Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над формальной композицией"
В презентации рассмотрен один из способов развития творческих способностей учащихся, опирающийся на абстрактное мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оглавление I Введение II Общие механизмы творчества III Становление формальной композиции 1.Абстракционизм 2.Средства композиции 3.Цели и задачи работы над формальной композицией «Птичка» 4.Последовательность снятия изобразительности с объекта в формальной композицией. IV Заключение V Список литературы
Введение Творческие люди очень востребованы в современном мире. Реализация творческого потенциала возможна в профессиях, связанных с искусством: актеры, певцы, писатели, художники, так и в профессиях технической направленности: архитекторы, инженеры-конструкторы. Креативным людям легче приспособиться в меняющемся мире, увлечься работой, внести новизну и чувствовать радость от рабочего процесса. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия способствуют лучшему познанию окружающего мира. Высшим продуктом эволюции живой материи является мозг, обладающий не только уникальной приспособляемостью к среде, но и способностью создавать новую.
Творческие задатки существуют в мозгу каждого человека. Оно ярко и спонтанно проявляется у детей, инстинктивно развивающих свой мозг в игровой деятельности . В зрелом возрасте, согласно мировой статистике, спонтанное проявление потребности и способности к творческой деятельности наблюдаются только у 5% людей в любой популяции.(2. с.5) Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Сущность творческого процесса одинакова для всех. Творческие способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся. Чтобы они развивались, необходимо создавать специальные условия, требующие его активизации.. Начало XXI века знаменуется переходом к новой концепции системы образования – личностно-ориентированной, ориентированной на индивидуальность, самобытность, уникальность каждого ученика.
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование художественного вкуса и творческого воображения, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения- эти качества обозначены в ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) , которые должна развивать современная школа.
II Общие механизмы творчества Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский , Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер , Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская, Теплов Б. М., Выготский Л.С. И др. (4 с. 67) Существует множество определений творческих способностей. Так Б.М. Теплов в статье «Способности и одарённость» понимает под способностями -индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. И.Ф. Харламов, как и В.А. Крутецкий , подразделяет способности на общие и специальные. К общим способностям , помогающим добиваться успехов в учении, он относит такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям, по мнению ученых, относятся также способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения, внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей.
Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определённой деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Различают учебные и творческие: учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Творчество как процесс происходит на разных уровнях: бессознательном, подсознания, сознания и сверхсознания . Сознательная форма творчества имеет свой, особый инструмент — логические операции. Эти операции — анализа, синтеза, абстракции и обобщения, а также умозаключения — направленные на познание реальности, приводят не только к открытию в ней новых закономерностей, но и к изобретению, к созданию некоторого нового продукта. (8, с.54)
Все творческие операции, как уже говорилось выше — изменение, преобразования— тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Владение языком изобразительного искусства начинается со знакомства с выразительными возможностями линий, форм, цвета. Творческие навыки больше всего тренируются на нестандартных заданиях. Поддержанию творческого потенциала способствует постановка новых задач и целей, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал. Поэтому изображение одной и той же идеи в разных изобразительных формах — реализме, символизме, абстракционизме — дает толчок для творческого поиска.
Работа над формальной, или абстрактной композицией позволяет подросткам взглянуть на обычные, постоянно окружающие их объекты другим взглядом, увидеть их совершенно с иной стороны. Возникает необходимость проанализировать форму, найти характерные, повторяющееся элементы, увидеть их ритмичность, преобразовать объект сохранив наиболее выразительные черты. Данные задания способствуют развитию формального, нестандартного мышления . Перед началом работы над формальной композицией или как домашние задание – обязательно выполнить зарисовки объектов трансформации ( у нас –птички). Данная презентация дает представление о том, на фоне каких художественных течений сформировалось абстрактное видение реальности. Затем вспомним о средствах композиции. И уже опираясь на знания о средствах композиции – преобразование реалистичного изображения в формальную композицию.
