Рабочая программа по предмету "Живопись"

Светикова Елена Николаевна

Задачи курса « Живопись» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений .

       Основным принципом обучения является не раздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучаемой формы.

         Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся необходимые сведения  о цвете в воздушной среде, взаимодействие цветов, спектре и дополнительных цветах.

        В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объемах (С учетом теплых и холодных цветов ), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, - как в закрытом помещении, так и под открытым небом  ( во время летней учебной практики).

        Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений  классиков и современных художников, Работа выполняется на бумаге гуашевыми красками или акварельными  в 1-ом классе первая и вторая четверти размер ¼, затем ½ листа.

 

      В  4 классе    вводятся  уроки живописи  масляными красками с целью ознакомления учащихся с техникой  и технологией масляной живописи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivopis.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

                      Утверждаю______________

……………………….

…………………………

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основному предмету

«ЖИВОПИСЬ»

Сроки реализации- 4 года

(5 класс - профориентация)

…………………….

2020

Пояснительная записка

Задачи курса « Живопись» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии ее цветосветовых отношений .

       Основным принципом обучения является не раздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучаемой формы.

         Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся необходимые сведения  о цвете в воздушной среде, взаимодействие цветов, спектре и дополнительных цветах.

        В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), затем на простых цветовых объемах (С учетом теплых и холодных цветов ), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, - как в закрытом помещении, так и под открытым небом  ( во время летней учебной практики).

        Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений  классиков и современных художников, Работа выполняется на бумаге гуашевыми красками или акварельными  в 1-ом классе первая и вторая четверти размер ¼, затем ½ листа.

 

      В  4 классе    вводятся  уроки живописи  масляными красками с целью ознакомления учащихся с техникой  и технологией масляной живописи.

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 1 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Вводная беседа. Знакомство с материалами (акварель, гуашь, кисти, бумага…)

3

2

Практическая работа с красками. Заливки. Смешивание красок (ступенчатое и непрерывное)

3

3

Несложная постановка из 2х предметов. Передача локального цвета.

6

4

Постановка из 2-3х предметов простой формы на нейтральной фоне. Свет и тень.

9

5

Постановка из  2-3х предметов простой формы на нейтральном фоне. Понятие: цвет, тень, полутень.

9

6

Постановка из 2-3х предметов на цветном фоне. Цветовой рефлекс. Зависимость цвета от окружающей среды. Холодные и теплые цвета.

6

7

Постановка из 2-3х предметов. Тон в живописи. Гризайль.

6

8

Постановка из 2-3х предметов более сложной формы на контрастном фоне.

9

Итого за полугодие:51 час

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 2 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Несколько быстрых этюдов с постановок из одного предмета и фруктов, овощей.

3

2

Постановка из чучела птицы и какого-либо предмета. Этюд.

3

3

Постановка из 2-3х предметов с ярко-выраженным цветом на столь же выразительном фоне. Декоративно-плоскостное решение.

3

4

Наброски с фигуры человека. (акварель, гуашь)

3

5

Постановка из 3-4х предметов. Цветовой контраст.

9

6

Постановка из 3-4х предметов. Сближение цвета

9

7

Постановка из 3-4х предметов. Единое тематическое содержание.

9

8

Итоговая постановка из 3-4х предметов.

12

Итого за полугодие:51 час

Итога за год: 102 часа

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 1 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Вводная беседа. Упражнения. Практическая работа с красками.

3

2

Постановка из 2-3х предметов с ярко-выраженным цветом на нейтральном фоне.

12

3

Постановка из 3-4х предметов, различных по материалу и фактуре (Гризайль).

9

4

Постановка из 3-4х предметов на нейтральном фоне.

9

5

Итоговая постановка.

18

Итого за полугодие:51 час

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 2 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Постановка из 3-4х предметов, близких по цвету.

9

2

Рисунок головы с живой модели.

9

3

Рисунок натюрморта в интерьере.

12

4

Рисунок головы в 3х ракурсах.

9

5

Натюрморт из 3-4х предметов с включением гипсовой головы.

12

Итого за полугодие:51 час

Итога за год: 102 часа

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 1 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Вводная беседа. Этюды.

3

2

Постановка из живых цветов.

