими? )

2) Знаете ли Вы виды печатной графики? (Если да, то перечислить, какие? ) Сталкивались ли вы с понятием – Эстамп? (Если да, дайте определение этому слову?)

3) Знаете ли Вы, где использовалась печатная графика?  (Если да, то перечислить)

4) Знакомы ли Вы с техниками печатной графики? (Если да, то перечислить, какие Вы знаете техники)

5) Хотели бы вы больше узнать о печатной графике? Почему?

       Результаты опроса показали, что дети сталкивались на уроках рисунка с печатной графикой -«гравюрой», знакомы с некоторыми техниками, знают, где использовались гравюры, но мало знакомы с технологией выполнения графических работ.

       Таким образом, было выявлено, что учащиеся не только хотели бы больше узнать о печатной графике, но и научиться выполнять работы в различных техниках, с которыми они еще не знакомы.

       Анализ предопределил постановку следующих задач:

–  знакомство учащихся с техникой «гравюра наклейками» или по-другому её можно назвать- гравюра на картоне;

– формирование практических навыков в процессе освоения- «гравюры наклейками»;

– на основе изученной техники гравюры выполнить стилизованный натюрморт простых предметов интересных по пластике.

       С целью приобщения учащихся к изучению печатной графики и формированию практических навыков нами были разработаны и проведены занятия, в рамках  дисциплины Рисунок».

       Тема первого занятия – «Знакомство с видами печатной графики ».

       Цель – расширить представление учащихся о печатной графике. На данном этапе мы применили словесный метод обучения (беседа, рассказ).

       Задачи: развить у детей творческие способности, воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус, формирование практических навыков в процессе знакомства  с техническим приёмом выполнения гравюры.

       Для актуализации знаний о печатной графике была проведена беседа. В ходе которой, дети вспоминали о видах эстампа, и в чем особенность каждого из видов. Учащиеся вспомнили о том, что виды эстампа (такие  как – гравюра на дереве, линогравюра, гравюра на картоне относятся к высокой печати,  офорт  относиться к - глубокой печати, а литография и монотипия к плоской печати, еще существует – трафаретная печать, к ней мы относим  шелкографские техники)  отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Каждый вид эстампа имеет специфические особенности, которые выражаются в уникальном техническом приеме печати.

Для организации восприятия использовался метод наглядности (показ, наблюдение),  в качестве зрительного ряда учащимся были предложены  оригинальные оттиски (офорт, линогравюра и литография) выполненные педагогом, был представлен иллюстративный ряд работ известных  графиков, презентация, отражающая теоретический аспект занятия.

Данные методы дают возможность не только развивать у учащихся внимание, наблюдательность, но и  эстетические качества. Изучаемый материал становится для учащихся  наиболее доступным и понятным.

       Эстамп (от фр. estampe) - общее название оттисков печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.
Различают четыре разновидности эстампа: высокая (выпуклая) печать, плоская печать, глубокая печать и трафаретная печать.
       К выпуклой печати: относят ксилографию, линогравюру и гравюру на картоне. С  поверхности  доски  удаляются  при   помощи вырезывания или  выдалбливания  все места, которые  на  бумаге должны  выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку — на  доске  они  образуют  выпуклый  рельеф.
       К плоской печати - литографию со всеми ее разновидностями и монотипию. Здесь рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность  камня обрабатывается химическим составом таким образом, что  жирная краска при накате  воспринимается только определенными  местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги  нетронутым,— такова техника литографии. Кроме  камня в плоской  печати  используются  и   алюминиевые  дощечки  —  так  называемая альграфия.
       К глубокой печати относят - резцовую гравюру, офорт, меццо-тинто, пунктир, сухую иглу, акватинту, резерваж, лавис, мягкий лак, карандашную манеру. Изображение наносится на поверхность  в форме углубленных желобков, царапин  или борозд. В эти углубления попадает краска, которая  под сильным  давлением  печатного  станка  переносится  на  бумагу. Давление  печатного  станка  оставляет по  краям доски углубления на  бумаге, которые  отделяют рисунок от полей.

       Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто (“черная печать”), офорт, акватинта, мягкий лак (или смывной лак).

       Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия “Большие бедствия войны” 1633г., серия “Низшие” 1622г.)

       Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски.

