Знакомство с техникой пластилинография

Черкашина Надежда Александровна
Пластилинография способствует развитию памяти, фантазии, снятию напряжения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_tehnikoy_plastilinografiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»  Ивнянского района

       «Знакомство с техникой пластилинография»

Вводное занятие.

                                                                                       

                               

п.Ивня

Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности через изучение техники пластилинографии.

Задачи:                                                                                                              Обучающие:

- Способствовать знакомству детей с новой техникой – пластилинография и ее видами;

Развивающие:

- Способствовать развитию творческих способностей детей, фантазии, художественного вкуса.

Воспитательные:

- Воспитывать терпение и уважительное отношение к своей работе.

Актуальность занятия обосновано тем, что пластилинография способствует развитию памяти, фантазии, снятию напряжения и расслаблению. Воспитывает усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить дело до конца и пробуждает интерес к лепке.

                                                     Ход занятия

1. Организационный момент.                                                                                                            

       Проверка готовности воспитанников к занятию.

       Подготовка рабочего места (застелить стол).

2. Постановка цели занятия.

Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня у нас занятие необычное. Мы познакомимся с пластилинографией и научимся приемам работы пластилином по оргстеклу, в процессе изготовления «картин».

3. Знакомство детей с новой техникой.

- Что такое « Пластилинография»?

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, и «пластилин» - подразумевается материал, при помощи которого осуществляется замысел.

Основной материал — пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

-Что такое пластилин?

Пластилин – это материал, который хорошо знаком вам с самого раннего детства. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Сегодня мы посмотрим нетрадиционное развитие использования пластилина в работе, например: такой работы как рисование пластилином на стекле.

В настоящее время для детей выпускаются следующие виды пластилина: (показ)

-парафиновый - в основе лежит парафин, способный в нагретом состоянии под воздействием небольших механических усилий воспринимать определенную форму;

-восковой - пластилин создан специально для еще не окрепших детских рук. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу.

-флуоресцентный - пластилин с флуоресцентным эффектом предназначен для детского творчества, может быть использован для лепки и рисования, он обладает отличными пластичными свойствами, хорошо размягчается и не липнет к рукам. Кроме того, ребенка очень порадует то, что его поделки будут получаться яркими и красочными! Флуоресцентный пластилин в темноте не светиться. Возможно, будет ярко отсвечивать, если на него посветить ультрафиолетом.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Показ готовых работ воспитанников.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные приемы лепки:

  • Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму;
  • Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик;
  • Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения;
  • Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев;
  • Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки;
  • Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь;
  • Надавливание и размазывание - надавливаем на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема.

Вот мы с вами вспомнили все основные приемы лепки.

Материалы и инструменты:

Для работы с пластилином понадобятся стеки, клеенка, оргстекло, маркер черного цвета, пластилин и готовый шаблон предмета, который вы хотите сделать.

4. Создание проблемной ситуации.

Ребята, как вы думаете, что нам надо знать, чтобы лепить пластилином для выполнения пластилинографических изображений? (предлагаю проблемную ситуацию, которые разрешают воспитанники, предлагая свои варианты, в свою очередь я направляю и предлагаю более правильные варианты).

5. Выполнение практической деятельности.

Правила техники безопасности:

Ребята, прежде чем приступить к работе с пластилином, вспомним, как надо с ним работать:

  • нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его;
  • лепить нужно на клеенке, чтобы защитить стол от случайного попадания пластилина;
  • нельзя бросать, где попало кусочки пластилина;
  • нельзя подносить стеки близко к глазам, грызть;
  • грязные руки надо вытирать салфеткой.
  • будьте внимательны и осторожны при работе со стеклом. Края у него обработаны, поэтому вы не пораните пальцы, но не надо стекло поднимать вверх, не надо его держать в руках;
  • нельзя его бросать на парту или на пол. оргстекло должно лежать на мягкой подложке.
  • не забывайте и о культуре труда, следите за состоянием своего рабочего места.
  • работайте аккуратно, не торопитесь.
  • после занятий лепкой следует очистить рабочее место, разложить неиспользованные кусочки пластилина по коробочкам и вымыть руки.

Физкультминутка.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. «Мишка карабкается по дереву» (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. «Кулак-ладошка» (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).

3. «Добываем огонь» (потереть ладошку ладошкой).

6. Этапы работы:

1) Подбор оргстекла, обработка оргстекла (для вас я стекло уже принесла в готовом виде). Берем стекло, обклеиваем края скотчем, обрабатываем оргстекло. Для чистки можно использовать влажную салфетку.

2) Выбор рисунка. Подбираем эскиз подходящего рисунка.

3) Перевод рисунка на оргстекло. Переносим эскиз на оргстекло, под оргстекло кладем рисунок, переносим рисунок черным маркером на оргстекло.

4) Нанесение пластилина. Сначала наносим пластилин на мелкие детали, затем на более крупные. Пластилин накладываем друг на друга слоями.

5) Оформление фона. Закончив основной рисунок, начинаем делать фон из цветной бумаги.

6) После того как наше изделие готово, необходимо оформить его в рамку.

7. Анализ выполненных работ.

Сегодня вы познакомились с техникой рисования пластилином по оргстеклу и с вами изготовили картинку из пластилина по оргстеклу.

  • Давайте посмотрим, у кого, что получилось?
  • Чьи работы вам понравились? Почему?
  • Расскажите, как вы выполняли свою работу?

8. Подвидение итогов.

Ребята, все справились с заданием. Все научились рисовать  пластилином по оргстеклу. Молодцы! Спасибо за работу!

Список литературы:

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография». - Издательство «Скрипторий», 2008 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы». – Издательство «Скрипторий», 2003 г.
  3. Учебное издание «Волшебный пластилин».- Издательство «Мозайка-синтез», 2010 г.
  4. Сайт - www.domsovetof.ru