9

3

Постановка из осенних листьев (клён, рябина,…)

9

4

Постановка из 3-5и предметов различных по цвету и тону на нейтральном фоне.

12

5

Постановка из 3-4х предметов, различных по фактуре на нейтральном фоне.

18

Итого за полугодие:51 час

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 2 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Постановка из 3-5ти предметов, близких по цвету не близком по цвету фоне.

9

2

Постановка из нескольких предметов близких по цвету на фоне нескольких драпировок со складками.

12

3

Быстрые этюды фигуры человека (с фоном)

12

4

Постановка из 5ти предметов на драпировке с орнаментом.

18

Итого за полугодие:51 час

Итога за год: 102 часа

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 1 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Постановка из свежих овощей, фруктов, цветов, листьев. Акцент на образность.

12

2

Постановка из 3-5ти предметов, различных по материалу, с более сложной фактурной тканью (шёлк, бархат, и т.д.)

18

3

Натюрморт в интерьере. Пространственное решение.

21

Итого за полугодие:51 час

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 2 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Этюд фигуры человека в интерьере.

12

2

Натюрморт из 3-5 предметов, различных по фактуре, тону, цвету, с гипсовым орнаментом или маской на заднем плане.

18

3

Итоговая постановка из 4-7ми предметов, нескольких драпировок (можно с орнаментом) в сложной цветовой гамме и непростых тональных отношениях.

21

Итого за полугодие:51 час

Итога за год: 102 часа

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 1 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Многофигурная постановка. Контражур. Композиция у окна.

12

2

Постановка из 3-5ти предметов, различных по материалу, с гипсовой головой, и более сложной фактурной тканью.

18

3

Натюрморт в интерьере. Пространственное решение.

21

Итого за полугодие:51 час

Живопись

Сводный тематический план

  1. класс. 2 полугодие.

№ п/п

Наименование темы  урока

Количество часов на выполнение

1

Многофигурная, сюжетная постановка в интерьере.

12

2

Натюрморт из 3-5ти предметов, различных по фактуре, тону, цвету, с гипсовой капителью на заднем плане.

18

3

Итоговая постановка из 4-7ми предметов, нескольких драпировок (можно с орнаментом) в сложной цветовой гамме и непростых тональных отношениях.

21

Итого за полугодие:51 час

Итога за год: 102 часа

Список используемой литературы.

1. Н.Н.Волков «Цвет в живописи» М., «Искусство» 1985

2. Беда Г. Живопись М 1977.

3. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта.

4. Ганжало Т. Живопись в первом (2-4) классе ДХШ. Журнал «Юный художник» № 8,9,10/89 , № 9/90

5. Пучков А., Триселев А. Методика работы над натюрмортом.

6. Сокольникова Н. Основы живописи. Обнинск «Титул» 1989.

7. Хидеяки Чидзиива «Гармония цвета» М., Астрель, 2003

8. Школа изобразительного искусства в 10 выпусках, М., 1988

9. Яшухин А.П. Живопись М.,1985

Рекомендуемая литература для преподавателя.

1. Алексеев С. Элементарный курс цветоведения. М.- Л., 1939

2. Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодарск, 1967

3. Белютин Э. Начальные сведения о живописи. М., 1955

4. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986

5. Иоагансон Б. О живописи. М., 1960

6. Кальнинг А. Акварельная живопись. М. 1961

7. Михайлов А. Искусство акварели: учебное пособие М.,1995

8. Порсин Ю. Руководство по работе акварельными красками. Л.1960

9. Смирнов Г. Живопись М., 1975

10. Шегаль Г. Колорит в живописи М., 1957

Литература для детей:

1. Калинина Т., Юсупова И. Путешествие с красками М.,1998

2. Начинающему художнику. Как писать акварелью. М., АСТ, Астрель, 2002 3. Начинающему художнику. Как нарисовать воду. М., АСТ, Астрель, 2002

4. Начинающему художнику. Как рисовать натюрморт. М., АСТ, Астрель, 02 5. Никологорская О. Волшебные краски М.,1997

6. Сингтон А. Искусство М., АСТ, Астрель, 2002

7. Кастерман Ж. Живопись М., АСТ, Астрель, 2002 8. История западной живописи. Живопись. М., АСТ, Астрель, 2002