       Меццо-тинто - от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашенный. Вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

       Акватинта - от итальянского aquatinta - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кисло-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

       Каждый из вышеупомянутых способов гравюры имеет свои особенности в зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например, ксилография более жестка, сурова, по сравнению с гравюрой на металле. По стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому, экспрессивному образу. Дерево - своевольный, неоднородный материал, диктующий собственные условия. Металл же - более организован, податлив. Ксилографии практически недоступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше походит для создания сатирических произведений, она более народна. Например, лубки, - народные картинки, относящиеся, как привило, к декоративной графике, отличаются простотой и доступностью образов, откликаются на политические события, также изображают сцены быта. Техника исполнения лубка - обычно ксилография, иногда литография или гравюра на меди, раскрашиваемая после печати от руки.  Гравюра же на металле выполненная, например, в технике офорта, как правило, включает в себя строгую систему параллельных и перекрестных штрихов, соответствующих форме изображаемого предмета. Офорту наиболее доступно создание объема, пространства, света.

       Сам принцип оттиска был известен  очень давно, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях. История гравюры на дереве восходит к глубокой древности. Родиной её считается Китай. В Европе гравюра появляется в 13 столетии и достигает особого расцвета в 15 и 16 веках. Гравюра обретает очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя  дома может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки были вполне доступны. Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого  работали в технике гравюры. Владимир Андреевич Фаворский создавал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в технике гравюры.

 На следующем этапе первого занятия мы проговорили поэтапный процесс выполнения гравюры и приступили к воплощению задуманного.

       Этапы работы:

  • Выполнение эскиза натюрморта на 1/2  альбомного листа (сочинение композиции натюрморта).
  • Вырезание из картона  предметов  составляющих натюрморт (предварительно рисуют нужного размера и формы). Вырезание  в предметах отверстий ( бликов, узоров), которые должны остаться светлыми.
  • . Наклеивание  элементов натюрморта  на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеивание элементов декора.
  • Покрытие  матрицы  краской.
  • Получение оттиска при использовании печатного станка.

       Сделать гравюру в условиях урока  было непросто. Обучающиеся приступили к выполнению натюрморта в технике высокой печати- «гравюра наклейками». Был поставлен натюрморт из трех предметов ( керамического чайника, скрипки и бокала)

Обучающимся был представлен иллюстративный ряд состоящий из гравюр известных художников графиков, а также были представлены фотографии работ учащихся, работающих в подобной технике. Также на доске было представлено пособие раскрывающие последовательность ведения работы. Обучающимся были выданы небольшие кусочки картона.  На которых им было предложено сочинить композицию из заданных предметов . Перед детьми стояла задача,  не просто срисовать натюрморт с точки их зрения, а придумать некую абстрактную композицию , которая включает в себя эти предметы натюрморта, было предложено  сочинить композицию, а затем на картоне изобразить  предметы нужного  размера и вырезать их.

 После того как обучающимися были вырезаны элементы натюрморта, им предстояло вырезать блики и элементы декора на предметах, для того, чтобы разнообразить и оживить натюрморт. ( На этом этапе работы у некоторых обучающихся возникли трудности при вырезании мелких деталей и элементов) Учащимся также были выданы картонки, на которые, (согласно своего композиционного решения) приклеивались, на двухсторонний скотч, элементы натюрморта. Пустоты на листе заполнялись декоративными фактурными элементами, на усмотрение автора работы.

 Второе занятие было посвящено формированию у обучающихся  практических навыков в процессе знакомства  с техническим приёмом выполнения гравюры. Обучающим было предложено сначала прокрыть наклеенные элементы натюрморта клеем ПВА (для того чтобы авсетная краска не впиталась в картон), затем специальным валиком для печати на подсохший от клея картон наносилась авсетная краска (специальная краска для печати) на все выпуклые элементы и фактурный декор.

        После нанесения специальной краски обучающиеся отправляли готовое к печати изделие на специальный печатный станок,  сверху на подготовленный картон  клали  чистый лист бумаги, и под давлением станка прокатывали лист. Получали оттиск.  У обучающих была возможность напечатать несколько оттисков с одного картона. Обучающиеся остались довольны проделанной работой.

    По окончании занятия был проведен просмотр готовых оттисков учащихся. В результате работы учащиеся не только приобрели практические умения и навыки, но и создали собственную творческую работу. Каждый из учащихся справился с заданием

       Таким образом, в процессе изучения печатной графики обучающими была освоена  техника «гравюра наклейками», учащимися были приобретены системные знания, представления о видах и разновидностях графики, а также практические умения и навыки по созданию графических оттисков.