III Становление формальной композиции 1. Абстракционизм « Тень и мрак: вечер перед Потопом » Уильям Тернер Вплоть до конца 19-го века большая часть живописи и скульптуры следовала традиционным принципам классического реализма, преподаваемым в художественных европейских академиях. Основа этих принципов – реалистическое изображение объектов. Художники конца 19в.- начала 20 в. начали искать новые методы изображения реальности. Появились картины, на которых объект или сюжет можно угадать, только лишь взглянув на название, например как данное произведение английского художника. Джозефа Мэллорда Уильяма Тернер а
Абстрактная живопись появилась в начале XX века. Философское обоснование оценки ценности формальных качеств произведения искусства вытекает из заявления Платона о том, что: «прямые и круги… не только красивы… но вечно и абсолютно прекрасны». Начнем с очень простой иллюстрации. Картина может содержать очень плохой рисунок человека, но если его цвета очень красивы, она, тем не менее, может показаться нам прекрасной картиной. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить представительное (рисунок). С другой стороны, фотореалистичная картина дома может быть очень реалистична, но предмет, цветовая схема и общая композиция могут быть совершенно скучными. Абстрактный язык в искусстве появился в самые древние времена, о чём свидетельствуют абстрактные орнаменты на поверхностях древнейших артефактов. До сих пор дискуссионным остаётся вопрос, что появилось раньше, абстрактное или реалистическое искусство.
Абстракция - ( лат . abstractio —«удаление, отвлечение») Абстрагирование — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта ( предмета или явления ) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования — абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д. Толчком к появлению первых образцов абстрактной живописи стали музыкальные произведения. Художники пытались достичь эффекта, который производила на слушателя музыка. Не имея физической или какой-либо другой осязаемой формы, то есть будучи понятием по сути абстрактным, звуки музыки, тем не менее, могут заставить человека ощутить вполне реальные эмоции: плакать или от радости или грусти, поднимать настроение или воодушевлять. Так опера Вагнера « Лоэнгрин », вызвавшая у начинающего художника Василия Кандинского целую бурю не только эмоций, но и зрительных образов, заставила его задуматься о попытке сделать что-то похожее при помощи холста и красок — что-то настолько же сильное по воздействию на зрителя, но без непосредственного привлечения конкретных образов
Опера Вагнера « Лоэнгрин » , вызвавшая у начинающего художника Василия Кандинского целую бурю не только эмоций, но и зрительных образов, заставила его задуматься о попытке сделать что-то похожее при помощи холста и красок — что-то настолько же сильное по воздействию на зрителя, но без непосредственного привлечения конкретных образов. Васи́лий Васи́льевич Канди́нский , 1-я абстрактная работа
Пит Мондриан. «Трафальгарская площадь» Существует скользящая шкала абстракции: от полуабстрактной до полностью абстрактной. Все произведения абстракционизма делят на геометрическую абстракцию и лирическую. Острые углы, бесстрастная атмосфера и четкие формы определяют первую категорию, а плавные текучие линии и лирический настрой характерны, соответственно, для второй. Художники пытались избавляться от любых намеков, которые могли бы подтолкнуть зрителя на ассоциации с предметами или образами, изображенными на полотнах, и поэтому давали им максимально отвлеченные названия вроде «Сюжет номер такой-то», «Композиция», или вообще никак не называли. А вот другие, напротив, при помощи названий обозначали то, что по идее должен увидеть зритель на холсте — будь то «Русский балет» или «Трафальгарская площадь»
Наиболее известными художниками абстракционистами стали: Василий Кандинский , Казимир Малевич , Павел Филонов , Пауль Клее и др. Пауль Клее Флора на песке Казимир Малевич 1916 Суприматизм
Черты абстракционизма можно отследить у приверженцев многих авангардных течений: футуристов, сюрреалистов, экспрессионистов, конструктивистов. Озабоченность абстрактных экспрессионистов визуальными эффектами, особенно влиянием цвета, была отражением их главной цели – вовлечь и исследовать основные человеческие эмоции. Таким образом, абстрактная экспрессионистская живопись лучше воспринимается скорее интуитивно, обычно ставится вопрос: «Что она заставляет вас чувствовать?» – а не «что это говорит?»
