Конспект открытого занятия по программе ИЗО-студии «Первоцвет» на тему: «Зимний пейзаж»

Петракова Елизавета Юрьевна

Целью данного занятия явлеятся создание условий  для изучения жанра  пейзажа, развития живописных навыков при работе над зимним пейзажем и углубления представлений о зиме в произведениях искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района  Санкт- Петербурга

Конспект открытого занятия

по программе ИЗО-студии «Первоцвет»

на тему: «Зимний пейзаж»

Возраст обучающихся 9-12 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования

Петракова Елизавета Юрьевна

Санкт-Петербург

2019


Конспект занятия

Тема: Новогодняя открытка.

Цель занятия: Создать условия для изучения жанра  пейзажа, развития живописных навыков при работе над зимним пейзажем и углубления представлений о зиме в произведениях искусства.

Задачи занятия:

обучающие:

  • расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка;
  • Научить передавать в рисунках основные признаки зимнего пейзажа;
  • обогащение словаря и развития речи учащихся. приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

развивающие:

  • развивать образное мышление и творческое восприятие действительности;
  • развивать творческую активность и любознательность;
  • умение работать в сотрудничестве с другими детьми.

воспитательные:  

  • воспитывать эстетический вкус и  культуру визуальных наблюдений.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая

Характеристика группы обучающихся: 

15  человек

в возрасте 9-12лет

1 год обучения.

Продолжительность занятия: 45 минут

Используемые дидактические и методические материалы:

  1. Методические пособия: журналы с иллюстрированным материалом, цветовые растяжки, цветовой круг
  2. Презентация « Зимние пейзажи».
  3.  Работы учащихся из фонда.

Материалы для учащихся:

  1. Белая бумага ф.А3
  2. Гуашь 12 цветов
  3. Палитра, кисти
  4. Простой карандаш, стирательная резинка.
  5. Гуашь 12 цветов
  6. Кисть веерная
  7. бумага для пастели ф.А4 (синий или голубой цвет)

Ход занятия

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Давайте оставим все проблемы за дверями учебного кабинета, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения.

Обучающиеся здороваются с учителем, садятся.

Проверяем готовность рабочих мест к уроку. Перечисляем принадлежности, которые должны лежать на парте (один из учащихся).

Вступительная часть.

Вопросы к учащимся:

– Я знаю, что Вы уже успели побывать в отделе художественного воспитания на увлекательном занятии под названием «Музыкальная гостиная.  На этом занятии вы познакомились с фортепианным циклом известного  русского композитора П.И. Чайковского. Напомните мне, как называется это всемирно известное произведение?

– А какие мысли, эмоции и фантазии возникали у вас в момент прослушивании данного цикла?

–  Ребята, знаете ли вы что такое пейзаж? И какими бывают пейзажи?

– Какие произведения известных художников на зимнюю тему вы знаете?

–  Какой цветовой гаммой вы бы воспользовались при написании зимнего пейзажа?

– Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов на тему «Зима в изобразительном искусстве»

Просматриваем презентацию.

В ходе просмотра выясняем:

  1. Что такое пейзаж?
  2. Какими бывают пейзажи
  3. В чем отличие зимнего пейзажа от летнего, осеннего и весеннего??
  4. Какую цветовую гамму мы будем использовать при создании зимнего пейзажа ?

Просмотр наглядного материала (репродукции картин известных художников на тему «Зимний пейзаж» в журналах )

Основная часть занятия.

– А сейчас мы приступим к написаю зимнего пейзажа. Мы постараемся изобразить зимний заснеженный лес, именно таким, какой он предстает перед нами в момент прослушивания музыкальных произведений П.И. Чайковского на зимнюю тему.

Этапы работы в материале:

  • Закладка фона гуашью (день, сумерки)
  •  определение линии горизонта
  • прорисовка силуэтов деревьев
  • проработка деталей(тени, снег, рефлексы)

Оговаривается мотивация:

– В конце занятия мы выберем с вами автора одного из самых выразительных пейзажей.

Практическая часть

Для начала необходимо определиться тем, какое время суток будет изображено на вашей картине . Предлагаются изобразить заснеженный лес на закате дня или же в дневное время суток.

В ходе беседы с обучающимися выясняется :

– Каким дети представляют себе зимний лес?

– В чем отличие зимнего пейзажа днем от зимнего пейзажа вечером?

– Какие оттенки будут преобладать в картине в то или иное время суток?

Берём белый или тонированный лист бумаги ( в зависимости от выбранного учеником изображаемого времени суток). Определяем линию горизонта. В зависимости от времени суток располагаем выше линии горизонта солнце (или на границе с ней).

Приступаем к работе над фоном. Размешиваем в палитре оттенки соответствующие выбранной цветовой гамме( выбранному времени суток). Прорисовываем сугробы ниже линии горизонта. Закладываем небо, с учетом плавного перехода от цвета к цвету.

Далее намешиваем оттенки для прорисовки стволов деревьев (в зависимости от выбранного времени суток). Средней синтетической кистью прорисовываем стволы деревьев, а тонкой кистью прорисовываем ветви.

Намечаем тени от деревьев на сугробах.

 В ходе работы педагог напоминает основные принципы работы с гуашью. А так же напоминает способы получения и варианты использования разных оттенков, задаются вспомогательные вопросы по ходу работы в цвете:

  1. При перекрытии первого слоя гуаши последующим, как избежать смешивания красок?
  2. как получить разные оттенки  синего цвета?
  3. Какой оттенок красного лучше взять для получения фиолетового цвета: алый или карминовый?
  4. Какие цвета надо добавить к синему цвету, чтобы сделать его светлее или темнее?
  5. Какой цвет самый главный при рисовании зимнего пейзажа ?

Завершающим этапом применяем технику художественного набрызга, на картине как бы появляются парящие снежинки.

По окончанию работы приводим рабочее место в порядок.

Подведение итогов.

После выполнения  учащимися работы, желающие могут защитить свою работу перед классом, рассказав почему они выбрали именно это время суток. Чем, по их мнению, их  работа отличается от работ других учащихся?

 Анализируем результаты каждого обучающегося. В каждой работе отмечаем положительные моменты и то, что следовало бы усовершенствовать. Обсуждаем, делимся мнениями, кому каждый и обучающихся может подарить свою открытку .

Коллегиально, методом голосования определяем, чей пейзаж оказался наиболее выразительным.

Вопросы для обсуждения:

  • Как бы вы назвали свою картину?
  • Довольны ли вы своей работой или вы желаете в ней что-либо изменить, дополнить ?
  • Получилось ли у вас с помощью оттенков передать именно то состояние природы, которое было задумано?

​Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:

  1. интересная  композиция в заданном формате,
  2. создание авторского варианта композиции;
  3. соответствие задумки результату
  4. создание завершенного образа, общее эстетическое впечатление от работы.

Список литературы:

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 2009
  3. Журналы “Юный художник”
  4. И. А. Лыкова, А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки» М., Академия Развития, 2004