Орнамент в круге

Антонова Мария Николаевна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ornament.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнение орнаментальных композиций в круге Антонова М.Н. Воспитатель МБДОУ № 27 «Искорка» города Белово Белово, 2020

Слайд 2

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), сооружений архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства.

Слайд 3

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный Характерной особенностью любого орнамента является его неразрывная связь с материалом, с общим направлением развития искусства в определенный промежуток времени . Его специфика выражается не только в единстве изображения с проектируемым изделием, его назначением, но и находит свое отображение в композиционном построении орнамента. Рассуждая об основах орнаментации изделий декоративного искусства, вначале необходимо обращать внимание на эстетику изображения, на особенности его композиционного решения.

Слайд 4

Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других .

Слайд 5

Композиция (от лат. сотроsitio ) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.

Слайд 6

Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими ( стилизация). В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства — это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним. Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти. Творческий метод создания орнаментальной композиции

Слайд 7

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.). Конструктивные элементы орнамента

Слайд 8

Сетчатый орнамент

Слайд 9

В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый . Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива. Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт : мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.

Слайд 10

1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции. 2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету. 3. Закон трех компонентности , смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число »три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления. Законы орнаментальной композиции:

Слайд 11

4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое. 5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ. 6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей .

Слайд 12

В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения: линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины; пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов; линеарно- пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно. Графическое решение орнаментальной композиции