2. Средства композиции Композиция ( лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Центр композиции - часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета
Центр композиции - часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета Симметрия — равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое Асимметрия — неравномерное размещение Закон равновесия- такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично
Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Для выражения динамики можно пользоваться диагональными линиями, асимметричной компоновкой объектов Статичная композиция - создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов. Ритм -чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся ритм зданий, домов. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором Контраст — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.). Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме. Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет .
Работы, выполненные учащимися 2 класса к заданию - средства композиции .
Абстрактная или формальная композиция – это композиция, построенная на сочетании абстрактных элементов (точка, линия, пятно, цвет) и лишенная предметного содержания. Композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения
Формальные композиции используются в плакатах, оформлении упаковок этикеток, росписи посуды, гобеленах, оформлении интерьеров, зданий, станций метро, торговых центров, театров т. е. в дизайне
3.Цели и задачи работы над формальной композицией «Птичка» Цель: Выполнить формальную композицию «Птичка» в выбранном колорите. Задачи: 1.Формировать знания о понятии «Формальная композиция», о художниках – абстракционистах; Закрепить знания о средствах композиции: центр композиции, симметрия, асимметрия, динамичная композиция, статика, ритм, контраст, колорит; Формировать композиционные навыки; 2.Развивать творческие способности. 3.Воспитывать уважительное отношение к разнообразным художественным направлениям.
Самая важная задача данной учебной деятельности в преодолении стереотипа видения предметного пространства. Необходимо творчески переработать объект и изменить, внести в него свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки, п реобразовать и форму и цвет предметов и пространство вокруг них. Данное пособие составлено на основе задания по «Формальной композиции». Может использоваться преподавателями школ искусств и художественных школ на занятиях по композиции. Структура работы над формальной композицией начинается с зарисовок с натуры. К ак отмечал Л. С. Выготский , творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение и дальнейшим последовательным снятием изобразительности с объекта.
4. Последовательность снятия изобразительности с объекта в формальной композицией . а). Зарисовка с натуры или фотографии
б). Упрощение формы, исключение второстепенных деталей, фактур
в).Снятие предметной узнаваемости с изобразительных форм
г).Выполнение формальной композиции в тоне д). Выполнение формальной композиции в цвете
Работы, выполненные учащимися 2 класса
IV Заключение Для формирования потребности в творчестве важна частота упражнений и положительные результаты, которые легко достигаются при изображении абстрактных качеств или процессов из-за отсутствия зрительного шаблона и полной свободы для фантазии. Вторым сложным объектом развития является творческое сознание, которое начинается с осознания себя творцом, владеющим инструментами созидания (а не ремесленником, имеющим изобразительные навыки). В творческом сознании должна присутствовать вера, что при помощи языка искусства можно сотворить любой мир, передать любую мысль, вызвать эмоциональный отклик. Творческие способности развиваются особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. П о мнению Л. С. Выготского, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции . Спасибо за внимание
V Список литературы 1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте–– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 2. . Ермолаева-Томина Л. Б . Е74 Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. —304 с. — (« Gaudeamus »). 3.Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990 4.Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с. 5.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О.: ТИТУЛ, 1996. 6.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ, 1996. 7.Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998 8.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — С. 9–20. https://idaten.ru/pedagogic/tvorcheskoe-razvitie-sposobnostey-podrostkov https://zen.yandex.ru/media/id/5b9007e0b4dba900ac7c07cb/10-uprajnenii-dlia-razvitiia-kreativnosti-5b9e7ec24f203f00ad288a20